(Действующий) Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
порядок действий при возникновении аварийных ситуаций;
порядок взаимодействия с аварийно-спасательными подразделениями;
порядок подачи устных команд при производстве маневровой работы;
порядок документирования выдачи на маневры тепловозов и паровозов с исправными искрогасителями и искроулавливающими устройствами;
пути отстоя вагонов с этими грузами.
3.3.22. На всех сортировочных и участковых станциях, а также на других станциях в соответствии с перечнем, установленным начальником железной дороги, в качестве приложения к техническо-распорядительному акту станции должна быть разработана местная инструкция о порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и выделены специальные пути, на которых выполняются мероприятия, указанные в аварийных карточках.
3.3.23. Вагоны с опасными грузами классов 1 и 2 на станциях (кроме находящихся на сортировочных путях под накоплением) должны устанавливаться на путях, указанных в техническо-распорядительном акте станции, где стоянка их наиболее безопасна. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены тормозными башмаками. Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути, и запираются на навесные замки.
3.3.24. Пропуск транзитных поездов с индексами "Р" должен осуществляться по путям, указанным в техническо-распорядительном акте станции.
3.3.25. Не допускается оставление поездов, следующих с индексом "Р", без локомотивов на промежуточных станциях. В исключительных случаях состав такого поезда может быть оставлен без локомотива по письменному приказу начальника отделения железной дороги. При этом начальник отделения и работники отдела перевозок обязаны принять меры к ускорению отправления по назначению временно отставленного состава.
3.3.26. В случае выявления в пути следования технических и коммерческих неисправностей или повреждения вагона (контейнера) составляется акт. Если вагон сопровождает проводник, то акт составляется с его участием. В акте должны быть указаны: номер вагона, сроки плановых видов ремонта, год постройки, наименование груза, вид неисправности и причины ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности, а также заключение о возможности дальнейшего следования. Копия акта прилагается к перевозочным документам.
3.3.27. Устранение технических и коммерческих неисправностей, обнаруженных в пути следования, у вагонов с опасными грузами в зависимости от их характера и условий работы может производиться как с отцепкой неисправных вагонов и последующей подачей на выделенные для этих целей пути, так и без отцепки их от состава с соблюдением мер предосторожности.
3.3.28. Отцепка на станциях отдельных вагонов с опасными грузами по причинам технической или коммерческой неисправности от групп вагонов, охраняемых военизированной охраной МПС, допускается в случаях, если может быть обеспечена охрана отцепляемого и отправляемых вагонов.
В случае обнаружения в пути следования технических или коммерческих неисправностей вагона, следующего в сопровождении специалиста грузоотправителя (грузополучателя), он отцепляется от поезда и находится под охраной сопровождающего груз.
3.3.29. Отцепка отдельных вагонов из-за неисправности от группы вагонов, следующих в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя), запрещается. В этом случае отцепляется вся группа, о чем начальник станции должен сообщить дежурному по отделению железной дороги. По окончании ремонта или перегруза опасного груза вагоны должны быть включены в состав задержанной группы вагонов и отправлены по назначению.
3.3.30. Проводники, сопровождающие опасные грузы, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и должны следить за соблюдением мер безопасности, установленных для этого груза.
3.3.31. Грузоотправитель обязан обеспечить проводников необходимыми средствами индивидуальной защиты, комплектом инструментов, необходимыми запасными материалами, заглушками, инструкцией для проводника, утвержденной главным инженером завода-грузоотправителя.
3.3.32. При выявлении отсутствия специалиста или проводника вагонов с опасными грузами, подлежащих сопровождению специалистами (проводниками) грузоотправителя (грузополучателя), вагоны задерживаются до его прибытия. В этом случае начальник станции, на которой были обнаружены такие вагоны, ставит в известность грузоотправителя (грузополучателя) о необходимости обеспечения дальнейшего сопровождения груза, а также органы Госгортехнадзора России. Грузоотправитель (грузополучатель) обязан в течение суток обеспечить прибытие специалиста (проводника) для сопровождения груза.
3.3.33. В случае обнаружения утечки (просыпания) опасных грузов в пути следования аварийный вагон должен быть отцеплен и отставлен на специальный путь, на котором выполняются мероприятия, указанные в аварийной карточке, о чем начальник станции обязан поставить в известность грузоотправителя.
3.3.34. При необходимости администрация предприятия-грузоотправителя или владельца вагона обязана командировать на станцию, где находится отцепленный вагон, бригаду специалистов. Для этих целей приказом руководителя предприятия должны быть укомплектованы выездные аварийные бригады и назначены ответственные должностные лица для ликвидации аварий и устранения неисправностей вагонов, отцепленных в пути следования.
3.3.35. Выездные бригады при ликвидации неисправности вагонов должны руководствоваться специальной инструкцией, утвержденной руководителем предприятия.

4. Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов

4.1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ)

4.1.1. Перевозка опасных грузов класса 1 по железным дорогам должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов, другой нормативно-технической документацией, действующей на железнодорожном транспорте.
4.1.2. Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и контейнеры грузоотправитель обязан выполнить работы по их подготовке с соблюдением требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном МПС России.
4.1.3. Движение поездов, в которых имеются вагоны с ВМ, должно быть организовано по возможности в обход крупных населенных пунктов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС в установленном порядке.
4.1.4. Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов должны производиться на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей согласно требованиям СНиП 11-39-76, но не менее чем на 125 м.
Выбор мест стоянки таких вагонов производится комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.
4.1.5. Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны быть специально оборудованы, иметь необходимые средства пожаротушения и устройства электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении.
Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы с такими грузами на неосвещаемых площадках в темное время суток.
4.1.6. Запрещается хранение ВМ в складских помещениях железнодорожных станций.
4.1.7. При перевозке на открытом подвижном составе ВМ в специализированных контейнерах, тип и параметры которых совпадают с типами и параметрами универсальных контейнеров МПС России, их размещение и крепление производятся в соответствии с требованиями "Технических условий погрузки и крепления грузов", утвержденных МПС России.
4.1.8. Ответственность за соблюдение правил погрузки и крепления мест с ВМ в вагонах и в специализированных контейнерах, а также спецконтейнеров в вагонах несут предприятия-грузоотправители.
4.1.9. Работники железнодорожных станций обязаны проверить правильность размещения и крепления специализированных контейнеров с ВМ на открытом подвижном составе при отправлении грузов без сопровождения специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя).
4.1.10. Совместная перевозка в одном контейнере ВМ разных подклассов, кроме грузов, входящих в комплект, запрещается.
4.1.11. Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, с ядовитыми веществами, легковоспламеняющимися грузами и другими грузами, не входящими в комплект со взрывчатыми материалами.
4.1.12. Порядок включения и выключения автотормозов у вагонов с ВМ при производстве маневровой работы на подъездных путях предприятий и организаций, железнодорожных станциях разрабатывают, руководствуясь нормативно-технической документацией МПС России, и утверждают соответственно руководители предприятия-ветвевладельца и отделения железной дороги.
4.1.13. К перевозке допускаются только ВМ классифицированные, а также допущенные Госгортехнадзором России к производству и применению в установленном порядке. При этом новым считается взрывчатый материал не только с учетом изменения его физико-химических свойств, но и в случае применения новой конструкции тары и упаковки, увеличения массы погрузочной единицы.

4.2. Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

4.2.1. При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса.
4.2.2. После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.
Все рабочее оборудование вагона-цистерны цехом наполнения должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности экипажной части, соответствии маркировки, герметичности котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы.
4.2.3. Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.
4.2.4. При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а также сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта.
4.2.5. Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документацией для данного груза.
В накладной на порожнюю вагон-цистерну грузополучатель обязан записать: "Вагон-цистерна слита полностью. Давление в котле... МПа".
4.2.6. При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии.
На вагонах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: "Газосброс не закрывать".
4.2.7. После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбирован пломбой грузоотправителя.
При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн.

4.3. Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости