Действующий
снегозадерживающими лесонасаждениями при объеме снегопереноса за зиму более 100
на 1 м пути, для которых ширину полос земель следует принимать с каждой стороны пути по нормам
табл.6.1. Там же приведены нормы для заносимых участков пути, располагаемых на остальных землях.
6.8 Во всех случаях снегозадерживающие и другие ограждения следует размещать с расчетом отложения метелевого снега вне водоотводных канав и не ближе 15 м от оси крайнего пути, расположенного на насыпях и в нулевых местах.
Расстояние от бровок выемок или внешних бровок водоотводных канав до лесонасаждений должно быть не менее 5 м.
6.9 При ограждении станций и узлов контурные и внутристанционные защиты следует размещать на границе станционных площадок и продолжать за пределы стрелочных горловин не менее чем на 50 м. Для внутристанционной защиты между парками необходимо предусматривать площадки шириной не менее 15 м.
6.10 Для участков железных дорог, подверженных ежегодному воздействию сильных ветров (со скоростью 15 м/с и выше), в местах гололедообразования и заноса пути мелкоземом на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для выращивания сельскохозяйственных культур, следует предусматривать специальные ветроослабляющие лесонасаждения. В случаях когда порывы сильного ветра могут угрожать безопасности движения поездов допускается устройство лесонасаждений на землях сельскохозяйственного назначения.
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Расчетный годовой│ Ширина полос земель для лесонасаждения, м │
│ снегоперенос, ├─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│ м3/м │на серых лесных│на солонцеватых│на каштановых,│
│ │почвах, подзолис-│черноземах и тем-│светлокаштановых,│
│ │тых почвах и чер-│но-каштановых │бурых почвах, а│
│ │ноземах, кроме│почвах │также почвах со-│
│ │солонцеватых │ │лонцового комп-│
│ │ │ │лекса │
├─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│ Для участков пути, располагаемых на орошаемых или осушенных землях, │
│ пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми │
│ насаждениями и виноградниками │
│ 100 │ 33 │ 40 │ 50 │
│ 125 │ 42 │ 50 │ 50 │
│ 150-200 │ 50 │ 50 │ 50 │
│ Для участков пути, располагаемых на остальных землях │
│ 25 │ 8 │ 10 │ 12 │
│ 50 │ 16 │ 20 │ 25 │
│ 75 │ 25 │ 30 │ 38 │
│ 100 │ 33 │ 40 │ 50 │
│ 125 │ 42 │ 50 │ 63 │
│ 150 │ 50 │ 60 │ 75 │
│ 200 │ 67 │ 80 │ 100 │
│ │ │ │ │
│ Примечание │
│ - Ширина земель для снегозадерживающих лесонасаждений│
│при снегопереносе более 200 м3 на 1 м пути, а также для защиты│
│территорий станций определяется проектом. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
В метелевых районах ширину ветроослабляющих насаждений, конструкции лесополос и строение насаждений в целом надлежит принимать по типу снегозадерживающих. В районах, где метели не наблюдаются, ширину таких лесополос допускается принимать равной 12 м.
6.11 Вдоль железнодорожных путей, пересекающих песчаные территории, должны быть предусмотрены средства защиты от переноса песка на полотно железнодорожных путей и сооружения в первую очередь с помощью фитомелиоративных и других природоохранных мероприятий.
Расчетный принос песка следует определять с вероятностью превышения на линиях скоростных, особогрузонапряженных, I и II категорий - 1:15 (7%), в сильнозаносимых местностях малонаселенных районов - 1:20 (5%), на линиях остальных категорий - 1:10 (10%).
6.12 Ширина полосы под фитомелиоративные средства защиты песчаных земель принимается с каждой стороны в пустынных и полупустынных районах не менее 200 м, а в остальных - не менее 100 м.
За зоной фитомелиоративных мероприятий надлежит выделять охранную зону шириной не менее 500 м в пустынных и полупустынных районах и 100 м - в остальных районах, где запрещаются действия, способствующие увеличению подвижности песков (уничтожение растительности, выпас скота, нарушение почвенного покрова и т.п.).
6.13 Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения, которые при необходимости должны применяться в комплексе с другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по
СНиП 2.01.15-90, при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения надлежит проектировать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и на потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока.
6.14 При невозможности выноса трассы железнодорожной линии из зон вероятного воздействия потенциально опасных техногенных процессов (подрабатываемые территории, затопление при прорыве плотин и т.п.) должны предусматриваться специальные защитные мероприятия.
6.15 В сейсмоопасных (7 баллов и более) зонах на участках, подверженных склоновым процессам, положение трассы железнодорожной линии и конструкции защитных сооружений подлежат технико-экономическому сравнению с вариантами выноса трассы за пределы воздействия склоновых процессов или ухода в тоннель.
6.16 В районах, подверженных метелям и песчаным заносам, здания и устройства, возвышающиеся над уровнем головки рельса, следует размещать, как правило, с подветренной стороны пути.
6.17 Для участков железных дорог, подверженных воздействию снежных лавин, необходимо предусматривать противолавинные мероприятия.
Лавинозащитные устройства, воспринимающие удар лавины, рассчитываются на нагрузки, соответствующие дальности ее выброса, определенной с вероятностью превышения 1:100 (1%) для линий скоростных, особогрузонапряженных, I, II категорий и 1:50 (2%) для линий более низких категорий. Лавинозащитные отбойные дамбы применяются только в сочетании с лавиноуловителями и тормозящими устройствами.
6.18 Элементы застройки склонов рассчитываются на давление снежного пласта, высота которого определяется с вероятностью превышения 1:50 (2%) для линий скоростных, особогрузонапряженных, категорий I и II и 1:25 (4%) для линий III, IV категорий. Защитную застройку склонов следует вести только сверху вниз.
6.19 Железнодорожные пути скоростных дорог на станциях и перегонах должны быть ограждены. В местах возможного выхода на железнодорожный путь скота и крупных диких животных следует предусматривать ограждающие устройства для железных дорог всех категорий.
6.20 Необходимые защитные сооружения и средства (снего- и пескозащиты, противообвальные, противолавинные, противоселевые средства, охранные лесополосы и др.) могут располагаться как в полосе отвода железной дороги, так и за ее пределами, в специально выделенных охранных зонах - по согласованию с землевладельцами и в соответствии с земельным законодательством.
6.21 Строительство сооружений, защищающих железнодорожное полотно от разрушающего воздействия опасных геологических и других природных явлений и процессов (лавин, обвалов, оползней, селевых потоков и т.п.), должно быть закончено до ввода соответствующих участков дороги во временную эксплуатацию, или эти участки должны иметь временную защиту.
6.22 Устройство задерживающих сооружений (заградительных и поддерживающих стен, улавливающих траншей и т.п.) должно быть закончено одновременно с путевыми работами. Допускается обеспечение безопасного пропуска поездов со строительными грузами с использованием временных защитных сооружений только на период производства работ в пределах одного перегона.
6.23 Предусмотренные проектом мероприятия по защите от наледей должны, как правило, осуществляться до начала строительства основного сооружения.
7. Искусственные сооружения
7.1 Место перехода и положение проектируемых сооружений в отношении продольного профиля и плана линии определяется проектом.
7.2 Мосты ( в том числе путепроводы, виадуки, эстакады, пешеходные мосты) и трубы под насыпями на железных дорогах должны соответствовать требованиям
СНиП 2.05.03-84*.
7.3 Мосты через водные пути должны удовлетворять требованиям судоходства и лесосплава. Габариты подмостовых судоходных пролетов должны приниматься в соответствии с ГОСТ 26775-85.
7.4 Допускается увеличивать отверстие мостов и труб для использования их в качестве пешеходных проходов, скотопрогонов, а в случае технико-экономической целесообразности - для пропуска автомобильного транспорта и сельскохозяйственных машин.
Габариты сооружений, используемых в указанных целях, следует принимать не менее, м:
ширина пешеходных мостов - 2,25;
пешеходных тоннелей - 3,0;
7.5 Строительство водопропускных труб и береговых опор мостов должно быть закончено до начала отсыпки прилегающих участков насыпей, а монтаж блоков пролетного строения осуществляется после отсыпки конусов насыпи.
Последовательность выполнения работ по строительству малых искусственных сооружений и возведению земляного полотна, установленная проектом, может уточняться в проектах производства работ (ППР) по согласованию с генподрядной организацией.
7.6 Тоннели должны соответствовать требованиям СНиП II-44-78.
В задании на проектирование тоннелей должна учитываться согласованная с заказчиком обеспеченность требуемых характеристик их газовых и тепловлажностных режимов с учетом вероятности расчетных сочетаний метеорологических и технологических условий эксплуатации, а также пропускной способности линии.
7.7 Руководящий уклон или уклон усиленной тяги, принятый для открытых участков трассы, допускается сохранять в тоннеле при длине его не более 300 м. При длине тоннеля более 300 м уклон в тоннеле и на подходах к нему со стороны подъема на протяжении, равном принятой на линии длине приемоотправочных путей, не должен превышать руководящий уклон (или уклон усиленной тяги), умноженный на коэффициент смягчения, величина которого обосновывается расчетом.
Продольный профиль пути в тоннеле должен быть односкатным или двухскатным с уклонами не менее 3
и в исключительных случаях не менее 2
; горизонтальные участки длиной до 400 м допускаются в двухскатных тоннелях лишь как разделительные площадки между двумя уклонами, направленными в разные стороны.
7.8 Расположение тоннелей в плане должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к открытым участкам железнодорожной линии.
8. Примыкания и пересечения
8.1 Пересечения новых линий и подъездных путей с другими железнодорожными линиями и подъездными путями, трамвайными, троллейбусными линиями, магистральными улицами общегородского значения и скоростными городскими автомобильными дорогами, а также с автомобильными дорогами I - III категорий устраиваются только в разных уровнях. Пересечения с автомобильными дорогами IV - V категорий устраиваются в разных уровнях, если: