(Действующий) Рекомендуемые для повторного применения проектные решения по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Документ содержит примеры архитектурно-компоновочных решений, виды оборудования, их параметры и характеристики. В документе учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в этой области, в том числе разработки различных авторов и творческих коллективов.
Работа выполнена авторским коллективом: канд. арх. Б.Л. Крундышевым (ответственный исполнитель), арх. Одноваловым С.П., арх. С.А. Дунаевым, инж. А.С. Апполоновым, арх. Г.Б. Крундышевым, арх. К.В. Романовым, инж. Э. Аэзрахи, д.э.н. С.А. Ершовой.
Консультации при работе над документом были получены от специалистов следующих организаций: Научно-исследовательского и проектного института по жилищно-гражданскому строительству (ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ"); Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов"; Управления социального обслуживания населения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга; Управления образовательных учреждений Комитета по образованию; Управления перспективного развития Комитета по строительству; Управления научно-исследовательских разработок ГУ НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга.

1. Область применения

Рекомендации настоящего регионального методического документа направлены на создание полноценной архитектурной среды в соответствии со специфическими требованиями инвалидов и маломобильных групп населения (далее МГН), путем применения необходимых реконструктивных мероприятий к прилегающей территории и к отдельным частям зданий, оснащением современным оборудованием и мебелью, обеспечивающими необходимый уровень доступности, безопасности и стандарта обслуживания.
Методические рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Действие документа распространяется на проектирование реконструктивных мероприятий в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, построенных по типовым проектам в 60-80 годах XX века, при их реконструкции и капитальном ремонте, а также при оснащении этих объектов рекомендуемыми средствами обеспечения доступности и безопасности для маломобильных групп населения; выполняемых как отдельные работы, независимо от источников их финансирования и форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положения настоящего методического документа являются обязательными для выполнения при включении требования руководствоваться данным документом в договоры (контракты), задания на проектирование, нормативные документы (стандарты) организаций, в том числе саморегулируемых.
Документ предназначается для всех участников градостроительной деятельности, государственных органов управления и надзора, в том числе органов экспертизы.

2. Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация
ГОСТ Р 51083-97 Кресла-коляски. Общие технические условия
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*)
СП 29.13330.2011 СНиП 2.03.13-88 Полы (Актуализированная редакция)
СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (Актуализированная редакция) Срок введения в действие с 01 января 2013 г.
СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003 Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция) Срок введения в действие с 01 января 2013 г.
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения
СП 35-102-2001 Жилая среда, с планировочными элементами, доступными инвалидам
СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям
СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
СП 35-109-2005 Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей
СП 35-114-2003 Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей
СП 35-115-2004 Обустройство помещений в учреждениях социального и медицинского обслуживания пожилых людей
РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
МДС 35-2.200 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 2 "Градостроительные требования"
Примечания
1. При пользовании Руководством необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному "Указателю "Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации" и руководствоваться измененными или документами, введенными взамен отмененных.
2. Обязательными к применению являются нормативные технические документы, входящие в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей такт стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р.

3. Термины и определения

В данном документе использованы термины, определения которых приведены в приложении А, а также другие термины, принятые в соответствии с формулировками, изложенными в нормативных документах.

4. Образовательные учреждения, построенные по типовым проектам в 60-80 годах XX века

Базу образовательных учреждений периода строительства с 1960 - 1990 годы составляют разнообразные учреждения: дошкольные учреждения, школы, школы-интернаты, специализированные учебные заведения, различные учреждения внешкольного образования. Среди этих учреждений, запроектированных и построенных по типовым проектам, преобладающее количество занимают средние общеобразовательные школы и детские ясли-сады (см. таблицу 4.1).
Таблица 4.1

Типы зданий, рекомендуемые к реконструктивным мероприятиям по обеспечению доступности МГН

Наименование типа ГОУ
Шифр типового проекта
Количество*
Школы
1. Школа на 920 учащихся, 1957 г.
4902
56
2. Школа на 960 учащихся, 1962 г.
2ЛГ-02-2
53
3. Школа на 960 (1000) учащихся - на 24 класса, 1966, 1971 гг.
2С-02-9, 2С-02-10
167
4. Школа на 30 классов, 1970 г.
224-1-148
14
5. Средняя общеобразовательная школа на 33 класса, 1976 г.
222-1-1ЛГ
18
6. Средняя общеобразовательная школа на 33 класса, 1982
224-1-1ЛГ/82
154
Дошкольные детские учреждения
1. Серия детских дошкольных учреждений: ясли на 80 и 120 мест; детские сады на 100 и 150 мест, конец 50-х, начало 60-х годов
2-528К
28
2. Ясли/сад на 140 мест, 1970
214-2-34
21
3. Ясли/сад на 280 мест, 1967,1971 гг.
2С-04-3/67, 2С-04-3/71, 214-1-117
330
4. Детские ясли-сад, 1960-е годы
2ЛГ-04-11
67
5. Детские ясли-сад на 280 мест, 1983 г
214-2-4ЛГ
32
6. Детские ясли-сад на 280 мест, 1983 г.
214-2-5ЛГ/83
11
7. Детские ясли-сад на 220/280 мест, 1985
212-2-ЗЛГ/85
61
____________
* Общий анализ дошкольных учреждений проведен по данным отчета Комитета по образованию по 7 районам города и сплошного обследования спутниковой фотосъемки 11 районов города. Анализ школьных зданий проводился по результатам спутниковой фотосъемки для всех районов города.
В Санкт-Петербурге построено и действует (по результатам официального сайта и материалов обследования спутниковых фотоматериалов) 45 учреждений начального профессионального образования. Все они, за исключением 2 зданий, построенных по типовых проектам, осуществлены по индивидуальным проектам или проектам повторного применения.
Всего в городе построено и действует (по результатам официального сайта) 51 образовательное учреждение - коррекционная школа. Из этого количества 8 зданий построены по типовым проектам школ (222-1-1ЛГ/82, 2ЛГ-02-2, 2С-02-10) и 3 - детского сада (2С-04-3).
Из школ-интернатов, построенных по типовым проектам повторного применения, получило распространение учреждение "П-образного очертания в плане" - 8 зданий находятся в структуре коррекционных школ и 2 здания - общеобразовательного профиля.
Остальные учреждения размещаются в приспособленных зданиях или в зданиях, построенных по индивидуальным проектам (или проектам повторного применения единичного использования).
Требования по доступности МГН к коррекционным школам и школам-интернатам аналогичны тем, которые предъявляются к зданиям общешкольного образования.

5. Общие положения

5.1. В соответствии с законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[5], в структуре общеобразовательных учреждений обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение ими среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Индивидуальная программа реабилитации инвалида предполагает возможность свободного выбора типа обучения (или в общеобразовательных учреждениях, или в специальных).
Детям-инвалидам дошкольного или школьного возраста должны предоставляться необходимые реабилитационные меры и создаваться условия для пребывания в детских дошкольных или школьных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в учреждениях общего типа, создаются специальные образовательные учреждения.
5.2. В состав проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с требованием Градостроительного кодекса РФ[1] в обязательном порядке включается раздел, отражающий перечень мероприятий по обеспечению доступности инвалидов ко всем объектам, в том числе к образовательным учреждениям.