(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 19263-73 "Шинопроводы магистральные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.14. Установленный срок службы шинопроводов до замены - не менее 20 лет. Критерием предельного состояния является снижение сопротивления изоляции шинопровода ниже требований, установленных "Правилами устройства электроустановок", гл. 1.8.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4, 5).
2.14а. Установленная безотказная наработка - не менее 12000 ч.
Критериями отказа шинопроводов являются:
пробой изоляции;
воспламенение элементов шинопроводов;
отделение (выброс) горящих, раскаленных или расплавленных частиц элементов шинопроводов.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
2.15. В комплект шинопроводов входят элементы, число и номенклатура которых устанавливается по согласованию с потребителем или в соответствии с заказом-нарядом внешнеторговой организации.
К шинопроводу прилагается "Техническое описание и инструкция по эксплуатации" по ГОСТ 2.601.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.16. Контактные соединения шинопроводов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10434.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2.17. В качестве изоляционных материалов элементов шинопровода должны применяться негорючие или трудногорючие материалы в соответствии с классификацией ГОСТ 12.1.044.
(Введен дополнительно, Изм. N 5).

3. Требования безопасности

3.1. Шинопроводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 и по способу защиты человека от поражения электрическим током относиться к классу I указанного стандарта.
В части устройства защитного заземления шинопроводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.030.
3.2. Степень защиты по ГОСТ 14254 токоведущих частей шинопроводов (в собранном виде) должна быть установлена в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
3.3. Изоляция шинопроводов, не бывших в эксплуатации, в холодном состоянии при нормальных климатических условиях по ГОСТ 16962 должна в течение 1 мин выдерживать испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц, установленное ГОСТ 12434*. Значения испытательного напряжения должны быть указаны в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
Критерии оценки электрической прочности изоляции - по ГОСТ 2933**, разд. 4.
3.3а. Сопротивление изоляции каждого элемента шинопровода, не бывшего в эксплуатации, в холодном состоянии при нормальных климатических условиях по ГОСТ 16962 должно быть не менее 100 МОм.
Примечание. Значения сопротивления изоляции комплектующих аппаратов - в соответствии со стандартами и техническими условиями на эти аппараты.
3.1-3.3а. (Измененная редакция, Изм. N 5).
3.4. Конструкция шинопроводов должна обеспечивать возможность и удобство очистки от пыли (продувка, отсос, протирка и т.п.) при снятом напряжении.
3.5. Вероятность возникновения пожара от шинопровода не должна превышать 10(-6) в год в течение всего срока службы.
Снижение пожарной опасности шинопровода в нормальном и аварийном режимах должно достигаться выполнением требований ГОСТ 12.2.007.0, разд. 3.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
3.6. Правила проведения испытаний в части требований безопасности - по ГОСТ 12.3.019.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).

4. Правила приемки

4.1. Для проверки соответствия шинопроводов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные и периодические испытания.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.2. При приемо-сдаточных испытаниях должен проводиться сплошной контроль элементов шинопроводов на соответствие требованиям пп. 2.1 (в части внешнего вида), 2.15 и выборочный контроль на соответствие требованиям пп. 2.1 (в части размеров), 2.12 (за исключением требования к баллу адгезии), 2.13 (за исключением требования к прочности сцепления), 2.16 (в части требований к конструкции и значению начального электрического сопротивления контактных соединений), 3.3, 6.1.
Объем выборки следует устанавливать в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.
Если при выборочном контроле будет установлено несоответствие шинопроводов какому-либо из перечисленных требований, то по этому требованию проводится сплошной контроль.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
4.3. При периодических испытаниях следует проводить контроль в соответствии с табл. 3; периодичность испытаний - не реже одного раза в пять лет. Испытания следует проводить на элементах, прошедших приемо-сдаточные испытания.
Таблица 3
Виды испытаний и проверок
Пункты
технических требований
методов испытаний
Проверка внешнего вида
Проверка размеров
Климатические испытания
Испытания на воздействие механических факторов внешней среды
Испытание на нагрев номинальным током
Испытание на стойкость к токам короткого замыкания
Испытания на механическую прочность шинопроводов
Испытания на механическую прочность устройств для крепления шинопроводов
Проверка массы элементов шинопровода
Проверка массы 100 м прямого участка шинопровода и удельной массы шинопровода
Проверка материала шин
Проверка электрической связи между заземляемыми частями шинопровода
Проверка лакокрасочных покрытий
Проверка металлических и неметаллических неорганических покрытий
Проверка установленного срока службы
Проверка установленной безотказной наработки
Проверка комплектности
Испытания контактных соединений
Проверка изоляционных материалов
Проверка степени защиты
Проверка электрической прочности изоляции
Проверка сопротивления изоляции
Проверка на пожарную безопасность
Проверка маркировки элементов шинопровода
Проверка упаковки
Проверка транспортной маркировки
Проверка наличия и правильности оформления упаковочного листа
Проверка наличия эксплуатационной документации
(Измененная редакция, Изм. N 5).
Проверку на соответствие требованиям пп. 2.5, 2.6, 2.7 (в части механической прочности шинопроводов), 2.10. 3.2 проводят на линиях, состоящих из элементов шинопровода конкретного типа. Остальные испытания проводят на отдельных элементах.
Номенклатуру и количество элементов, входящих в линию, а также объем выборки устанавливают в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей, проводят повторные испытания на удвоенном числе элементов. Результаты повторных испытаний являются окончательными.
4.4, 4.5. (Исключены, Изм. N 3).

5. Методы испытаний

5.1. Испытания на соответствие требованиям п. 2.5 следует проводить по ГОСТ 2933, разд. 5. Испытания проводят на линии, состоящей не менее чем из двух соединенных между собой секциях, закрытых с торцов и установленных в рабочем положении на высоте не менее 0,5 м от пола. Температуру шин измеряют в середине секции.
Проверку ответвительных секций следует проводить пропусканием через эти секции их номинального тока. При этом по шинопроводу должен протекать его номинальный ток до места установки ответвительной секции.
5.2. Испытание на стойкость к токам короткого замыкания по п. 2.6 следует проводить по ГОСТ 2933, разд. 9.
Допускается проводить испытания переменным током с амплитудой, превышающей значения постоянного тока на 20%.