Действующий
5.6.2 В рельсах не допускаются выявляемые при ультразвуковом контроле внутренние дефекты, амплитуда эхо-сигналов от которых или ослабление донного сигнала которыми превышают установленный уровень (приложение К).
5.7.1 Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, раскатанных корочек, плен, закатов, раковин от окалины, подрезов, вмятин, продиров, поперечных рисок и поперечных царапин.
Вид и максимальные значения параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения приведены в таблице 9.
Вид дефекта | Параметр дефекта | Место расположения и параметры дефекта для классов качества поверхности рельсов Е и Р | |||||
поверхность катания | средняя треть основания подошвы | остальные элементы профиля | |||||
Е | Р | Е | Р | Е | Р | ||
Раскатанные пузыри, волосовины | Глубина | 0,35 | 1,00 | 0,30 | 0,30 | 0,50 | 1,00 |
Длина | 500 | 1000 | 500 | 1000 | 500 | 1000 | |
Продольные риски, царапины, морщины | Глубина | 0,30 | 0,50 | 0,30 | 0,30 | 0,50 | 0,50 |
Примечание - На поверхности шейки рельсов вне зоны сопряжения с накладками допускаются выпуклые отпечатки высотой не более 5 мм. |
5.7.2 На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, на длине менее 200 мм от торцов не допускаются раскатанные пузыри, морщины и волосовины.
5.7.3 Допускается удаление недопустимых дефектов пологой зачисткой абразивным инструментом вдоль рельса, без прижогов, на глубину, не превышающую установленную в таблице 10. После зачистки размеры профиля должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3.
Место расположения дефекта | Глубина удаления дефектов для рельсов классов качества поверхности, не более | |
Е | Р | |
Поверхность катания | 0,35 | 0,50 |
Средняя треть основания подошвы | 0,30 | 0,50 |
Остальные элементы профиля | 0,50 | 1,00 |
5.7.4 Допускается удаление отпечатков и знаков выпуклой маркировки на шейке рельса в зоне сопряжения с накладками зачисткой абразивным инструментом вдоль направления прокатки при обеспечении размеров шейки.
5.7.5 На поверхности катания головки и основания подошвы рельсов не допускаются дефекты, выявляемые методами неразрушающего контроля согласно требованиям раздела К.5 (приложение К, метод В).
5.7.6 Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, расслоений и трещин. Кромки торцов рельсов должны быть без заусенцев и наплывов металла.
Для рельсов без болтовых отверстий рекомендуется притуплять кромки торцов по контуру головки и шейки.
На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями, на торцах по нижним кромкам головки рельсов и верхней части перьев подошвы должна быть снята фаска размером до 3 мм.
5.7.7 Поверхность болтовых отверстий и фасок должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления.
5.7.8 Для рельсов назначений ВС, СС и НН применяют нормы качества поверхности класса Е, для рельсов остальных назначений применяют нормы качества поверхности класса Е или Р.
Механические свойства при испытаниях на растяжение и ударный изгиб должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 11.
Категория рельсов | Временное сопротивление, , Н/мм2 | Предел текучести, , Н/мм2 | Относительное удлинение, , % | Относительное сужение, , % | Ударная вязкость, , Дж/см2 |
не менее | |||||
ОТ370ИК | 1280 | 870 | 8,0 | 20,0 | 15 |
ДТ370ИК | 9,0 | 14,0 | |||
ОТ350ОТ350ННОТ350СС | 1180 | 800 | 8,0 | 25,0 | 25 |
ДТ350ДТ350ННДТ350ССДТ350ВС | 1180 | 800 | 9,0 | 25,0 | 15 |
НТ320НТ320ВС | 1080 | 600 | 9,0 | - | - |
НТ300 | 980 | 510 | 8,0 | - | - |
НТ260 | 900 | 500 | 8,0 | - | - |
Примечания1 Ударную вязкость для рельсов категорий ОТ350НН и ДТ350НН определяют при температуре образцов минус 60 °С, а для рельсов остальных категорий - при комнатной температуре.2 Ударная вязкость для рельсов категории ДТ350НН из стали марки 76АФ, дифференцированно термоупрочненных с повторного нагрева, должна быть не менее 25 Дж/см2. |
5.9.1 Твердость термоупрочненных рельсов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 12. Точки измерения твердости показаны на рисунке 3. Допускаемые отклонения расположения точек: ±1 мм, ±3°.
Место определения | Твердость рельсов категорий | |||
ОТ370ИК | ДТ370ИК | ОТ350 ОТ350НН ОТ350СС | ДТ350 ДТ350НН ДТ350СС ДТ350ВС | |
На поверхности катания головки (точка 1) | 370-409 | 370-409 | 352-405 | 352-405 |
На глубине 10 мм от поверхности катания головки по вертикальной оси рельса (точка 2), не менее | 363 | 363 | 341 | 341 |
На глубине 10 мм от поверхности выкружки рельса (точки 3 и 4), не менее | ||||
На глубине 22 мм от поверхности катания головки по вертикальной оси рельса (точка 5), не менее | 352 | 352 | 321 | 321 |
В шейке (точка 6), не более | 388 | 352 | 388 | 341 |
В подошве (точки 7 и 8), не более | 388 | 363 |
5.9.3 Разность значений твердости на поверхности катания одного рельса не должна превышать 30 HB (HBW).
Копровая прочность рельсов, определяемая при испытаниях полнопрофильных проб рельсов на копре при ударе падающим грузом, должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 13.
Категория рельсов | Высота падения груза, м, для рельсов типа | Температура пробы, °С | Требуемый результат испытаний | ||
Р50 | Р65, Р65К | Р75 | |||
ДТ370ИК, ОТ370ИК | - | 4,2 | - | Минус (60±5) | Отсутствие излома и трещин |
ДТ350, ОТ350 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | ||
ДТ350СС, ДТ350ВС, ОТ350СС | - | 5,0 | - | ||
ДТ350НН, ОТ350НН | - | 9,0 | - | ||
НТ320, НТ320ВС | - | 7,3 | - | От 0 до 40 | |
НТ300, НТ260 | 6,1 | 7,3 | 8,2 |
В рельсах допускаются остаточные напряжения в шейке, приводящие к расхождению паза на торце полнопрофильной пробы рельса после ее прорезания, не превышающему:
- 2,0 мм - для рельсов категорий ДТ370ИК, ДТ350, ДТ350СС, ДТ350ВС, ДТ350НН, НТ320ВС, НТ320, ОТ350НН и ОТ350СС;