(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
6.3 Аспекты экологической безопасности ликвидируемых отходов включают комплекс взаимоувязанных правовых, нормативных, методических и организационно-технических видов деятельности по оценке и защите окружающей среды от опасного воздействия отходов на ЭТЦО.
6.3.1 Аспекты безопасности при ликвидации объектов и/или отходов включают в себя обеспечение безопасности при проведении технологических операций обращения с ними (операции по обезвреживанию, включая нейтрализацию, дезактивацию, дезинфекцию, демеркуризацию, разложение, уничтожение и др.).
6.3.1.1 Дезинфекция объектов и отходов I-IV классов опасности является одним из видов обезвреживания и заключается в уничтожении или ослаблении действия вредных микроорганизмов, содержащихся в отходе (объекте), и осуществляется путем соответствующей их физической и/или химической обработки.
6.3.1.2 Демеркуризация объектов и/или отходов I-IV классов опасности является одним из видов их обезвреживания и заключается в извлечении содержащейся в них ртути и/или ее соединений.
6.3.1.3 Разложение отходов I-IV классов опасности представляет собой их деструкцию и связано с выполнением биохимических, биологических, физико-химических и термических операций над ними, приводящих к возможности обезвреживания их опасных компонентов и дальнейшей утилизации.
6.3.1.4 Нейтрализация отходов I-IV классов опасности связана с их физической, химической или биологической обработкой с целью снижения или полного устранения любых вредных воздействий на людей и окружающую среду.
6.3.1.5 Дезактивация объектов и/или отходов I-IV классов опасности охватывает любые способы удаления радиоактивных веществ и/или радиоактивных составляющих.
6.3.2 Обезвреживание объектов и/или отходов I-IV классов опасности ставит целью разработку и реализацию таких организационно-технических мероприятий и технологических процессов, которые обеспечивают исключение всех видов опасности для людей и окружающей среды или снижение ее уровня до допустимого значения с возможным использованием объектов и/или отходов I-IV классов опасности в технологических процессах получения полезных продуктов.
6.3.3 При захоронении объекты и/или отходы I-IV классов опасности размещают в специально приспособленных могильниках.
Примечание - Объемы захоронения объектов и/или отходов I-IV классов опасности должны соответствовать требованиям по допустимым пределам, установленным для данного могильника в пределах его штатной мощности.
6.3.4 Уничтожение объектов и/или отходов I-IV классов опасности производства и потребления связано с целенаправленной технологической обработкой (в том числе сжиганием), приводящей к практически полному прекращению их существования.
6.4 Социальные аспекты ликвидации отходов представляют собой комплекс системно взаимоувязанных организационно-технических направлений деятельности, включая следующие:
- проведение оценки воздействия отходов при их ликвидации на здоровье людей и окружающую среду;
- создание современной инфраструктуры обращения с отходами, которая включает стандартизацию, паспортизацию, сертификацию, лицензирование, экспертизу, информационное и технологическое обеспечение, позволяющие осуществлять безопасное и ресурсосберегающее регулирование процессов обращения с отходами;
- увеличение количества рабочих мест и повышение занятости населения в регионах.
6.4.1 Социальные аспекты обращения с отходами, в первую очередь, направлены на практичес кое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6.4.2 Социальная направленность мероприятий по ликвидации объектов и/или отходов состоит в том, что эти мероприятия сразу или в перспективе позволяют:
- снизить негативное воздействие отходов на людей и окружающую среду;
- повысить занятость населения при выполнении названных работ и мероприятий;
- обеспечить безопасность, ресурсосбережение при обращении с отходами;
- содействовать росту ресурсного, товарного и рыночного потенциалов регионов и страны в целом.
6.4.3 К социальным аспектам следует также отнести необходимость повышения ответственности законодателей, стандартизаторов и других субъектов деятельности по обращению с отходами на ЭТЦО за качество разрабатываемых нормативно-правовых, нормативных и других сопроводительных документов.
Приложение А
(справочное)

Справочные пособия

1. Экология и управление: термины и определения. Ю.С. Карабасов, В.М. Чижикова, М.Б. Плущевский. - М.: МИСИС. 2001.
2. Нормативно-правовые документы по обращению с промышленными отходами. Правительство Москвы. - М.: 2002.
3. Гармонизация правового и нормативного обеспечения в сфере обращения с упаковкой и упаковочными отходами. Опыт ЕС и России//Сборник подготовлен в рамках проекта ТАСИС "Сближение технических правил и стандартов. Российская Федерация (Europe Aid/113648/D/SV/RU). - М.: Ростехрегулирование. 2006.
4. Улицкий В.А., Васильвицкий А.Е., Плущевский М.Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение/Под редакцией А.Д. Козлова и Т.В. Боравской. - М.: Изд. "САШКО", 2006.
Приложение Б
(справочное)

Схема образования на шести (из семи) стадиях жизненного цикла продукции (изделий) основных видов отходов, подлежащих ликвидации

Библиография

[1] Директива 2008/98/ЕС Европейского Парламента и Совета от 19 ноября 2008 года "Об отходах и отмене определенных директив" (текст с возможностью использования при административном контроле над экспортом (ЕЕА).
[2] Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.).
[3] Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений".
[4] Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.
[5] Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ.
[6] Модельный закон "Об отходах производства и потребления", принят Постановлением N 29-15 от 31.10.2007 Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств.
[7] Концепция развития национальной системы стандартизации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р.
[8] Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.