(Действующий) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 963 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
прямое финансирование науки государством в размере до 50 процентов всего объема проводимых отраслью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
прямое дотирование правительством (2/3) и местными органами власти (1/3) разницы между себестоимостью и мировыми ценами на суда (до 15-25 процентов от стоимости судна), строящиеся для государственных нужд:
государственные дотации на модернизацию и реконструкцию верфей в размере 30-50 процентов расходов на эти цели;
таможенные льготы на ввозимые импортное оборудование для комплектования судов и судостроительные материалы.
На все эти цели ежегодные расходы государства (например, в Японии, Южной Копее, Германии) составляют 400-600 млн. долларов США, что на порядок выше, чем сегодняшние расходы на эти цели в России (около 20 млн. долларов США в 1994 году на конверсионную программу "Возрождение российского флота" и около 20 млн. долларов США на программу Министерства транспорта Российской Федерации "Возрождение торгового флота России").
Таким образом, для обеспечения нормального функционирования и развития российского судостроения государство должно иметь национальную долговременную программу поддержки и развития производственного и научно-технического потенциала отрасли, основанную на мировом опыте и учитывающую особенности отечественного судостроения в современных условиях, а также состояние и потребности российских транспортного, рыбопромыслового и других флотов
Задача возрождения российского флота с помощью отечественных верфей является общенациональной, без решения которой стране грозит транспортный паралич, утрата своего места и влияния в мире как великой морской державы. Решение этой задачи возможно лишь программными методами.

Цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является обеспечение конкурентоспособности судостроительной промышленности России при высоком стандарте безопасности создаваемых судов, а также сохранение рабочих мест в отрасли.
Первоочередные задачи, которые должна решать судостроительная промышленность в 1996-2000 годах, базируются на нижеперечисленных основных факторах.
Морской транспорт по своим потенциальным возможностям, техническому уровню оказался в критическом состоянии из-за несбалансированного раздела основных фондов между бывшими республиками СССР и высокого среднего возраста доставшихся России судов (в ближайшие годы подлежит списанию 70 процентов тоннажа торгового флота России). Сегодня потребность в морских перевозках удовлетворяется отечественным флотом лишь на 55 процентов. Таким образом, чтобы возродить морской флот России, требуется до 2000 года построить его заново, с учетом современных требований к его эффективности и конкурентоспособности.
Не в лучшем положении оказался и рыбопромысловый флот России, требующий коренного обновления по своей структуре и выхода на современный технический уровень по оснащенности и эффективности.
Речной флот России в связи с высоким средним сроком службы судов (17,5 лет при норме списания в 20-25 лет) также требует в ближайшие годы полного обновления.
Поэтому перед российским судостроением ставится основная задача увеличить в 1996-2000 годы объем гражданского судостроения по сравнению с 1992-1995 годами в 4-4,5 раза в денежном выражении и в 3-3,5 раза по количеству судов.
Решение этой задачи позволит полностью обеспечить заявленную потребность морского, речного и рыбопромыслового флота в тех типах судов, постройка которых традиционно осуществляется на российских верфях.
Будет создан и получит дальнейшее развитие флот для государственных нужд, включающий ледокольные и снабженческие суда для Арктики, спасательные суда для ликвидации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, суда для охраны экономической морской зоны России, суда экологического контроля морских акваторий, суда для обеспечения международных соглашений и проектов, научно-исследовательские суда для решения проблемы "Океан".
Будет обеспечена загрузка производственных мощностей отрасли, сохранены рабочие места не только в отрасли, но и в смежных отраслях промышленности, обеспечено сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, накопленного за долгие годы ее становления.
Одной из важнейших научно-технических задач, реализуемых в этот период, должно стать сохранение и расширение областей приоритетной судостроительной техники и уникальных прорывных технологий, в области которых страна имеет преимущество или занимает ведущее положение в мире. К таким областям судостроительной техники сегодня относятся:
скоростные суда с новыми принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, на каверне и другие);
экранопланы;
атомные суда для Арктики (ледоколы, лихтеровозы-снабженцы и другие);
научно-исследовательские суда различного назначения.
Попутно с указанными задачами, как следствие их реализации, будет решена задача укрепления позиций российского судостроения на мировом рынке, расширения экспорта судостроительной продукции с целью улучшении валютного баланса страны.

Основные пути решения поставленных Программой задач

Программа - это комплекс научно-технических, проектных, производственно-технологических, организационных и финансовых мероприятий, направленных на сохранение и развитие производственного и научно-технического потенциала судостроительной промышленности России.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Судостроение чрезвычайно наукоемкая отрасль. Ориентация отрасли в последние два десятилетия на создание преимущественно военного флота привела к некоторому отставанию в области научного и проектного обеспечения гражданского судостроения. За эти годы появились новые международные рекомендации и требования в части управляемости судов, их прочности, экологической безопасности, комплектации современным спасательным и иным оборудованием. Настоящей Программой предусмотрено проведение целого ряда НИОКР в обеспечение создания современных конкурентоспособных судов, сокращения сроков их проектирования и строительства.
Программа предусматривает также значительное освобождение российских судостроителей и судовладельцев от импортной зависимости в части судового комплектующего оборудования и материалов. Сегодня на проектируемых и строящихся отечественных судах импортное судовое оборудование применяется:
спасательное на 70 процентах судов;
вспомогательные дизель-генераторы на 60 процентах судов;
судовые краны, различные насосы на 50 процентах судов;
лебедки, подруливающие устройства на 30 процентах судов;
радионавигационное оборудование на 20 процентах судов.
В связи с этим настоящей Программой предусмотрено освоение судостроительной промышленностью производства примерно 240 единиц судового комплектующего оборудования и десятков наименований материалов, закупаемых ныне за рубежом.
В комплекс НИОКР входят подпрограммы:
"Эффективность";
"Прочность";
"Безопасность";
"Машиностроение";
"Энергетика";
"Материалы";
"Электротехника";
"Приборостроение";
"Сертификация и нормативно-техническое обеспечение";
"Судотехнология";
"Акустика".
Основным путем создания нового комплектующего оборудования будет покупка лицензий и совместное с передовыми зарубежными фирмами освоение производства, гарантирующее получение международных сертификатов и сервисное обслуживание.
В период до освоения производства отечественного судового комплектующего оборудования (СКО) целесообразно предусмотреть таможенные льготы при закупке отсутствующего в стране оборудования для судов, строящихся на отечественных верфях для отечественных заказчиков.
Кроме того, поскольку такое оборудование является технологическим оборудованием судна, на него следует распространить льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренные Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" для технологического оборудования.