Действующий
1.3.8. Способ биполярных координат (случай угловой засечки) выгодно применять для определения планового положения проектных точек, удаленных на значительное расстояние от опорных точек или расположенных за естественными препятствиями. Последовательность работ (
рис. 1.5): в опорных точках В и С одновременно двумя теодолитами строят проектные утлы
и
; в пересечении направлений линий визирования - в точке М - ставят веху. Это и будет плановое положение проектной точки М.
Засечка считается надежной, если
.
1.3.9. Способом биполярных координат (случай линейной засечки) (
рис. 1.6) от опорных точек С и D одновременно откладывают (с помощью стальных лент, мерного троса, рулеток) проектные расстояния (радиусы) а и b. Пересечение радиусов определяет плановое положение проектной точки М. Работа производится дважды. Среднее положение точки М считается наиболее надежным.
1.3.10. Способ створов. Последовательность работ (
рис. 1.7): от опорной точки А, откладывая проектное расстояние a, получают начальную точку D створа DC. От нее откладывают расстояние b и получают плановое положение проектной точки M.
1.3.11. Определение на местности высотного положения проектной точки производится методом нивелирования из середины (
рис. 1.8). Для этого устанавливают нивелир в рабочее положение между репером (связующей точкой) и проектной точкой М, плановое положение которой известно. Производят отсчет а по рейке, установленной на репере, и вычисляют горизонт прибора
. Определяют отсчет на проектную точку (разность между горизонтом прибора
и высотой проектной точки)
. В проектной точке М забивают кол так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному отсчету
.
1.3.12. Допускается на крутых склонах высотное положение проектных точек определять при помощи тригонометрического нивелирования или методом ватерпасовки склона надлежащей точности.
1.3.13. В необходимых случаях разрешается обозначить высотное положение проектной точки горизонтальной чертой на стенах существующих зданий, сооружений, на деревьях и пр.
1.3.14. Перенесение на местность линии заданного уклона производится наклонным лучом геодезического прибора (нивелира, теодолита и т.п.). При работе нивелиром (
рис. 1.9) его устанавливают примерно в середине переносимой линии. По высоте
исходной точки А, расстоянию d и заданному уклону
вычисляют высоту точки В (
) и переносят ее на местность по методу, изложенному в
п. 1.3.11. Наклоняют визирную ось зрительной трубы нивелира подъемными винтами а и в так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В, были одинаковы (
). В точках 1, 2, 3 забивают колья так, чтобы отсчеты по установленным на них рейкам получились равными
.
1.3.15. Для сгущения точек линии заданного уклона допускается использование визирок. В этом случае для разбивки положения этой линии по высоте между ее конечными точками А и В (
рис. 1.10) ставят ряд промежуточных 1, 2 и т.д. В соответствии с этим в точках А и В устанавливают визирки, а в точках 1, 2 забивают колья так, чтобы визирки, поставленные на них, оказались на уровне взгляда между визирками в точках А и В.
1.3.16. Перенесение на местность проектной плоскости производят наклонным лучом нивелира (
рис. 1.11). Четыре точки плоскости (А, В, С, D) выносят на местность методами, изложенными в
пп. 1.3.11 и
1.3.12. Устанавливают нивелир между точками А и В так, чтобы подъемные винты a, b были параллельны линии АВ. Действуя винтами а, b, наклоняют визирную ось нивелира так, чтобы отсчеты по рейкам, поставленным в точках А и В, были одинаковыми. Действуя винтом с, наклоняют визирную ось до получения такого же отсчета по рейке, установленной в точке С. Производят контрольный отсчет по рейке, установленной в точке D, который должен быть одинаковым с отсчетами по рейкам в точках А, В, С. В случае расхождения работу повторяют. По всей поверхности в необходимых точках
,
... забивают колышки так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным на них, были равны отсчету в основных точках А, В, С, D.
1.4. Планово-высотное обоснование разбивочных работ
1.4.1. Все геодезические работы при разбивке искусственных сооружений производятся с исходных опорных точек и линий планово-высотного обоснования.
1.4.2. Исходной основой создания планово-высотного обоснования строительства являются точки государственной и ведомственной геодезических опорных сетей, а также опорные точки магистрального хода, выполненного при изысканиях и проектировании дороги и ее искусственных сооружений.
1.4.3. Проект опорной сети строительства с подетальной разбивкой каждого сооружения составляется проектной организацией и согласовывается с главным инженером строительства. При этом должны быть рассмотрены разные варианты планово-высотного обоснования строительства и методы детальной разбивки сооружения. Выбранный вариант должен отвечать условиям экономичности и качества строительных работ с учетом технических возможностей геодезической службы.
1.4.4. В качестве вариантов опорной сети наиболее приемлемы: для мостов, виадуков, путепроводов и плотин - сеть осевых линий, геодезические четырехугольники, триангуляция, трилатерация; для тоннелей - триангуляция, трилатерация и полигонометрия; для сооружений в городах в зависимости от размеров и вида сооружения - сеть осевых линий, трилатерация, триангуляция, полигонометрия, строительная сетка, четырехугольники без диагоналей; для комплексов обслуживания дорог - сеть осевых линий и строительная сетка.
1.4.5. При выборе вариантов создания геодезической основы оценивают рациональность использования намеченных способов разбивки и обеспеченность необходимой точности геодезических разбивочных работ во всех звеньях их производства на каждом сооружении.
1.4.6. Необходимость привязки к пунктам геодезической опорной сети определяется выбранными способами разбивки и методикой производства строительных работ.
1.4.7. Плановым обоснованием могут служить пункты разбивки существующей и проектируемой сети триангуляции, полигонометрии и трилатерации, а высотным обоснованием - марки и реперы государственной и ведомственной нивелирных сетей. В процессе строительства указанные сети сгущаются до требуемых пределов пунктами сетей съемочного обоснования.
1.4.8. Проект планово-высотного обоснования разбивочных работ разрабатывают до начала их производства.
1.4.9. В качестве опорной сети для разбивочных работ на автомобильной дороге может использоваться восстановленная трасса с закрепленными на местности постоянными и временными реперами, начальными, угловыми, створными и конечными точками.
1.4.10. Сети планового и высотного обоснования для разбивки искусственных инженерных сооружений, комплексов эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ, ЦБЗ, полигонов ЖБК строят в каждом случае индивидуально в зависимости от вида работ.
1.4.11. При приемке геодезических опорных сетей, строительства сооружений и разбивки осей сооружения организуется комиссия под председательством главного инженера строительства и составляется соответствующий акт. Специальные комиссии создаются и для приемки геодезических разбивочных работ в период строительства.
1.4.12. Разбивка сооружений ведется с точек опорной сети строительства в соответствии с рекомендациями, указанными в проекте.
1.4.13. Выбор геодезических приборов и приспособлений для производства разбивочных работ осуществляется на основании требуемых норм точности в соответствии с рекомендациями настоящей инструкции.
Раздел 2. Пределы точности геодезических разбивочных работ
2.1. Точность работ при перенесении проектов автомобильных дорог на местность
2.1.1. При перенесении проектов сооружений на местность и разбивочных работах устанавливают: пределы точности перенесения проектов, их главных осей и элементов относительно местных объектов; пределы точности соблюдения формы, размеров и размещения отдельных элементов, их частей и осей между собой и относительно главных осей сооружения или относительно опорной геодезической сети строительства.
2.1.2. При перенесении проектов сооружений на местность пределы точности работ по размещению трассы и главных осей сооружения относительно местных объектов и элементов местности должны соответствовать проектным. Точность размещения отдельных частей и осей сооружения между собой и относительно главных осей и геодезической опорной сети должна соответствовать действующим строительным допускам.
───────────────────┬────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────
Измеряемая линия │ Характер │Предельные ошибки определения длины трассы для категории дорог
│ ├────────────┬───────────┬────────────┬────────────┬────────────
│ │ I │ II │ III │ IV │ V
───────────────────┼────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────
Вся трасса│Равнинная │ 1:1600 │ 1:1200 │ 1:1100 │ 1:800 │ 1:600
восстановлении │ │ │ │ │ │
│Пересеченная │ 1:1100 │ 1:800 │ 1:700 │ 1:600 │ 1:400
│Горная │ 1:800 │ 1:600 │ 1:500 │ 1:400 │ 1:300