(Действующий) Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста СанПиН N 42-125-4216-86 (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 ноября 1986 г. N 4216-86)

1. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-гигиенические правила и нормы распространяются на все учебно-воспитательные учреждения (школа, детский сад, школа-детский сад), где предусмотрено обучение детей с 6-летнего возраста.
1.2. В первый класс принимаются дети, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет, с согласия родителей и заключения медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
1.3. Предельная наполняемость первых классов в общеобразовательной школе - не более 30 человек, в детском саду - не более 25 человек.
1.4. Вопрос организации обучения детей 6-летнего возраста решается республиканскими министерствами здравоохранения и просвещения при наличии положительных заключений территориальных санэпидстанций.
1.5. Открытие класса для 6-летних детей разрешается только при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, регламентируемых данным документом.

2. Участок

2.1. Земельный участок учебно-воспитательных учреждений должен иметь отдельную зону для детей 6-летнего возраста, расположенную вблизи от входа в здание, которым они пользуются. Эта зона включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр, общей площадью из расчета 7,2 на одного ребенка.
2.2. Спортивно-игровая площадка должна иметь твердое покрытие. На ней устанавливается стационарное и выносное оборудование (см. приложение 1).
2.3. В 1-ой строительно-климатической зоне на участке, предназначенном для 6-летних детей, должны быть установлены навесы для защиты от ветра и осадков, площадью 40 для каждого класса. Навесы должны иметь деревянные полы и ограждения с трех сторон.
В IV строительно-климатической зоне на площадке для тихих игр для защиты от солнца должны оборудоваться перголы.

3. Здание

3.1. Учебно-воспитательные помещения должны располагаться в отдельном здании-пристройке, блоке или отсеке на 1-2 этажах и иметь самостоятельный выход на участок школы. Запрещается размещение помещений для одного класса на разных этажах.
При размещении помещений в специальной пристройке, последняя соединяется со школьным зданием отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в III Б и IV климатических районах.
3.2. Учебно-воспитательные помещения должны иметь следующий набор:
классная комната из расчета
2,4 м2
на
1
ребенка;
спальная комната
- " -
2,0 м2
-
"
-;
игровая комната
- " -
2,0 м2
-
"
-;
рекреация
- " -
1,0 м2
-
"
-;
туалеты;
гардероб для верхней одежды;
столовая (отдельное помещение или специально выделенные места в общем обеденном зале).
3.3. В XII пятилетке допускается, как временная мера, сокращение площади классного помещения до 2 на 1 ребенка, совмещение спальни и игровой в помещении площадью из расчета 2 на одного ребенка при обязательном наличии зальной рекреации площадью 1 на 1 ребенка и всех других вышеуказанных помещений.
Рекреационное помещение должно объединять не более 2-х классов.
3.4. На каждые 2 класса должны оборудоваться умывальная и туалетные, раздельные для мальчиков и девочек. В умывальной комнате устанавливаются детские умывальники на высоте 0,6 м от пола из расчета 1 на 12 детей. В туалетной устанавливаются детские унитазы из расчета 1 на 6 детей. Учитывая организацию в этих помещениях летних оздоровительных лагерей для детей младшего школьного возраста, в умывальной устанавливается душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге и ногомойки. В классе должен устанавливаться умывальник. К умывальникам, к душу и ногомойкам подводится горячая и холодная вода через смеситель.
Вход в санитарный узел не должен располагаться против входа в класс.
3.5. Ориентация окон помещений по сторонам горизонта в зданиях следует принимать согласно таблице 1.
Таблица 1
Расчетные географические пояса сев. широты
Помещения
севернее 60°
60-40°
южнее 45°
оптим.
допустимая
оптим.
допустимая
оптим.
допустимая
Класс
Ю
Ю
Ю
Групповая, игровая
Ю
от 70° до 290°
Ю
от 85 до 275°
Ю
от 25° до 335°
Спальня
В
любая
В
любая
С
любая
3.6. Откидные фрамуги с рычажными приборами или форточки (не менее чем для 50% окон) должны быть в каждом помещении и использоваться во все сезоны года.
Минимальный коэффициент естественного освещения в классе, игровой, рекреации, спальнях, раздевальных и столовой должен составлять не менее 1,5%.
Освещение вторым светом допускается только в туалетных помещениях.
3.7. Стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом. Полы должны быть теплые (расчетная температура +22°С), без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или из линолеума на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных выстилаются керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Запрещается использовать цементные, мраморные и другие аналогичные материалы. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Минздравом СССР.

4. Оборудование

4.1. Учебные помещения (классы) оборудуются партами ученическими в соответствии с ГОСТ 5994-86. Как временная мера, в XII пятилетке допускается использовать также столы и стулья в соответствии с ГОСТ 19301.1.2-73 "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры", ГОСТ 11015-86 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры", ГОСТ 11016-86 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры".
4.2. Классы должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп (табл. 2). Запрещается использовать табуреты и скамейки. При расстановке мебели необходимо меньшие размеры ставить ближе к доске.
Таблица 2

Размеры столов и стульев для детей шестилетнего возраста в школе

Мебель
Группа мебели
Группа роста в см
Высота над полом (в см)
Распределение на классы в %
края крышки со стороны сидящего
переднего края сидения
Дошкольная
Г
110-115
48,0
28,0
15
Д
115-130
54,0
32,0
77
Ж
свыше 130
60,0
36,0
8
Школьная
А
до 130
54,0
32,0
90
Б
130-145
60,0
36,0
10
Не менее двух раз в год детей, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, пересаживают, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся.
Между рядами парт или столов и стенами учебного помещения соблюдаются следующие расстояния:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) - 0,6 - 0,7 м;
от внутренней стены до третьего ряда парт (столов) - 0,5 - 0,6 м;
от первых парт (столов) до классной доски в классах прямоугольной конфигурации при расстановке парт в три ряда - 3 м (минимально допустимое расстояние - 2,5 м); в классах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда - 4 м (минимальное расстояние - 3,5 м);
расстояние между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м.
Настенные доски (тип ДО РОСТ 20064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали). В классном помещении (у задней стены) предусматриваются шкафы для учебных пособий и 6 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции).
4.3. Игровые оборудуются двухместными, столами, стульями, шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Мебель должна соответствовать росту детей и расставляться вдоль окон и одной из стен. У другой стены следует организовать спортивный уголок, включающий гимнастическую стенку и физкультурные пособия: скакалки, обручи, мячи и др. или "домашний стадион". Не следует приобретать игрушки индивидуального пользования (флейты, губные гармошки, свистульки и т.п.).
4.4. При расстановке стационарных кроватей (ГОСТ 19301.3-73) в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длинными сторонами кроватей - 0,5 м, изголовьями кроватей - 0,2 м. Расстояние между кроватью и наружной стеной должно быть не менее 0,6 м, а в климатических подрайонах IA, IБ, IГ - не менее 1,0 м. Кроме этого в спальне размещаются шкафчики для хранения домашнего платья.
4.5. При размещении спальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными или раскладными кроватями с жестким ложем, шкафчиками для хранения домашнего платья, игрушек, книг, настольных игр и двухместными столами и стульями. Конструкция встроенной мебели должна быть согласована с санитарно-эпидемиологической службой. В совмещенном помещении "спальня-игровая" разрешается оборудовать только зону для тихих игр. Спортивный уголок в этом случае рекомендуется организовать в рекреации зального типа.
4.6. В столовой для детей 6-летнего возраста должны выделяться отдельные столы и стулья, соответствующие по своим размерам росту детей.
4.7. В гардеробе должны быть индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды и обуви, специальный сушильный шкаф. При отсутствии изолированного гардероба допустимо размещение шкафчиков для хранения верхней одежды и обуви в рекреациях при наличии в них дополнительной площади.

5. Санитарное содержание учебно-воспитательных помещений

5.1. Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом.