(Действующий) Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 10 декабря 1992 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
8. Преобразование государственного (муниципального) предприятия путем изменения его организационно-правовой формы производится по решению комитета по управлению имуществом.
В Тюменский областной арбитражный суд в интересах Комитета по управлению имуществом города Тюмени обратился прокурор Тюменской области с иском о признании недействительным акта о регистрации товарищества с ограниченной ответственностью "Изобилие", созданного на базе имущества магазина N 27 Горплодовощторга. Учредителями этого товарищества выступили работники магазина как физические лица. Товарищество образовано на базе имущества магазина.
При принятии решения арбитраж учел следующее.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-I о разграничении государственной собственности в Российской Федерации предприятия розничной торговли отнесены к объектам муниципальной собственности.
Поскольку данное товарищество было создано на базе муниципальной собственности, то в соответствии со статьей 33 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" его учредителем должен был выступить комитет по управлению имуществом.
Кроме того, в данном случае фактически имела место приватизация муниципального имущества без соблюдения установленного законодательством порядка.
Учитывая это, арбитражный суд правомерно признал действия бывших работников муниципального предприятия по распоряжению имуществом магазина незаконными, а акт о регистрации товарищества недействительным.
9. Иски о ликвидации предприятий могут быть заявлены в арбитражный суд в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами.
Согласно пункту 2 статьи 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" ликвидация предприятия может производиться в том числе по решению арбитражного суда.
В этой связи в арбитражной практике возник вопрос о том, кто и в каких случаях вправе обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации предприятий.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 37 названного Закона данные споры подведомственные арбитражным судам в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. При этом право тех или иных организаций обращаться с исками о ликвидации предприятий также должно быть прямо предусмотрено в законе с указанием оснований, по которым соответствующая организация вправе заявлять такой иск.
В случае решения о ликвидации предприятия арбитражный суд предлагает собственнику (уполномоченному собственником органу) провести ликвидацию предприятия в установленном законодательством порядке.
Необходимо иметь в виду, что порядок признания предприятия несостоятельным (банкротом), в том числе путем обращения в арбитражный суд, определен в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
10. Ликвидационное либо реорганизованное предприятие вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации либо реорганизации предприятия до момента исключения его из государственного реестра (утверждения акта ликвидационной комиссии).
Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления местной администрации о его ликвидации. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что истец утратил статус юридического лица и не вправе обращаться с иском в арбитражный суд.
Однако арбитражный суд правомерно не учел доводы ответчика и принял иск к своему рассмотрению, имея в виду следующее.
Указанные акты подпадают под действие пункта 2 статьи 20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (в редакции Закона от 24.06.92), согласно которому предприятие имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными актов государственных и иных органов, нарушающих охраняемые законом права и интересы этого предприятия.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 37 названного Закона предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра. В данном случае предприятие из Государственного реестра исключено не было и соответственно правоспособность не утратило.
Следует также учитывать, что предприятия, созданные до вступления в силу Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", могут быть не включены в Государственный реестр по не зависящим от них причинам. Такие предприятия утрачивают право обращения в арбитражный суд с момента утверждения акта ликвидационной комиссии.
11. Уклонение от уплаты налогов не является основанием для ликвидации предприятия.
В Курганский областной арбитражный суд обратилась налоговая инспекция Мокроусовского района о ликвидации малого предприятия по основаниям непредставления в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности и уклонения от уплаты налогов.
При рассмотрении данного дела арбитражный суд учел, что ликвидация предприятий осуществляется только по основаниям, прямо указанным в законодательных актах. В настоящее время такого основания для ликвидации предприятий, как уклонение от уплаты налогов, не предусмотрено. За подобные правонарушения применяются финансовые санкции, предусмотренные налоговым законодательством, а в отношении должностных лиц предприятий - административная и уголовная ответственность.
Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно налоговой инспекции в иске отказал.
Кроме этого, в данном случае следует учитывать положения, изложенные в пункте 9 настоящего обзора.
12. Органы местного самоуправления не вправе принимать решения о ликвидации кооперативов.
Кооператив "Руно" обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения исполкома одного из городских Советов народных депутатов Ленинградской области о ликвидации кооператива.
В ходе рассмотрения дела ответчик в обоснование правомерности своего решения сослался на полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 15 Закона СССР "О кооперации в СССР".
Однако в данном случае необходимо иметь в виду следующее.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" действие Закона СССР "О кооперации" отменено на территории РСФСР в части, противоречащей названному выше Закону РСФСР.
В соответствии со статьей 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" право ликвидации предприятий предоставлено собственникам, органам, уполномоченным создавать такие предприятия, а также судам.
Поэтому с 1 января 1991 г. норма Закона СССР "О кооперации", регулировавшая порядок принудительной ликвидации кооперативов, на территории России не действует.
Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно признал решение исполкома недействительным как противоречащее действующему законодательству.
13. Органы государственного управления не вправе ликвидировать объединения предприятий, созданные на добровольной основе.
Департамент сельского хозяйства Челябинской области принял решение о ликвидации государственно-кооперативного объединения "Челябинскмолагропром" и создании на его базе областного объединения мясо-молочной промышленности. Объединение "Челябинскмолагропром" не согласилось с таким решением и обратилось с иском о признании его недействительным в Челябинский арбитражный суд.
В ходе рассмотрения спора арбитражным судом было установлено, что согласно уставу объединение "Челябинскмолагропром" создано предприятиями на добровольной основе для осуществления заготовки, переработки и реализации молочной продукции.
В соответствии со статьей 13 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" объединения создаются на договорных началах и на основе добровольности вхождения предприятий в объединение. Порядок и условия ликвидации объединений регламентируются уставом.
Поэтому арбитражный суд правомерно признал решение департамента сельского хозяйства о ликвидации объединения "Челябинскмолагропром" недействительным как принятое с превышением полномочий и не соответствующее законодательству.
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 объединения государственных предприятий должны были привести свою организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством, преобразовав их в товарищества или акционерные общества.