Действующий
4.1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ)
4.1.1. Перевозка опасных грузов класса 1 по железным дорогам должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов, другой нормативно-технической документацией, действующей на железнодорожном транспорте.
4.1.2. Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и
контейнеры грузоотправитель обязан выполнить работы по их подготовке с соблюдением требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном МПС России.
4.1.3. Движение поездов, в которых имеются вагоны с ВМ, должно быть организовано по возможности в обход крупных населенных пунктов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС в установленном порядке.
4.1.4. Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов должны производиться на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей согласно требованиям СНиП 11-39-76, но не менее чем на 125 м.
Выбор мест стоянки таких вагонов производится комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.
4.1.5. Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны быть специально оборудованы, иметь необходимые средства пожаротушения и устройства электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении.
Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы с такими грузами на неосвещаемых площадках в темное время суток.
4.1.6. Запрещается хранение ВМ в складских помещениях железнодорожных станций.
4.1.7. При перевозке на открытом
подвижном составе ВМ в специализированных контейнерах, тип и параметры которых совпадают с типами и параметрами универсальных контейнеров МПС России, их размещение и крепление производятся в соответствии с требованиями "
Технических условий погрузки и крепления грузов", утвержденных МПС России.
4.1.8. Ответственность за соблюдение правил погрузки и крепления мест с ВМ в вагонах и в специализированных контейнерах, а также спецконтейнеров в вагонах несут предприятия-грузоотправители.
4.1.9. Работники железнодорожных станций обязаны проверить правильность размещения и крепления специализированных контейнеров с ВМ на открытом подвижном составе при отправлении грузов без сопровождения специалистов или охраны грузоотправителя (
грузополучателя).
4.1.10. Совместная перевозка в одном контейнере ВМ разных подклассов, кроме грузов, входящих в комплект, запрещается.
4.1.11. Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, с ядовитыми веществами, легковоспламеняющимися грузами и другими грузами, не входящими в комплект со взрывчатыми материалами.
4.1.12. Порядок включения и выключения автотормозов у вагонов с ВМ при производстве маневровой работы на подъездных путях предприятий и организаций, железнодорожных станциях разрабатывают, руководствуясь нормативно-технической документацией МПС России, и утверждают соответственно руководители предприятия-ветвевладельца и отделения железной дороги.
4.1.13. К перевозке допускаются только ВМ классифицированные, а также допущенные Госгортехнадзором России к производству и применению в установленном порядке. При этом новым считается взрывчатый материал не только с учетом изменения его физико-химических свойств, но и в случае применения новой конструкции тары и упаковки, увеличения массы погрузочной единицы.
4.2. Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением
4.2.1. При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса.
4.2.2. После заполнения
вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.
Все рабочее оборудование вагона-цистерны цехом наполнения должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности
экипажной части, соответствии
маркировки, герметичности
котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы.
4.2.3. Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.
4.2.4. При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а также сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта.
4.2.5. Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документацией для данного груза.
В накладной на порожнюю вагон-цистерну
грузополучатель обязан записать: "Вагон-цистерна слита полностью. Давление в котле... МПа".
4.2.6. При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии.
На вагонах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: "Газосброс не закрывать".
4.2.7. После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбирован пломбой
грузоотправителя.
При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн.
4.3. Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
4.3.1. Перевозка опасных грузов этого класса должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов и другой нормативно-технической документацией.
4.3.2. Полнота слива опасных грузов этого класса, обладающих токсичными свойствами и спиртовым (винным) запахом, удаление промывной воды удостоверяются в накладной на порожнюю вагон-цистерну подписями работников станции и ответственного должностного лица предприятия-грузополучателя, назначенных приказом соответственно начальника станции и руководителя предприятия.
4.3.3. После налива и слива опасных грузов подтеки на наружной поверхности котла вагона-цистерны должны быть грузоотправителем (грузополучателем) удалены.
4.3.4. При наливе и сливе опасных грузов:
работы по наливу и сливу должны быть механизированы с обеспечением максимальной герметизации;
работники, производящие налив и слив этих грузов, должны быть перед началом работ ознакомлены с их свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этими продуктами и снабжены соответствующей защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты;
работы внутри
котла вагона-цистерны должны проводиться с обязательным применением шлангового противогаза.
4.4. Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
4.4.1. Перевозка опасных грузов этого класса должна производиться в соответствии с Правилами перевозок грузов и другой нормативно-технической документацией.
4.4.2. Взрывоопасные легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные загораться без предварительного подогрева от источника зажигания с низкой энергией (классификационные шифры 4172, 4152, 4153), должны предъявляться к перевозке только в герметичной таре.
4.4.3. Перевозка опасных грузов подкласса 4.1 разрешается в таре в крытых сухих вагонах и
контейнерах. Запрещается транспортирование этих грузов на открытом
подвижном составе, без упаковки.
4.4.4. Материалы животного и растительного происхождения, способные к воспламенению от тепла, выделяемого при химических и биологических процессах, а также при ударе или трении (классификационные шифры 4212, 4213), должны перевозиться только повагонными отправками или в контейнерах.
4.5. Класс 5. Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)
4.5.1. Перевозка опасных грузов этого класса должна производиться в соответствии с Правилами перевозок грузов, другой нормативно-технической документацией.
4.5.2. Вагоны для перевозки опасных грузов подкласса 5.1 должны быть тщательно очищены от остатков ранее перевозимых грузов, пыли или промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.
4.5.3. Органические пероксиды, требующие регулирования температурного режима (классификационные шифры 5211, 5212, 5221, 5222), должны перевозиться в специализированных изотермических вагонах
грузоотправителя или
грузополучателя.
4.5.4. Остальные грузы подкласса 5.2, а также порожняя
тара из-под них должны перевозиться только в собственных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных им.
4.5.5. Вагоны для перевозки органических пероксидов как в груженом, так и в порожнем состоянии должны транспортироваться в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
4.6. Классы 6 и 8. Ядовитые, едкие, коррозионные и инфекционные вещества
4.6.1. Перевозка опасных веществ этих классов должна осуществляться в соответствии с условиями, изложенными в Правилах перевозок грузов.
4.6.2. На
котлы вагонов-цистерн, контейнеров-цистерн, предназначенных для перевозки ядовитых веществ и продуктов других классов опасности, обладающих ядовитыми свойствами, наносится знак опасности 6а в соответствии с
ГОСТ 19433-88.