Действующий
Рекомендации по созданию систем качества в строительно-монтажных организациях (на базе стандартов ИСО 9000) МДС 12-1.98 (утв. Госстроем РФ)
Что из себя представляет организация, работающая в условиях конкуренции? Это хозяйственный механизм, который функционирует для того, чтобы выпустить продукцию, выполнить работы или оказать услуги с таким качеством и по такой цене, которые бы удовлетворяли различные потребности общества. Поэтому качество продукции, работ и услуг является основной целью действующего хозяйственного механизма организации и основным орудием борьбы с конкурентом. Возросшая в мире конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителем к качеству продукции.
Более высокое качество и такая же цена или такое же качество и более низкая цена, чем у конкурента - вот формула конкурентоспособности организации.
Требования потребителя включаются в нормативные документы. Однако сами по себе нормативные документы не могут быть гарантией качества, если хозяйственный механизм организации не содержит соответствующих элементов, обеспечивающих соблюдение требований потребителя. Международная практика работы хозяйственных механизмов в рыночных условиях заложена в международных стандартах ИСО 9000, которые в настоящее время приняты в России в качестве национальных. Стандарты разрабатывались путем обобщения существующего международного опыта работы организаций различных стран с рыночной экономикой и содержат общие требования к системам качества организаций различных отраслей промышленности и экономики.
Наличие в организации соответствующим образом аттестованной системы качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, является лицом организации, гарантом качества ее продукции, работ и услуг, свидетельствует о высоком уровне культуры построения хозяйственного механизма внутри организации, создает ей международный авторитет. Именно с такими организациями хотят иметь дело потребители и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными и выживают в рыночных условиях.
Создание системы качества в организации является делом добровольным, однако организации вынуждены их создавать и идти на связанные с этим затраты, так как нет другого пути в обществе, которое создает условия для реальной конкурентной борьбы.
За последнее десятилетие в строительной отрасли нашей страны произошли ощутимые структурные изменения. Они привели к появлению большого количества строительно-монтажных организаций, которые хотят получить лицензии на осуществление строительства различных объектов, а также заказы от государственных, частных и, в том числе, иностранных инвесторов. Это привело к возникновению конкурентной борьбы между этими организациями, что дает возможность инвесторам выбрать организации, удовлетворяющие его требования по качеству и стоимости строительства.
При этом требования инвесторов к качеству строительства значительно повысились, что в большей мере явилось результатом разделения функций заказчиков и подрядчиков и законодательного закрепления в "Гражданском кодексе Российской Федерации" порядка осуществления подрядных отношений в строительстве, соответствующего условиям рыночной экономики.
Таким образом, складывается конъюнктура, при которой создание во многих строительно-монтажных организациях систем качества на базе стандартов ИСО 9000 становится чрезвычайно актуальной задачей.
Однако непосредственное использование для этой цели стандартов ИСО 9000 представляет немалые трудности, так как они имеют общетехнический характер и не учитывают специфику организаций строительной отрасли.
Данный документ содержит конкретные методические рекомендации, основанные на положениях стандартов ИСО 9000 и интерпретированные применительно к потребностям строительно-монтажных организаций (СМО).
Рекомендации предназначены помочь руководящему и инженерно-техническому персоналу СМО в практическом осуществлении мероприятий по созданию и внедрению в своих организациях систем качества, соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000. В то же время руководство организаций должно отдавать себе отчет в необходимости самостоятельного творческого подхода к созданию систем качества для учета в разрабатываемой документации конкретных задач, условий работы и структуры организации. Только при таком подходе созданная система качества будет эффективным средством руководства, управления, обеспечения и улучшения качества строительной продукции, работ и услуг, а также основой для совершенствования всего хозяйственного механизма организации.
ГОСТ Р ИСО 9002-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
ГОСТ 21779-82. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски.
ГОСТ 21780-83. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Расчет точности.
ГОСТ 23615-79. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Статистический анализ точности.
ГОСТ 23616-79. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Общие правила контроля точности.
ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.
ГОСТ 26433.0-85. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения.
ИСО 9000-96. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.
СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Положение о Государственном архитектурно-строительном надзоре РСФСР. Утверждено приказом Минархстроя от 13 декабря 1991 г. N 4.
* - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
2.1 Качество
* - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
2.2 Политика в области качества
* - аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
2.3 Общее руководство качеством (административное управление качеством)
строительно-монтажных работ и возводимых строительных объектов. Система качества охватывает: организационную структуру СМО; ответственность и полномочия персонала, его права и обязанности; технологию осуществления производственной деятельности, контроля, оценки и улучшения качества возведения строительных объектов, а также исправления дефектов в процессе производства работ, приемки их результатов и в процессе эксплуатации сданных объектов в период гарантийной ответственности СМО; процессы взаимодействия подразделений СМО между собой и СМО со службами заказчика и поставщиков; деятельность СМО по материально-техническому обеспечению качества строительно-монтажных работ и по соответствующей подготовке персонала.
2.4 Система качества строительно-монтажной организации - совокупность соответствующим образом систематизированных элементов организационно-технической и производственной деятельности СМО, от которых зависит качество
* - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
2.5 Управление качеством
* - все планируемые и систематически осуществляемые, а также подтверждаемые (если это требуется) виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
2.6 Обеспечение качества
* - мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
2.7 Улучшение качества