Действующий
Настоящий стандарт распространяется на асбостальные листы и прокладки из них (далее - листы и прокладки), предназначенные для уплотнения стыков головки с блоком цилиндров, головки с выпускным коллектором и других систем двигателей внутреннего сгорания.
ГОСТ 10541-78 Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей. Технические условия
ГОСТ 24037-90 Материалы асбестополимерные листовые уплотнительные. Метод определения стойкости к воздействию жидкостей
ГОСТ 24038-90 Материалы асбестополимерные листовые уплотнительные. Метод определения сжимаемости и восстанавливаемости
ГОСТ 24039-80 Материалы асбестополимерные листовые уплотнительные. Метод определения размеров и плотности.
Марка листа | Группа | Подгруппа | Степень сжимаемости | Арматура | Связующее вещество | Рабочая среда | Максимальная температура, °С | Максимальное допустимое давление, МПа | Расчетное давление сжатия прокладок в двигателе, МПа* |
ЛА-1, ЛА-1Б, ЛА-1М, ЛА-5Б | А | Высокая | Перфорированная листовая сталь | Латексы синтетические или жидкий нитрильный каучук | Бензин и дизельное топливо | 90 | - | 10-14 | |
ЛА-1А, ЛА-3Б, ЛА-5А | Б | Средняя | Масло | 150 | 1,0 | 10-22 | |||
1 | В | Продукты сгорания топлива | 300** | - | |||||
ЛА-2, ЛА-2А, ЛА-2М, ЛА-3А | |||||||||
Низкая | Вода или охлаждающая жидкость | 125 | 0,35 | 15-36 | |||||
ЛА-АС | 2 | В | Низкая | Стальная сетка саржевого переплетения | Нитрильный каучук | Бензин и дизельное топливо | 90 | - | 21-25 |
Масло | 150 | 0,6 | |||||||
Продукты сгорания топлива | 400 | - | |||||||
Вода или охлаждающая жидкость | 125 | 0,35 | |||||||
______________________________ | * Рекомендуемое. ** Для листов марок ЛА-2, ЛА-2А и ЛА-2М 400°С.Примечание - Листы марки ЛА-ЗБ не должны применяться для изготовления прокладок к автомобильным двигателям.
Марка листа | Код ОКП | Длина | Ширина | Толщина | Допускаемые отклонения толщины в пределах одного листа | |||
Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | |||
ЛА-1, | 25 7711 0116 | 600 | + 10 | |||||
ЛА-1М | -5 | |||||||
25 7711 0122 | 625 | + 10 | ||||||
- 5 | 500 | +-5 | 1,75 | +-0,1 | 0,10 | |||
25 7711 0127 | 675 | +-10 | ||||||
25 7711 0133 | 830 | +-10 | ||||||
25 7711 0138 | 875 | +-10 | ||||||
ЛА-1А, | 25 7711 0219 | 625 | + 10 | |||||
ЛА-5А | -5 | |||||||
257711 0225 | 675 | +-10 | 500 | +-5 | 1,60 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 0231 | 830 | +-10 | ||||||
25 7711 0236 | 875 | +-10 | ||||||
ЛА-1Б, | 25 7711 0616 | 600 | + 10 | |||||
ЛА-5Б | 25 7711 0622 | 625 | -5 | 500 | +-5 | 1,75 | +-0,1 | 0,20 |
+ 10 | ||||||||
-5 | ||||||||
ЛА-2, | 25 7711 0318 | 625 | + 10 | |||||
ЛА-2А, | -5 | |||||||
ЛА-2М | 25 7711 0324 | 675 | +-10 | 500 | +-5 | 1,50 | +-0,1 | 0,10 |
25 7711 0328 | 735 | +-10 | ||||||
25 7711 0329 | 830 | +-10 | ||||||
25 7711 0335 | 875 | +-10 | ||||||
ЛА-3А | 25 7711 0473 | 650 | +-10 | |||||
25 7711 0476 | 675 | +-10 | +6 | |||||
25 7711 0491 | 875 | +-10 | 510 | -4 | 1,40 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 0488 | 850 | +-10 | ||||||
ЛА-3Б | 25 7711 0571 | 625 | + 10 | 510 | +6 | 1,60 | +-0,1 | 0,10 |
- 5 | -4 | |||||||
25 7711 0579 | 675 | +-10 | ||||||
25 7711 0586 | 830 | +-10 | 510 | +6 | 1,70 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 0594 | 875 | +-10 | -4 | |||||
ЛА-АС | 25 7711 5151 | 280 | ||||||
25 7711 5157 | 580 | +-10 | 810 | +-10 | 1,20 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 5161 | 260 | |||||||
25 7711 5169 | 660 | +-10 | 990 | +-10 | 1,20 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 5174 | 260 | |||||||
25 7711 5181 | 860 | +-10 | 760 | +-10 | 1,20 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 5152 | 280 | |||||||
25 7711 5158 | 580 | +-10 | 810 | +-10 | 1,40 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 5162 | 260 | |||||||
25 7711 5172 | 660 | +-10 | 990 | +-10 | 1,40 | +-0,1 | 0,10 | |
25 7711 5175 | 260 | |||||||
25 7711 5182 | 860 | +-10 | 760 | +-10 | 1,40 | +-0,1 | 0,10 | |
Примечание - По согласованию с потребителем допускается изготовлять листы других размеров, кратных целому числу прокладок |
Пример условного обозначения асбостальных листов марки ЛА-АС толщиной 1,20 мм, шириной 280 мм и длиной 580 мм:
Поверхность листов и прокладок не должна иметь оголенного каркаса и выступов материала, покрывающего каркас.
По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять листы с необрезанными краями, при этом допускаются оголенный каркас и выступы материала, покрывающего каркас, шириной до 5 мм по периметру листа.
Наименование показателя | Значение для марки | |||||||||||
ЛА-1 | ЛА-1Б | ЛА-1М | ЛА-5Б | ЛА-1А | ЛА-3Б | ЛА-5А | ЛА-2 | ЛА-2А | ЛА-2М | ЛА-3А | ЛА-АС | |
1 Сжимаемость, %, при давлении, МПа: | ||||||||||||
25 | - | 19-31 | - | 18-27 | - | - | - | - | - | - | - | - |
35 | 15-32 | - | 12-25 | - | 9-24 | 10-22 | 13-24 | 6-20 | 10-18 | 10-18 | 8-20 | - |
50 | - | - | - | - | - | - | - | - | 10-20 | - | - | 8-15 |
100 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11-19 |
2 Восстанавливаемость после снятия давления, %, не менее, при давлении, МПа: | ||||||||||||
25 | - | 25 | - | 40 | - | - | - | - | - | - | - | - |
35 | 10 | - | 25 | - | 18 | 9 | 34 | 15 | 30 | 40 | 14 | - |
50 | - | - | - | - | - | - | - | - | 30 | - | - | 45 |
100 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 40 |
3 Увеличение толщины при воздействии жидкостей, %, не более: | ||||||||||||
охлаждающей жидкости (тосол А 50% и вода - 50%) | 13,0 | - | - | - | 7,0 | 9,0 | - | 10,0 | - | 6,0 | 7,0 | - |
топливной смеси (70% изооктана и 30% толуола) | 27,0 | - | - | - | 14 | 7,0 | - | 28,0 | - | - | 6,0 | - |
моторного масла | 30,0 | - | - | - | 18,0 | 9,0 | - | 34,0 | - | 6,0 | 9,0 | 5,0 |
дистиллированной воды | - | - | - | - | 6,0 | - | 5,0 | |||||
бензина | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,0 |
дизельного топлива | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6,0 | - | 2,0 |
4 Увеличение массы при воздействии жидкостей, %, не более: | ||||||||||||
охлаждающей жидкости (тосол А - 50% и вода - 50%) | 23,0 | - | 16,0 | - | 18,0 | 9,0 | 5,0 | 18,0 | - | - | 10,0 | - |
топливной смеси (70% изооктана и 30% толуола) | 25,0 | - | 15,0 | - | 20,0 | 10,0 | 5,0 | 18,0 | - | - | 12,0 | - |
дистиллированной воды | - | 11,0 | - | 5,0 | - | - | - | - | 12,0 | - | - | - |
бензина | - | 17,0 | - | 5,0 | - | - | - | - | - | - | - | - |
моторного масла | - | 19,0 | - | 8,0 | - | - | - | - | - | - | - | - |
дизельного топлива | - | - | - | - | - | - | - | - | 14,0 | - | - | - |
Примечания1 Дополнительные показатели приведены в приложении А.2 По согласованию с потребителем для показателей 3 и 4 перечень жидкостей, в которых проводят испытания, может быть сокращен |
Прокладки одного обозначения по 50 шт. связывают в пачки шпагатом, заворачивают в упаковочную бумагу и снова обвязывают шпагатом. Прокладки наружным размером менее 120 мм неувязанными в пачки и прокладки, связанные в пачки по 50 шт., допускается упаковывать в картонные коробки или полиэтиленовую пленку. Масса брутто одной упаковки должна быть не более 60 кг.
По согласованию с предприятием-потребителем допускаются другие виды упаковки, обеспечивающие сохранность листов и прокладок при транспортировании и хранении.
ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака "Боится сырости" и дополнительных обозначений:
4.6 Каждое грузовое место маркируют по