Действующий
9.1.5. В планах проведения аварийно-спасательных работ на отделениях железных дорог и в управлениях железных дорог должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации аварий, намечены станции, на которых при необходимости могут перегружаться вагоны с опасными грузами.
9.1.6. Руководитель восстановительных работ совместно со специалистами причастных и заинтересованных организаций должен:
определить характер очага поражения;
оценить обстановку, определить границы
опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;
выявить количество человек, подвергшихся воздействию опасных веществ, и организовать оказание им медицинской помощи;
разработать план ликвидации происшедшего заражения;
рассчитать количество сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварий, и порядок их использования;
поставить задачи отдельным спецподразделениям и установить очередность работ;
определить способы нейтрализации утраченных опасных грузов;
организовать контроль за полной нейтрализацией местности, объектов внешней среды, техники и транспорта;
организовать медицинское обеспечение и принять другие меры безопасности для участвующих в ликвидации последствий и проживающего вблизи населения.
Общее руководство за соблюдением требований безопасности осуществляет руководитель работ по ликвидации последствий аварийного происшествия.
9.1.7. Все меры первой помощи людям и действия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны осуществляться с учетом свойств этих грузов и соблюдением мер предосторожности, указанных в аварийной карточке на данный опасный груз.
9.1.8. Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных вагонов,
контейнеров или тары на грунт, в водоемы запрещаются. Эти операции могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии разрешения местных органов исполнительной власти и территориальных органов Минприроды России с последующим обезвреживанием мест сброса опасных грузов.
9.1.9. К восстановительным работам подразделения МПС России (восстановительные поезда, дистанции пути, энергоучастки и др.) могут приступить после устранения спецподразделениями угрозы жизни и здоровью людей в
зоне аварии.
9.1.10. Возможность возобновления движения поездов через зону, в которой произошло
аварийное происшествие, определяется работниками органов, производящих устранение последствий аварий после проведения анализов, характеризующих состояние окружающей среды.
9.2. Порядок расследования аварийных происшествий и инцидентов
9.2.1. Расследование аварийных происшествий и
инцидентов при перевозке опасных грузов магистральным и промышленным железнодорожным транспортом, а также несчастных случаев должно проводиться в соответствии с "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах".
9.3. Учет аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов по железным дорогам
9.3.1. Аварийные происшествия и инциденты учитываются на предприятиях магистрального (отделения дороги, управления дороги и МПС России) и промышленного железнодорожного транспорта в специальном журнале по форме согласно приложению N 3 "Инструкции по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах".
9.3.2. Управления железной дороги ежемесячно представляют сведения о состоянии безопасности, аварийных происшествиях и инцидентах с опасными грузами в местные органы Госгортехнадзора России (инспекциям по надзору на железнодорожном транспорте).
10. Ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и других нормативных актов, изданных в их развитие
10.1. За несоблюдение настоящих Правил виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Основные термины и определения
Аварийные происшествия (аварии) при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте - случаи нарушения безопасности перевозок опасных грузов, в результате которых:
произошел взрыв опасного груза в вагоне (независимо от последствий);
произошло возгорание или высвобождение из вагона или
контейнера опасного груза с тяжелыми последствиями;
погибли люди, причинен вред их здоровью;
производилась эвакуация населения и (или) обслуживающего персонала из зоны аварий;
нанесен ущерб окружающей среде, произошло загрязнение источников водоснабжения;
поврежден до степени исключения из эксплуатации
подвижной состав, предназначенный для перевозки опасных грузов.
Безопасное место на станции - участок путевого развития в границах станции, установленный техническо-распорядительным актом станции, наиболее удаленный от главных путей, промышленных, общественных, жилых зданий и сооружений, подвижного состава, занятого людьми, животными и опасными грузами, оборудованный средствами пожаротушения и подъездной автомобильной дорогой.
Вагон-цистерна - вагон, кузовом которого является
котел (емкость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и других веществ.
Вид опасности груза - признак, характеризующий особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классов (подклассов) опасности.
Визуальный осмотр - выявление дефектов, неисправностей или неработоспособности в узлах и деталях (механические повреждения, трещины, свищи, коррозия и т.д.) без применения технических средств.
Грузоотправитель - предприятия, организации, которые представляют груз для перевозки и именуются отправителем в перевозочных документах.
Грузополучатель - организации или предприятия, которые получают груз.
Деповской ремонт (ДР) - обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом отдельных узлов и деталей.
Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, розливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении всех необходимых мер предосторожности.
Инцидент - сходы, столкновения подвижного состава с опасными грузами, отцепки вагонов с этими грузами от поездов в пути следования по техническим и коммерческим неисправностям, возгорание или утечка (просыпание) опасного груза из вагона или контейнера без тяжелых последствий.
Испытание на герметичность - испытание
котла при фактическом внутреннем давлении, равном максимальному рабочему давлению, но составляющем не менее 20 кПа (0,2
).
Капитальный ремонт (КР) - обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом любых его узлов и деталей, включая базовые.
Конструктивное оборудование котла - элементы усиления, крепления и придания устойчивости, расположенные снаружи или внутри котлов.
Контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок.
Маркировка - определение см. по ГОСТ 17527-86, ГОСТ 14192-77.
Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.
Опасная зона - зона, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, ожогов.
Перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от
грузоотправителя до
грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и
транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.