(Действующий) Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.3. В 1-ой строительно-климатической зоне на участке, предназначенном для 6-летних детей, должны быть установлены навесы для защиты от ветра и осадков, площадью 40 для каждого класса. Навесы должны иметь деревянные полы и ограждения с трех сторон.
В IV строительно-климатической зоне на площадке для тихих игр для защиты от солнца должны оборудоваться перголы.

3. Здание

3.1. Учебно-воспитательные помещения должны располагаться в отдельном здании-пристройке, блоке или отсеке на 1-2 этажах и иметь самостоятельный выход на участок школы. Запрещается размещение помещений для одного класса на разных этажах.
При размещении помещений в специальной пристройке, последняя соединяется со школьным зданием отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в III Б и IV климатических районах.
3.2. Учебно-воспитательные помещения должны иметь следующий набор:
классная комната из расчета
2,4 м2
на
1
ребенка;
спальная комната
- " -
2,0 м2
-
"
-;
игровая комната
- " -
2,0 м2
-
"
-;
рекреация
- " -
1,0 м2
-
"
-;
туалеты;
гардероб для верхней одежды;
столовая (отдельное помещение или специально выделенные места в общем обеденном зале).
3.3. В XII пятилетке допускается, как временная мера, сокращение площади классного помещения до 2 на 1 ребенка, совмещение спальни и игровой в помещении площадью из расчета 2 на одного ребенка при обязательном наличии зальной рекреации площадью 1 на 1 ребенка и всех других вышеуказанных помещений.
Рекреационное помещение должно объединять не более 2-х классов.
3.4. На каждые 2 класса должны оборудоваться умывальная и туалетные, раздельные для мальчиков и девочек. В умывальной комнате устанавливаются детские умывальники на высоте 0,6 м от пола из расчета 1 на 12 детей. В туалетной устанавливаются детские унитазы из расчета 1 на 6 детей. Учитывая организацию в этих помещениях летних оздоровительных лагерей для детей младшего школьного возраста, в умывальной устанавливается душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге и ногомойки. В классе должен устанавливаться умывальник. К умывальникам, к душу и ногомойкам подводится горячая и холодная вода через смеситель.
Вход в санитарный узел не должен располагаться против входа в класс.
3.5. Ориентация окон помещений по сторонам горизонта в зданиях следует принимать согласно таблице 1.
Таблица 1
Расчетные географические пояса сев. широты
Помещения
севернее 60°
60-40°
южнее 45°
оптим.
допустимая
оптим.
допустимая
оптим.
допустимая
Класс
Ю
Ю
Ю
Групповая, игровая
Ю
от 70° до 290°
Ю
от 85 до 275°
Ю
от 25° до 335°
Спальня
В
любая
В
любая
С
любая
3.6. Откидные фрамуги с рычажными приборами или форточки (не менее чем для 50% окон) должны быть в каждом помещении и использоваться во все сезоны года.
Минимальный коэффициент естественного освещения в классе, игровой, рекреации, спальнях, раздевальных и столовой должен составлять не менее 1,5%.
Освещение вторым светом допускается только в туалетных помещениях.
3.7. Стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом. Полы должны быть теплые (расчетная температура +22°С), без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или из линолеума на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных выстилаются керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Запрещается использовать цементные, мраморные и другие аналогичные материалы. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Минздравом СССР.

4. Оборудование

4.1. Учебные помещения (классы) оборудуются партами ученическими в соответствии с ГОСТ 5994-86. Как временная мера, в XII пятилетке допускается использовать также столы и стулья в соответствии с ГОСТ 19301.1.2-73 "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры", ГОСТ 11015-86 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры", ГОСТ 11016-86 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры".
4.2. Классы должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп (табл. 2). Запрещается использовать табуреты и скамейки. При расстановке мебели необходимо меньшие размеры ставить ближе к доске.
Таблица 2

Размеры столов и стульев для детей шестилетнего возраста в школе

Мебель
Группа мебели
Группа роста в см
Высота над полом (в см)
Распределение на классы в %
края крышки со стороны сидящего
переднего края сидения
Дошкольная
Г
110-115
48,0
28,0
15
Д
115-130
54,0
32,0
77
Ж
свыше 130
60,0
36,0
8
Школьная
А
до 130
54,0
32,0
90
Б
130-145
60,0
36,0
10
Не менее двух раз в год детей, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, пересаживают, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся.
Между рядами парт или столов и стенами учебного помещения соблюдаются следующие расстояния:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) - 0,6 - 0,7 м;
от внутренней стены до третьего ряда парт (столов) - 0,5 - 0,6 м;
от первых парт (столов) до классной доски в классах прямоугольной конфигурации при расстановке парт в три ряда - 3 м (минимально допустимое расстояние - 2,5 м); в классах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда - 4 м (минимальное расстояние - 3,5 м);
расстояние между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м.
Настенные доски (тип ДО РОСТ 20064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали). В классном помещении (у задней стены) предусматриваются шкафы для учебных пособий и 6 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции).
4.3. Игровые оборудуются двухместными, столами, стульями, шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Мебель должна соответствовать росту детей и расставляться вдоль окон и одной из стен. У другой стены следует организовать спортивный уголок, включающий гимнастическую стенку и физкультурные пособия: скакалки, обручи, мячи и др. или "домашний стадион". Не следует приобретать игрушки индивидуального пользования (флейты, губные гармошки, свистульки и т.п.).
4.4. При расстановке стационарных кроватей (ГОСТ 19301.3-73) в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длинными сторонами кроватей - 0,5 м, изголовьями кроватей - 0,2 м. Расстояние между кроватью и наружной стеной должно быть не менее 0,6 м, а в климатических подрайонах IA, IБ, IГ - не менее 1,0 м. Кроме этого в спальне размещаются шкафчики для хранения домашнего платья.
4.5. При размещении спальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными или раскладными кроватями с жестким ложем, шкафчиками для хранения домашнего платья, игрушек, книг, настольных игр и двухместными столами и стульями. Конструкция встроенной мебели должна быть согласована с санитарно-эпидемиологической службой. В совмещенном помещении "спальня-игровая" разрешается оборудовать только зону для тихих игр. Спортивный уголок в этом случае рекомендуется организовать в рекреации зального типа.
4.6. В столовой для детей 6-летнего возраста должны выделяться отдельные столы и стулья, соответствующие по своим размерам росту детей.
4.7. В гардеробе должны быть индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды и обуви, специальный сушильный шкаф. При отсутствии изолированного гардероба допустимо размещение шкафчиков для хранения верхней одежды и обуви в рекреациях при наличии в них дополнительной площади.

5. Санитарное содержание учебно-воспитательных помещений

5.1. Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом.
Генеральная уборка всех помещений должна проводиться по окончании каждой четверти и по эпидпоказаниям.
В качестве дезинфицирующих средств рекомендуется использовать малотоксичные препараты: 0,5% гипохлорит кальция, 3% раствор нитрана, дезинфицирующая композиция хлордезина ( ) и сульфохлорантина (0,2%).
5.2. Все белье должно быть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены чехлов на матрацы.
Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в специальных шкафах. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.
5.3. Категорически запрещается проводить побелку стен, потолков, оконных рам и другой ремонт помещений при проведении учебно-воспитательного процесса.
5.4. Полы в туалетных, унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств. Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом "Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промывают водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.
5.5. Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировку ярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде и также, как моющие средства, в местах, недоступных детям.
5.6. При отсутствии канализации выгребные ямы и мусоросборники следует очищать при заполнении 2/3 объема и ежедневно обрабатываться 10%-ным раствором хлорной извести; 1 раз в неделю засыпать сухой хлорной известью (из расчета 1 кг на 1 ) или ларвицитами ("методические указания по борьбе с мухами" N 28-6/3 от 27.01.84 г.).
Внутренние поверхности дворовой уборной и ручки дверей ежедневно моются с использованием моющих средств и большого количества воды с помощью шланга.

6. Воздушно-тепловой режим

6.1. Уровни расчетной температуры воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей должны приниматься в соответствии с таблицей: