Действующий
от первых парт (столов) до классной доски в классах прямоугольной конфигурации при расстановке парт в три ряда - 3 м (минимально допустимое расстояние - 2,5 м); в классах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда - 4 м (минимальное расстояние - 3,5 м);
расстояние между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м.
Настенные доски (тип ДО РОСТ 20064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали). В классном помещении (у задней стены) предусматриваются шкафы для учебных пособий и 6 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции).
4.3. Игровые оборудуются двухместными, столами, стульями, шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Мебель должна соответствовать росту детей и расставляться вдоль окон и одной из стен. У другой стены следует организовать спортивный уголок, включающий гимнастическую стенку и физкультурные пособия: скакалки, обручи, мячи и др. или "домашний стадион". Не следует приобретать игрушки индивидуального пользования (флейты, губные гармошки, свистульки и т.п.).
4.4. При расстановке стационарных кроватей (ГОСТ 19301.3-73) в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длинными сторонами кроватей - 0,5 м, изголовьями кроватей - 0,2 м. Расстояние между кроватью и наружной стеной должно быть не менее 0,6 м, а в климатических подрайонах IA, IБ, IГ - не менее 1,0 м. Кроме этого в спальне размещаются шкафчики для хранения домашнего платья.
4.5. При размещении спальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными или раскладными кроватями с жестким ложем, шкафчиками для хранения домашнего платья, игрушек, книг, настольных игр и двухместными столами и стульями. Конструкция встроенной мебели должна быть согласована с санитарно-эпидемиологической службой. В совмещенном помещении "спальня-игровая" разрешается оборудовать только зону для тихих игр. Спортивный уголок в этом случае рекомендуется организовать в рекреации зального типа.
4.6. В столовой для детей 6-летнего возраста должны выделяться отдельные столы и стулья, соответствующие по своим размерам росту детей.
4.7. В гардеробе должны быть индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды и обуви, специальный сушильный шкаф. При отсутствии изолированного гардероба допустимо размещение шкафчиков для хранения верхней одежды и обуви в рекреациях при наличии в них дополнительной площади.
5. Санитарное содержание учебно-воспитательных помещений
5.1. Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом.
Генеральная уборка всех помещений должна проводиться по окончании каждой четверти и по эпидпоказаниям.
В качестве дезинфицирующих средств рекомендуется использовать малотоксичные препараты: 0,5% гипохлорит кальция, 3% раствор нитрана, дезинфицирующая композиция хлордезина (
) и сульфохлорантина (0,2%).
5.2. Все белье должно быть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены чехлов на матрацы.
Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в специальных шкафах. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.
5.3. Категорически запрещается проводить побелку стен, потолков, оконных рам и другой ремонт помещений при проведении учебно-воспитательного процесса.
5.4. Полы в туалетных, унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств. Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом "Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промывают водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.
5.5. Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировку ярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде и также, как моющие средства, в местах, недоступных детям.
5.6. При отсутствии канализации выгребные ямы и мусоросборники следует очищать при заполнении 2/3 объема и ежедневно обрабатываться 10%-ным раствором хлорной извести; 1 раз в неделю засыпать сухой хлорной известью (из расчета 1 кг на 1
) или ларвицитами ("методические указания по борьбе с мухами" N 28-6/3 от 27.01.84 г.).
Внутренние поверхности дворовой уборной и ручки дверей ежедневно моются с использованием моющих средств и большого количества воды с помощью шланга.
6. Воздушно-тепловой режим
6.1. Уровни расчетной температуры воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей должны приниматься в соответствии с таблицей:
6.2. Одежда детей в помещениях классной комнаты и игровой должна состоять из следующих слоев: х/б белье и платье (х/б или п/ш) у девочек; х/б белье, х/б рубашка и шорты (х/б или п/ш) у мальчиков. На ногах колготы, в зависимости от температуры воздуха носки, гольфы, легкие туфли. Запрещается использовать в качестве сменной обуви кроссовки и кеды.
6.3. Для создания благоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание, проводимое в отсутствие детей.
6.4. Перед сном спальные помещения должны быть обязательно проветрены. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; во время сна фрамуги следует открывать с одной стороны и закрывать за 20 мин. до подъема. Спальни должны иметь солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.).
6.5. Одежда детей во время прогулки должна соответствовать погодным условиям и двигательной активности (см.
приложение 2).
Для суровых климатических условий, зимняя детская одежда должна иметь "замкнутую" конструкцию (комбинезон, полукомбинезон) с защитными приспособлениями от проникновения холодного воздуха. Толщина пальто должна быть увеличена по сравнению со стандартным за счет дополнительного слоя утеплителя до 16-18 мм в пальто и 8-10 мм в брюках.
Рекомендации к одежде в условиях помещения и прогулки в холодное время года должны быть вывешены на стендах для сведения воспитателей и родителей.
7. Естественное и искусственное освещение
Все основные помещения для учебы и воспитания 6-летних детей должны иметь непосредственное прямое естественное освещение.
7.1. Наилучшими видами естественного освещения в учебных помещениях являются боковое левостороннее и ленточное с применением солнцезащитных устройств. При глубине помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.
Направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся недопустимо.
7.2. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Искусственное освещение в учебных помещениях нормируется в пределах: для люминесцентных ламп - 300 лк и для ламп накаливания - 150 лк.
При использовании люминесцентных ламп освещенность игровых комнат должна составлять не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола, для ламп накаливания 100 лк; в спальнях - 75 лк на уровне 0,5 м от пола.
7.3. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений,
При люминесцентном освещении применяются светильники типа ЛП001, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028, Л201Г220, Л201Г420, Л201Г240, ЛП030, ЛП031, ЛП025, ЛП022.
В классе и спальне, совмещенной с игровой, предусматривается общая система освещения. Рекомендуются светильники типа ЛБ-40, ЛЕ-40. Светильники должны размещаться рядами вдоль линии окон. При использовании ламп накаливания рекомендуются следующие типы светильников: ПКР-300, НСО-122-300.
Гигиенические требования к освещению должны соответствовать СНиП П-4.79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
8. Организация режима учебных занятий
8.1. Учебный год в первых классах четырехлетней начальной школы составляет 32 учебные недели
*(2).
Типовым учебным планом для детей 6-ти лет определена учебная нагрузка 20 часов в неделю
*(3).
В первых классах устанавливаются каникулы в соответствии с режимом работы школы. Кроме того, в середине третьей четверти вводится дополнительная каникулярная неделя. Окончание учебного года в первом классе - 25 мая.
8.2. Обучение 6-летних детей организуется только в первую смену. Время начала занятий должно устанавливаться с учетом местных условий в 8.30-9 час.
8.3. При шестидневной учебной неделе в понедельник, четверг, пятницу и субботу должно быть не более 3 уроков, вторник и среду - не более 4-х уроков.
При пятидневной учебной неделе учебная нагрузка в день должна составлять не более 4-х уроков.
В четверг должен предусматриваться "облегченный день" для проведения экскурсий, подвижных игр, спортивных развлечений на воздухе, посещения кинотеатра и т.д.
8.4. В течение всего учебного года домашние задания не должны задаваться, не должны выставляться отметки в баллах
*(4).
8.5. Продолжительность урока в первом классе - 35 минут. Продолжительность каждой перемены - 20 минут, На протяжении 35-минутного урока следует проводить две физкультминутки по 2 минуты каждая: через 10 минут от начала урока и на 20-й минуте урока. После второго или третьего урока проводятся динамические занятия, длительностью в 40 минут, во время которых организуются подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе под руководством учителя.
8.6. Расписание уроков должно быть составлено с учетом следующего:
предметы, требующие большого умственного напряжения - русский или родной язык, математику ставить на 1-е и 2-е уроки;