(Действующий) Свод правил по проектированию и строительству СП 35-114-2003...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Свод правил по проектированию и строительству СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей" (одобрен постановлением Госстроя РФ от 15 сентября 2003 г. N 165)

Reconstruction and adaptation of buildings accessible for elderly persons

Введен впервые

Введение

Настоящий Свод правил разработан в развитие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Необходимость существенного увеличения объемов реконструкции и модернизации фонда недвижимости в нашей стране диктуется рядом обстоятельств:
- несоответствием динамики социально-экономических процессов составу и качеству зданий гражданского назначения;
- потребностью широкого внедрения мероприятий по адаптации среды обитания (проживания и пребывания) для лиц старших возрастов и инвалидов с учетом принципиально меняющейся концепции жизнеобеспечения этих групп населения в рамках государственной политики РФ;
- моральным старением объемно-планировочных решений, низким уровнем архитектурно-художественного оформления существующих зданий и сооружений, в том числе специализированных учреждений для лиц старших возрастов (в дальнейшем - ЛСВ);
- значительным физическим износом основных конструкций, инженерного оборудования и элементов обустройства;
- низкой энергоэффективностью жилых и общественных зданий, приводящей к непосильным для государства и населения эксплуатационным затратам.
Проблема преобразования сложившейся застройки связана с необходимостью решения комплекса социальных, экономических, экологических и архитектурно-художественных задач. Для эффективного выполнения работ по адаптации среды жизнедеятельности и объектов социальной сферы к потребностям ЛСВ должны быть проведены соответствующие организационные и организационно-технические мероприятия, направленные на существенную экономию затрат, финансовых и материально-технических ресурсов при обеспечении последовательного и поэтапного завершения работ в максимально сжатые сроки.
Опыт предыдущих десятилетий по реконструкции и модернизации массовых жилых и общественных зданий свидетельствует о том, что аспекту приспособления - адаптации зданий и сооружений для нужд ЛСВ практически не уделялось внимания.
На некоторых запроектированных и реализованных объектах реконструкции в лучшем случае делались попытки переустройства квартир первого этажа для семей с инвалидами на креслах-колясках. При этом в качестве нормативно-методической базы проектирования использовались нормы и правила реконструкции жилых зданий (ВСН 61-89 р), не содержащие каких-либо указаний и требований по жизнеобеспечению пожилых людей, и нормативные положения по обеспечению доступности зданий для инвалидов (ВСН 62-91*).
Поворотным моментом можно считать введение Госстроем России в 1999 г. базового блока нормативных документов (НД) 35-го комплекса в систему нормативной документации в строительстве и разработку СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и четырех сводов правил к нему.
Данный Свод правил 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей" развивает и конкретизирует содержательную часть базового блока НД в области требований конкретной части маломобильного населения - лиц старших возрастов - к реконструкции и приспособлению зданий гражданского назначения, а также элементов городской среды.
Архитектурные решения рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию возрастных нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики и на облегчение труда по уходу за ЛСВ. Отмечена в том числе совокупная специфика ЛСВ, отличающая данную категорию от других групп маломобильного населения, а именно: потребность в более высокой степени освещенности и обогрева помещений, насыщенности среды легко воспринимаемыми информирующими предметами и приборами, оснащение коммуникационных пространств большим количеством мест отдыха и т.п.
Нормативный документ разработали: руководитель разработки Свода правил - арх. Н.П. Малиночка; ответственный исполнитель канд. техн. наук В.Ф. Кротюк (разделы текста и компьютерная графика) при участии канд. техн. наук А.Н. Спивака, инж. Л.В. Сигачевой.
Консультативное участие в составлении сводной редакции документа - канд. архит. A.M. Гарнеца (руководителя работ по разделу "ФЦП "Старшее поколение").
Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России.
Представлен к утверждению Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России (В.В. Тишенко, С.Ю. Сопоцько), Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова).
Согласован Федеральным центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л.А. Викторова), ГУГ противопожарной службы МЧС России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Минтрудом России.
В тексте и графической части частично использованы материалы:
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуски 1, 3-5, 10-12, 21.

1 Общие положения

1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на оптимизацию среды жизнедеятельности пожилых людей за счет переустройства и переоборудования помещений жилых и общественных зданий, создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей в реконструируемых зданиях и сооружениях необходимый уровень доступности для лиц старших возрастов (ЛСВ), комфортность условий проживания и беспрепятственность пользования услугами, предоставляемыми для них.
Требования документа распространяются на все элементы массовых гражданских зданий и сооружений, входящих в систему жизнедеятельности ЛСВ, в том числе учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
1.2 Положения Свода правил рекомендуется применять совместно с требованиями СНиП 35-01, а также СП 35-101.
1.3 В документе приведен набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть при реконструкции, а также при приспособлении зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей. Выбор применяемого состава мероприятий, конкретизация требований и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
1.4 При реконструкции и приспособлении зданий к объектам нормирования архитектурной среды для ЛСВ следует относить:
- благоустройство и озеленение участка здания;
- входные и аварийно-эвакуационные зоны здания;
- планировочное решение коммуникационных путей;
- планировку групп помещений и отдельных помещений;
- устройство мест проживания, обслуживания и мест отдыха.
1.5 Набор нормативных положений Свода правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения комфортного доступа к нему и использования его ЛСВ.

Нормативные ссылки

1.6 В настоящем СП даны ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.03.01-84* "Бетонные и железобетонные конструкции";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий";
СНиП 11-12-77 "Защита от шума";
СНиП 11-22-81 "Каменные и армокаменные конструкции";
СНиП 11-23-81* "Стальные конструкции";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-107-2003 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства";