(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП 2.05.13-90 "Нефтепродуктопроводы,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
кабельные линии технологической связи;
устройства электроснабжения и дистанционного управления запорно-регулирующей арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
узлы оперативного учета количества транспортируемых нефтепродуктов с дистанционной передачей показаний;
противоэрозийные и защитные сооружения трубопроводов;
указательные и предупредительные знаки.

1. Общие положения

1.1. При проектировании нефтепродуктопроводов (в дальнейшем, за исключением особо оговоренных случаев, - трубопроводов) кроме требований настоящих норм следует руководствоваться СНиП 2.05.06-85, а также другими нормативными документами, утвержденными или согласованными с Госстроем СССР в части требований, предъявляемых к магистральным нефтепродуктопроводам и не противоречащих данным нормам.
1.2. Проектирование трубопроводов, сооружаемых на территории предприятия поставщика или потребителя нефтепродуктов, следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП II-106-79, СНиП II-89-80, СН 527-80 и других нормативных документов, утвержденных или согласованных с Госстроем СССР.
1.3. Конструктивные решения, обеспечивающие надежность и безаварийность трубопровода, должны исключать необходимость строительства вдоль трубопровода защитных сооружений по сбору разлившегося нефтепродукта (амбаров, сборников, канав и т.п.).
1.4. Строительство, очистку полости и испытание трубопроводов следует производить в соответствии с требованиями СНиП III-42-80, при этом линейную часть трубопровода надлежит подвергать циклическому гидравлическому испытанию на прочность и проверке на герметичность в соответствии с постановлением Госстроя СССР от 5 ноября 1982 г. N 272.

2. Классификация трубопроводов

2.1. Трубопроводы в зависимости от их диаметра подразделяются на два класса:
I класс - при условном диаметре свыше 200 мм до 500 мм включ.;
II класс - при условном диаметре 200 мм и менее.
2.2. В зависимости от класса трубопроводы должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
┌───────┬───────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Класс │ Коэффициент условий работы │ Количество монтажных сварных │
│трубо- │трубопровода при расчете его на│соединений, подлежащих контролю│
│провода│ прочность, устойчивость и │ радиографическим методом, % │
│ │ деформативность │ общего количества │
├───────┼───────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ I │ 0,5 │ 100 │
│ II │ 0,6 │ 100 │
└───────┴───────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
┌───────┬───────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
2.3. Подводные трубопроводы на переходах через водные преграды на участке горизонта высоких вод (ГВВ) при 1%-ной обеспеченности, а также участки трубопроводов, прокладываемых вдоль водоемов, водотоков, оврагов и т.п. на отметках выше их по рельефу, следует относить к I классу. При этом расстояние от оси трубопровода до уровня уреза воды в водоеме, водотоке или края оврага должно быть не менее 150 м.

3. Трасса трубопроводов

3.1. При выборе трассы трубопровода следует исходить из необходимости обеспечения надежности трубопровода, предотвращения возможного проникновения нефтепродуктов в здания, сооружения, грунт и водоемы, применения наиболее эффективных и высокопроизводительных методов производства строительно-монтажных работ, а также возможности подъезда транспортных и ремонтных машин к любому участку трубопровода для проведения требуемых работ.
3.2. Трассы трубопроводов следует прокладывать, как правило, вне зоны селитебной территории городов и других населенных пунктов, преимущественно в пределах промышленных, коммунально-складских и санитарно-защитных зон предприятий и по другим территориям, свободным от жилой застройки.
В зоне селитебной территории поселения допускается прокладка трубопроводов при условии, что рабочее давление не должно превышать 1,2 МПа, а участок трубопровода следует укладывать в защитном кожухе*(3).
3.3. Трубопроводы I класса допускается прокладывать только в промышленных, коммунально-складских и санитарно-защитных зонах территорий городов и других населенных пунктов, а там, где зоны не выделены, - вне жилой застройки.
3.4. Прокладку трубопроводов следует предусматривать подземной с минимальным числом пересечений инженерными коммуникациями и дорогами. Не допускается прокладка трубопроводов на опорах, эстакадах, а также в каналах и тоннелях.
3.5. Расстояния от трубопроводов до зданий, сооружений и инженерных сетей следует принимать в зависимости от условий прохождения трассы (плотности застройки, значимости зданий и сооружений, рельефа местности, сохранности трубопровода и пр.) и необходимости обеспечения безопасности, но не менее значений, указанных в табл. 2.
Таблица 2
┌─────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
│ Здания и сооружения │Минимальные расстояния по│
│ │ горизонтали в свету, м │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│1. Общественные здания и сооружения; жилые│ │
│здания в три этажа и более │ 50 │
│ │ │
│2. Жилые здания в один и два этажа; автозап-│ │
│равочные станции; электроподстанции; кладби-│ │
│ща; мачты (башни) и сооружения многоканальной│ │
│радиорелейной связи; телевизионные башни;│ │
│теплицы; склады различного назначения │ 20 │
│ │ │
│3. Территории промышленных и сельскохозяйст-│ │
│венных (фермы, тока, загоны для скота, силос-│ │
│ные ямы) предприятий; дачи; садовые домики;│ │
│индивидуальные гаражи при числе боксов свыше│ │
│20; путепроводы железных и автомобильных до-│ │
│рог; канализационные сооружения │ 15 │
│ │ │
│4. Железные дороги общей сети и автодороги I,│ │
│II, III категорий, параллельно которым│ │
│прокладывается трубопровод; индивидуальные│ │
│гаражи при числе боксов менее 20 │ 10 │
│ │ │
│5. Железные дороги промышленных предприятий и│ │
│автомобильные дороги IV и V категорий,│ │
│параллельно которым прокладывается│ │
│трубопровод; отдельно стоящие нежилые и│ │
│подсобные строения │ 5 │
│ │ │
│6. Мосты железных и автомобильных дорог с│ │
│пролетом свыше 20 м (при прокладке│ │
│трубопроводов ниже мостов по течению) │ 75 │
│ │ │
│7. Водопроводные насосные станции; устья│ │
│артезианских скважин; очистные сооружения│ │
│водопроводных сетей │ 30 │
│ │ │
│8. Воздушные линии электропередачи,│В соответствии с требова-│
│параллельно которым прокладывается│ниями ПУЭ, утвержденными│
│трубопровод; опоры воздушных линий│Минэнерго СССР │
│электропередачи при пересечении ими│ │
│трубопроводов; силовые кабели │ │
│9. Инженерные сети (существующие), параллель-│ │
│но которым прокладывается трубопровод: │ │
│ водопровод, канализация, теплопроводы,│ │
│ кабели связи │ 5 │
│ газопроводы, нефтепроводы, нефтепродук-│ │
│ топроводы │ 2,5 │
│ │
│ Примечания: 1. Расстояния, указанные в табл. 2, следует принимать:│
│для жилых и общественных зданий и сооружений, дач, садовых домиков,│
│индивидуальных гаражей, отдельных промышленных предприятий, сооружений│
│водопровода и канализации, артезианских скважин - от границ, отведенных│
│им территорий с учетом их развития; для железных и автомобильных дорог│
│всех категорий - от подошвы насыпи земляного полотна или бортового│
│камня; для всех мостов - от подошвы конусов. │
│ 2. При соответствующем технико-экономическом обосновании│
│допускается сокращать приведенные в поз. 2 и 3 (кроме жилых зданий)│
│расстояния от трубопровода не более чем на 30%, при условии, что│
│трубопровод I класса следует прокладывать в защитном кожухе, концы│
│которого выводятся на 20 м за пределы проекции защищаемой застройки на│
│трубопровод, а трубопровод II класса - при условии отнесения его к I│
│классу. │
│ 3. Допускается прокладка трубопроводов II класса на расстоянии не│
│менее 30 м от общественных и жилых зданий, приведенных в поз. 1, при│
│условии укладки их в местах приближения (от 50 до 30 м) в защитном│
│кожухе. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐

4. Конструктивные требования к трубопроводам

4.1. Расчет трубопроводов на прочность и устойчивость следует производить в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85, при этом коэффициент условий работы трубопровода принимается по табл. 1 настоящих норм.
Расчетное значение номинальной толщины стенки труб должно приниматься с поправкой на внутреннюю коррозию в зависимости от коррозионной активности транспортируемого нефтепродукта и расчетного срока эксплуатации трубопровода по табл. 3.
Расчетные схемы и методы расчета трубопроводов необходимо выбирать с учетом использования ЭВМ.
Таблица 3
┌────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Среда │ Глубина │
│ │ коррозионного разрушения, │
│ │ мм/год │
├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Бензин │ 0,001-0,005 │
│Дизельное топливо, керосин, реактив-│ │
│ное топливо │ 0,01-0,05 │
│Мазут │ 0,05-0,1 │
└────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
4.2. В случае подключения проектируемого трубопровода (отвода) к магистральному необходимо произвести проверочный расчет его на прочность давлением, принятым для магистрального трубопровода, при этом коэффициент условий работы трубопровода следует принимать равным 0,75.
4.3. Для трубопроводов, прокладываемых на подрабатываемых территориях и в районах сейсмичностью 7-8 баллов, толщину стенок труб следует принимать на 2-3 мм больше расчетной.
4.4. В грунтах с несущей способностью менее 0,025 МПа, а также в грунтах с включениями строительного мусора и перегноя дно траншеи следует усиливать путем прокладки бетонных брусьев, устройства свайного основания или втрамбовывания в него щебня или гравия, при этом подсыпку трубопровода и засыпку его следует производить легким или песчаным грунтом.
4.5. Участки трубопроводов, прокладываемых в подводной траншее через болота, реки или заливаемые поймы, а также в обводненных районах, должны быть рассчитаны против всплытия. Если результаты расчета подтверждают возможность всплытия трубопровода, следует предусматривать мероприятия по исключению этого.
4.6. Глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее 1,2 м до верха трубы или защитного кожуха (футляра)*(4); в пучинистых грунтах - не менее глубины промерзания грунта.
4.7. Допускается прокладыватъ в одной траншее два и более трубопроводов при условии, что суммарное сечение их не должно превышать 0,2 .
4.8. При прокладке в одной траншее одновременно двух и более трубопроводов расстояния между ними в свету должны быть для труб условным диаметром:
до 150 мм включ. - не менее 0,4 м;
200 мм и более - не менее 0,5 м.
4.9. Переходы трубопроводов через водные преграды следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85, при этом:
участок трубопровода в границах 10%-ной обеспеченности ГВВ допускается укладывать в защитном кожухе;
расстояние в свету между параллельными трубопроводами может быть уменьшено до 5 м;
в одной траншее можно предусматривать укладку двух трубопроводов с расстоянием между ними не менее 0,5 м.
4.10. При прокладке на водных переходах нескольких параллельных трубопроводов они должны быть обвязаны между собой перемычками с установкой запорной арматуры.