Действующий
5.3.3. Максимальный уровень излучения в любой точке внешней поверхности упаковки или транспортного пакета не должен превышать 2 мЗв/ч (200 мбэр/ч). Исключение составляют упаковки или транспортные пакеты, перевозимые железнодорожным, автомобильным и водным видами транспорта на условиях исключительного использования при соблюдении требований, приведенных в
пунктах 5.9.4,
5.10.6,
5.11.2, на специальных судах согласно
пункту 5.11.3 и воздушным транспортом согласно
пункту 5.12.2.
5.3.4. Максимальный уровень излучения в любой точке внешней поверхности упаковки, перевозимой на условиях исключительного использования, не должен превышать 10 мЗв/ч (1000 мбэр/ч).
5.3.5. ИБК для упаковок с делящимся ядерным материалом, вычисляется путем деления 50 на значение N, определенное в соответствии
пунктом 2.12.4 (ИБК = 50/N). Значение ИБК может равняться нулю, при условии, если неограниченное количество упаковок является подкритичным (т.е. N является бесконечным).
5.3.6. ИБК для каждого груза определяется как сумма ИБК всех упаковок, содержащихся в этом грузе.
5.3.7. Загрузка грузовых контейнеров и накопление упаковок, транспортных пакетов и грузовых контейнеров должны контролироваться следующим образом:
а) За исключением перевозок на условиях исключительного использования, общее количество упаковок, транспортных пакетов и грузовых контейнеров на одном транспортном средстве ограничивается таким образом, чтобы общая сумма ТИ не превышала величин, указанных в табл. 5.2. Для грузов с материалом НУА-I ограничений по сумме ТИ нет.
Пределы суммы ТИ для грузового контейнера или на транспортном средстве вне условий исключительного использования
Тип грузового контейнера или транспортного средства | Предел общей суммы ТИ для грузового контейнера или на транспортном средстве |
Грузовой контейнер малый* | 50 |
Грузовой контейнер большой | 50 |
Транспортное средство | 50 |
Воздушное судно | |
пассажирское | 50 |
грузовое | 200 |
Судно для перевозки по внутренним водным путям | 50 |
Морское судно** | |
1. Трюм, отсек или специально выделенная часть палубы: | |
упаковки, пакеты, малые грузовые контейнеры | 50 |
большие грузовые контейнеры | 200 |
2. Все судно: | |
упаковки, транспортные пакеты, малые грузовые | |
контейнеры | 200 |
большие грузовые контейнеры | Не ограничен |
______________________________
* К малым грузовым контейнерам относятся грузовые контейнеры, один из габаритных размеров которых не менее 1,5 м или внутренний объем не более 3 м3.
** Упаковки или транспортные пакеты, находящиеся на транспортном средстве, которое соответствует положениям
пунктов 5.9.4 и
5.10.6, могут перевозиться при условии, если они не снимаются с транспортного средства в течение всего времени нахождения на борту данного судна.
б) При перевозке на условиях исключительного использования нет ограничений по сумме ТИ на транспортном средстве.
в) ТИ для каждого транспортного пакета, грузового контейнера или транспортного средства определяется либо как сумма ТИ всех содержащихся упаковок, либо прямым измерением уровня излучения, за исключением нежестких транспортных пакетов, для которых ТИ определяется только как сумма ТИ всех упаковок.
г) Уровень излучения в обычных условиях перевозки не должен превышать 2 мЗв/ч (200 мбэр/ч) в любой точке на внешней поверхности транспортного средства, включая трюм, отсек, специально выделенную часть палубы на судах, и не должен превышать 0,1 мЗв/ч (10 мбэр/ч) на расстоянии 2 м от этой поверхности.
д) Общая сумма ИБК для грузового контейнера и транспортного средства не должна превышать значений, указанных в
табл. 5.3.
е) Если общая сумма ИБК на борту транспортного средства или у грузового контейнера превышает 50, как это допускается согласно табл. 5.3, то размещение груза должно организовываться таким образом, чтобы обеспечивалось удаление, по меньшей мере, на 6 м от других групп упаковок, транспортных пакетов или грузовых контейнеров с делящимися ядерными материалами, или от других транспортных средств, на которых осуществляется перевозка радиоактивных материалов.
Пределы ИБК для грузовых контейнеров и транспортных средств, содержащих делящийся ядерный материал
Тип грузового контейнера или транспортного средства | Предел общей суммы ИБК для грузового контейнера или на транспортном средстве |
Вне условий исключительного использования | На условиях исключительного использования |
Грузовой контейнер малый | 50 | Неприменим |
Грузовой контейнер большой | 50 | 100 |
Транспортное средство | 50 | 100 |
Воздушное судно: | | |
пассажирское | 50 | Неприменим |
грузовое | 50 | 100 |
Судно для перевозки по внутренним | | |
водным путям | 50 | 100 |
Морское судно: | | |
1. Трюм, отсек или специально | | |
выделенная часть палубы: | | |
упаковки, пакеты, малые грузовые | | |
контейнеры | 50 | 100 |
большие грузовые контейнеры | 50 | 100 |
2. Все судно: | | |
упаковки, транспортные пакеты, малые | | |
грузовые контейнеры | | |
большие грузовые контейнеры | | |
______________________________
* Упаковки или транспортные пакеты, перевозимые на борту транспортного средства, которое соответствует положениям
пункта 5.9.4 и
5.10.6, могут перевозиться на борту судна при условии, если они не снимаются с транспортного средства в течение всего времени нахождения на борту данного судна. В этом случае применяются пределы, указанные в колонке "На условиях исключительного использования".
** С грузом следует обращаться и производить его укладку таким образом, чтобы общая сумма ИБК в любой отдельной группе не превышала 50 и чтобы погрузка и укладка каждой отдельной группы проводились с удалением групп друг от друга не менее чем на 6 м.
*** С грузом следует обращаться и производить его укладку таким образом, чтобы общая сумма ИБК в любой отдельной группе не превышала 100 и чтобы погрузка и укладка каждой отдельной группы проводились с удалением групп друг от друга не менее чем на 6 м. Пространство, образующееся между группами, можно занимать другим грузом.
5.3.8. Любая упаковка или транспортный пакет, имеющие ТИ больше 10, или любой груз, имеющий ИБК больше 50, должны перевозиться только на условиях исключительного использования или в специальных условиях.
5.3.9. Упаковки, транспортные пакеты и грузовые контейнеры относятся к одной из следующих категорий: "I - Белая", "II - Желтая" или "III - Желтая" в соответствии с условиями
табл. 5.4 и следующими требованиями:
а) при определении соответствующей категории учитывается как ТИ, так и уровень излучения на поверхности. Если ТИ удовлетворяет условиям одной категории, а уровень излучения на поверхности удовлетворяет условию другой категории, то выбирается более высокая категория;
б) при перевозке в специальных условиях используется категория "III - Желтая".
Категории упаковок, транспортных пакетов, резервуаров и грузовых контейнеров
Характеристики упаковок, транспортных пакетов, резервуаров и грузовых контейнеров | Категория |
ТИ | Максимальный уровень излучения в любой точке внешней поверхности |
ТИ = 0 | Не более 0,005 мЗв/ч (0,5 мбэр/ч) | I - Белая |
ТИ <= 1 | Более 0,005 мЗв/ч (0,5 мбэр/ч), но не более 0,5 мЗв/ч(50 мбэр/ч) | II - Желтая |
1 < ТИ <= 10 | Более 0,5 мЗв/ч(50 мбэр/ч), но не более 2 мЗв/ч (200 мбэр/ч) | III - Желтая |
ТИ > 10 | Более 2 мЗв/ч(200 мбэр/ч), но не более 10 мЗв/ч (1000 мбэр/ч) | III - Желтая на условиях исключительного использования |
5.3.10. Для судов специального назначения максимальная сумма ТИ упаковок может быть установлена более 200.
5.3.11. Нефиксированное радиоактивное загрязнение внешних поверхностей любой упаковки, грузовых вэктейнеров, пакетов, резервуаров и КСГМГ должно поддерживаться на наиболее низком, практически достижимом уровне и в обычных условиях перевозки не должно превышать следующих пределов:
а) 4 Бк/см2 для бета- и гамма-излучателей и альфа-излучателей низкой токсичности, и
б) 0,4 Бк/см2 для всех других альфа-излучателей.
Эта пределы применяются при усреднении на любом участке площадью 300 см2 любой части поверхности.
При перевозке только освобожденных упаковок вне условий исключительного использования и/или на неспециальных транспортных средствах и упаковок, отправляемых почтовой связью, нефиксированное радиоактивное загрязнение внешних поверхностей упаковок не должно превышать 0,4 Бк/см2 для бета-, гамма- и альфа-излучателей низкой токсичности и 0,04 Бк/см2 для всех других альфа-излучателей.
5.3.12. Любое транспортное средство, оборудование или их часть, которые в ходе перевозки грузов подверглись загрязнению выше допустимых уровней, должны быть дезактивированы грузополучателем и они т могут повторно использоваться до тех пор, пока нефиксированное загрязнение и вызванный фиксированным загрязнением поверхностей уровень излучения от них превышают установленные уровни.
5.3.13. На транспортный пакет, грузовой контейнер, КГСМГ или транспортное средство, используемые для перевозки материалов НУА или ОПРЗ на условиях исключительного использования, не распространяются требования, изложенные в
пункте 5.3.12, только в отношении их внутренних поверхностей в тальк" до тех пор, пока они остаются на условиях исключительного использования.
5.4. Маркировка, этикетки, знаки опасности и предупредительные знаки
5.4.1. На каждой упаковке, кроме освобожденных упаковок, указывается номер ООН, которому предшествуют буквы "ООН" или "UN", а также четкая и несмываемая маркировка с надлежащим транспортным (отгрузочным) наименованием. Для освобожденных упаковок, кроме упаковок, принимаемых для международной пересылки по почте, требуется только номер ООН, которому предшествуют буквы "ООН" или "UN".
5.4.2. Каждая упаковка с массой брутто более 50 кг должна иметь на внешней поверхности упаковочного комплекта четкую и несмываемую маркировку ее допустимой массы брутто.
5.4.3. Каждая упаковка должна иметь на внешней поверхности упаковочного комплекта четкую и несмываемую маркировку с указанием либо грузоотправителя, либо грузополучателя, либо и того и другого.
5.4.4. Каждая упаковка, которая соответствует:
а) конструкции промышленной упаковки типа 1, промышленной упаковки типа 2 или промышленной упаковки типа 3 должна иметь на внешней стороне упаковочного комплекта четкую и несмываемую маркировку соответственно "тип ПУ-1" (type IP-1), "тип ПУ-2" (type IP-2) или "тип ПУ-3" (type IP-3);
б) конструкции промышленной упаковки типа 2 и промышленной упаковки типа 3 должна иметь на внешней стороне упаковочного комплекта четкую и несмываемую маркировку с указанием международного регистрационного кода транспортного средства (кода VRI) страны, в которой была разработана конструкция, а также названия фирмы-изготовителя или другую идентификацию упаковочного комплекта.
5.4.5. Каждая упаковка, для которой обязательно оформление сертификата (сертификата-разрешения) на конструкцию, должна иметь на внешней поверхности упаковочного комплекта четкую и несмываемую маркировку в виде:
а) опознавательного знака, установленного для данной конструкции согласно
пункту 4.2.2;
б) серийного номера для индивидуального обозначения каждого упаковочного комплекта, соответствующего данной конструкции, а также название фирмы-изготовителя;
в) для конструкции упаковки типа А - надпись "тип A" (type A);