(Действующий) Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Категория дороги
Тип дорожной одежды
Уровень надежности дорожной одежды в дорожно-климатической зоне
Расчетный (нормативный) срок службы дорожной одежды в дорожно-климатической зоне
I-II
III
I-II
III
IIIКапитальный
0,92-0,87
0,90-0,85
11-14
12-15
IV, I-сТо же
0,91-0,86
0,89-0,84
11-14
12-14
Облегченный
0,87-0,83
0,85-0,81
8-10
9-11
II-сКапитальный
0,90-0,85
0,88-0,83
10-13
11-13
Облегченный
0,86-0,82
0,84-0,80
8-9
9-10
Переходный
0,82
0,80
4-8
4-8
Примечание. Промежуточные значения устанавливают интерполяцией.
11.7. Обочины дороги должны быть укреплены согласно соответствующим нормативным документам и иметь уклоны, обеспечивающие быстрый отвод поверхностных вод. На обочинах не должно быть ямочности, колейности и других деформаций и повреждений, в местах сопряжения с покрытием - уступа.
11.8. Откосы насыпей и выемок должны поддерживаться в состоянии, обеспечивающем их устойчивость к воздействию природно-климатических и других факторов, и сохранение требуемой геометрической формы.
11.9. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать беспрепятственный пропуск и отвод расчетных объемов воды.
11.10. Автодорожные мостовые сооружения по габаритам и грузоподъемности должны отвечать требованиям категории дороги и находиться в исправном состоянии.
11.11. Элементы инженерного оборудования и обустройства дороги (дорожные знаки, указатели, ограждения, разметка, автопавильоны, площадки отдыха, стоянки для автомобилей и др.) должны поддерживаться в состоянии, обеспечивающем безопасное и удобное движение автомобилей.
11.12. Состояние безопасности движения на дороге допускается характеризовать по значениям коэффициента безопасности (отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к максимально возможной скорости въезда на этот участок) и итогового коэффициента аварийности (произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние на аварийность отдельных элементов и характеристик дороги).
Характеристика участков дорог по степени безопасности в зависимости от коэффициентов и приведены в табл. 11.4.
Таблица 11.4
Характеристика участка по степени опасности движения
Значение коэффициентов
безопасности движения
аварийности
Неопасный
0,8
0-10
Малоопасный
0,6-0,8
Опасный
0,4-0,6
Очень опасный
<0,4
>40

Оценка состояния дорог и планирование работ по их ремонту и содержанию

11.13. Оценка состояния дорог и дорожных сооружений заключается в определении степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей предъявляемым требованиям и рациональном планировании работ по ремонту и содержанию.
11.14. Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений проводят текущие и периодические (в том числе сезонные) осмотры, а также специальные и детальные обследования.
11.15. Осмотры выполняют, как правило, визуально, используя простейший мерный инструмент и портативные приборы. Для обследований применяют специальные приборы, оборудование и передвижные лаборатории, обеспечивающие получение объективных количественных данных. К обследованиям дорог привлекают на договорных основах специализированные организации (дорожно- и мостоиспытательные станции, проектные, научно-исследовательские организации и т.п.).
11.16. Результаты оценки фактического состояния дорог и искусственных сооружений являются основой для формирования годовых и перспективных планов ремонтных работ.
11.17. Ремонтные работы, т.е. работы по обеспечению необходимого эксплуатационного состояния автомобильных дорог, разделят на две группы: содержание и ремонт.
Содержание заключается в систематическом уходе за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода и исправлении незначительных деформаций и повреждений всех конструктивных элементов.
К ремонтным относят работы по смене изношенных конструкций, элементов или замене их на более прочные и экономичные, улучшающие транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых сооружений, обеспечивающие повышение прочности дорожных одежд, увеличение несущей способности и габаритов искусственных сооружений в пределах норм, соответствующих категории ремонтируемой дороги, а также работы по периодическому возмещению износа верхнего слоя дорожного покрытия, повышению ровности и сцепных свойств, улучшению состояния искусственных сооружений и др.
11.18. При назначении конкретных видов и объемов работ на дорогах пользуются данными, приведенными в табл. 11.5.
Таблица 11.5
Проводимая работа
Коэффициенты
запаса прочности дорожной одежды
ровности покрытия
сцепления
K
Содержание
Ремонт
<1
<1
<0,6
>20
Примечание. Коэффициент ровности покрытия представляет собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическим, а коэффициент сцепных качеств - отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения.
11.19. Работы по ремонту дорог и дорожных сооружений выполняют, как правило, на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной или сметной документации.

Требования к производству работ. Содержание дорог

11.20. Работы по содержанию дорог и искусственных сооружений проводят на всем протяжении дороги и их характер зависит от сезона года, категории дороги, типа искусственных сооружений и др.
11.21. Весной, летом и осенью выполняют работы по систематической очистке от пыли и грязи проезжей части дорог с цементобетонными, асфальтобетонными и другими черными покрытиями. Очистку ведут механическими щетками, поливочно-моечными и уборочными машинами. Мойку и уборку покрытий производят от оси дороги к обочине.
Гравийные (щебеночные) покрытия периодически профилируют, обеспечивая требуемые ровность и поперечный профиль, автогрейдерами или грейдерами при оптимальной влажности материала покрытия. В сухое теплое время года такие работы выполняют, руководствуясь действующими правилами.
11.22. Появляющиеся в летнее время на отдельных участках асфальтобетонных и других черных покрытий места с избытком вяжущего следует присыпать высевками или крупнозернистым песком. Более эффективной мерой является обработка таких участков малыми дозами (0,1-0,2 ) органических растворителей (керосин, соляровое масло и др.) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 ч) очисткой поверхности механической щеткой.
11.23. На цементобетонных покрытиях в летнее время рекомендуется проводить профилактические работы по предохранению их от поверхностных разрушений путем гидрофобизации водными растворами и эмульсиями кремнийорганических соединений. Для нанесения водных растворов и эмульсий используют поливочно-моечные машины, оснащенные распределительным устройством для равномерного розлива гидрофобизатора с заданным расходом.
11.24. С наступлением теплой и устойчивой погоды приступают к устранению небольших деформаций и повреждений на земляном полотне, в системе водоотвода и на всех типах покрытий. Работы следует организовывать так, чтобы основной их объем был выполнен в возможно сжатые сроки и без существенных помех движению автомобилей. Места производства работ на дорогах должны быть ограждены дорожными знаками и указателями в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
11.25. Для заделки выбоин, просадок и т.д. на асфальтобетонных и других черных покрытиях используют отвечающие требованиям действующих ГОСТов или Технических условий горячие (в том числе литые), теплые или холодные асфальтобетонные смеси, а также влажные органоминеральные смеси (ВОМС).
Выбоину обрубают по контуру, очищают и подгрунтовывают*** жидким или разжиженным битумом, остаточным битумом (гудроном), нагретым до 60°С, по норме 0,3-0,5 . Затем осуществляют заделку выбоины, укладывая материал с учетом коэффициента запаса на уплотнение: 1,25-1,30 - для горячих и теплых асфальтобетонных смесей; 1,50-1,60 - для холодных; 1,7-1,8 - для ВОМС. Литые асфальтобетонные смеси укладывают заподлицо с поверхностью существующего покрытия.
После укладки и разравнивания материала его тщательно уплотняют электро- или пневмотрамбовками, ручными катками, а при больших выбоинах - кладковальцовыми катками (лучше с обрезиненными вальцами). Литые смеси не требуют уплотнения.
11.26. Наплывы, волны и сдвиги на покрытии устраняют специальной фрезой или с помощью ножа автогрейдера с последующей поверхностной обработкой выровненных участков.
11.27. Раковины, выбоины, отдельные очаги поверхностного разрушения на цементобетонных покрытиях заделывают цементо- или полимербетонными смесями, торкретбетоном, а также смесями на жидком промышленном стекле. В исключительных случаях допускается применение асфальтобетонных смесей.
Наиболее эффективным материалом являются полимербетонные смеси, приготавливаемые на основе эпоксидного вяжущего. Ориентировочные составы вяжущего приведены в табл. 11.6, а составы минеральной части смеси - в табл. 11.7. Для ремонта выбоин и раковин глубиной более 3 см используют полимербетон на эпоксидном вяжущем состава 1 или 3 (см. табл. 11.6) и минеральном материале, взятых в соотношении 1:7 (по массе); при глубине выбоин и раковин от 1 до 3 см это соотношение принимают в пределах 1:5-1:6; при глубине менее 1 см используют минеральный материал состава 5 (см. табл. 11.7) в соотношении от 1:4 до 1:5.
Таблица 11.6
Материал
Содержание материала, масс. ч./для составов
1
2
3
Эпоксидная смола ЭД-20 или ЭИС-1
100
100
100
Полиэтиленполиамин
8-10
20-25
15-20
Дибутилфталат*
20-25
-
-
Каменноугольный деготь Д-3**
-
50-100
-
Фуриловый спирт
-
-
20-30
______________________________
* Дибутилфталат можно заменить полиэфиром марки ПН-1 или МГФ-9 в количестве 35-40 масс. ч. или тиоколом марок НВТ, I, II в количестве 30-35 масс. ч.
** Каменноугольный деготь марки Д-3 можно заменить дегтем марки Д-4, Д-5 или жидким битумом марки МГ 70/130.
Таблица 11.7
Материал
Содержание минерального материала, % по массе, в составах
1
2
3
4
5
Песок из отсевов дробления прочных изверженных пород крупностью, мм:
1,25-0,63; 2,5-1,25; 5-2,5
-
65-70
65
70
-
5,0-0,63
100
-
-
-
-
Среднезернистый кварцевый песок
-
30-35
25
20
100
Цемент, минеральный порошок или каменная мука
-
-
10
10
-
11.28. Для приготовления эпоксидного вяжущего в емкость с эпоксидной смолой добавляют пластификатор (дибутилфталат или разогретый до 40-60°С каменноугольный деготь) и перемешивают. После достижения смесью температуры наружного воздуха к ней добавляют отвердитель (полиэтиленполиамин) и смесь вновь перемешивают. Во избежание преждевременного отвердения эпоксидное вяжущее готовят небольшими (по 25-30 кг) порциями, чтобы использовать его в течение не более 1 ч при температуре воздуха 15-25°С и примерно 0,15 ч - при более высокой температуре.
После обработки стенок и дна эпоксидным вянущим в количестве 0,3-0,4 выбоину заполняют полимербетонной смесью. Через 20-30 мин уложенный материал уплотняют ручным катком. Если вяжущее выступает на поверхность, то его присыпают каменными высевками и повторно уплотняют. Движение по участку открывают через 5-8 ч.
11.29. При восстановлении швов (или заделке трещин шириной больше 5 мм) их тщательно очищают и заполняют битумными (в том числе резинобитумными) мастиками, составы которых подбирают в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны согласно нормативно-техническим документам.
11.30. В местах выпучивания плит необходимо вырубить цементобетонное покрытие на ширину 0,5-1 м и уложить асфальтобетонное покрытие на всю толщину плиты.
11.31. В процессе содержания дорог с капитальными и облегченными дорожными одеждами в летний период восстанавливают или наносят вновь дорожную разметку согласно принятой схеме организации движения.
Разметку, выполненную краской, следует возобновлять, если ее износ на любом участке длиной 30 м составляет 50% и более, а термопластиком - более 10% по площади.