(Действующий) Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
11.4. Показатели ровности покрытия эксплуатируемых дорог не должны превышать значений, приведенных в табл. 11.1.
11.5. Для обеспечения безопасных условий движения коэффициент сцепления покрытия (для шин, имеющих протектор с рисунком) должен быть не ниже значений табл. 11.2.
Таблица 11.1
Категория дороги
Тип дорожной одежды
Предельно допустимое состояние покрытия по ровности
Показатель ровности, см/км
количество просветов под 3-метровой рейкой, %, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85
по ПКРС-2
по толчкомеру ТХК-2
IIIКапитальный
860
170
9
IV, I-cТо же
850
190
11
Облегченный
1200
260
14
II-сКапитальный
840
210
13
Облегченный
1300
280
16
Переходный
-
510
-
Примечание. Допускаемые значения ровности по толчкомеру ТХК-2 даны применительно к автомобилю УАЗ-452.
Таблица 11.2
Условия движения (согласно табл. 5.22)
Минимально допустимое значение коэффициента сцепления на мокром покрытии при скорости движения 60 км/ч
Легкие
0,35
Затрудненные
0,40
Опасные
0,45
Примечания: 1. Величины коэффициентов сцепления установлены динамометрическим прибором ПКРС-2. Показания других приборов (портативных) должны быть приведены к показаниям ПКРС-2.
2. Разница в значениях коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1, а между покрытиями проезжей части и укрепленной обочины - 0,15.
11.6. Прочность дорожной одежды оценивают коэффициентом запаса прочности , который представляет собой отношение фактического модуля упругости конструкции к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации и должен иметь значение .
Требуемый модуль упругости нежестких дорожных одежд назначают с учетом сроков службы одежд до капитального ремонта (табл. 11.3), величины расчетной нагрузки и интенсивности движения расчетных автомобилей, типа покрытия, дорожно-климатической зоны, грунтово-гидрологических условий, общей толщины дорожной одежды, ее конструкции и эксплуатационной надежности на обследуемом участке в соответствии с действующей инструкцией по проектированию нежестких одежд.
Примечание. В качестве показателя прочности дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается принимать величину растягивающих напряжений при изгибе покрытия.
Таблица 11.3
Категория дороги
Тип дорожной одежды
Уровень надежности дорожной одежды в дорожно-климатической зоне
Расчетный (нормативный) срок службы дорожной одежды в дорожно-климатической зоне
I-II
III
I-II
III
IIIКапитальный
0,92-0,87
0,90-0,85
11-14
12-15
IV, I-сТо же
0,91-0,86
0,89-0,84
11-14
12-14
Облегченный
0,87-0,83
0,85-0,81
8-10
9-11
II-сКапитальный
0,90-0,85
0,88-0,83
10-13
11-13
Облегченный
0,86-0,82
0,84-0,80
8-9
9-10
Переходный
0,82
0,80
4-8
4-8
Примечание. Промежуточные значения устанавливают интерполяцией.
11.7. Обочины дороги должны быть укреплены согласно соответствующим нормативным документам и иметь уклоны, обеспечивающие быстрый отвод поверхностных вод. На обочинах не должно быть ямочности, колейности и других деформаций и повреждений, в местах сопряжения с покрытием - уступа.
11.8. Откосы насыпей и выемок должны поддерживаться в состоянии, обеспечивающем их устойчивость к воздействию природно-климатических и других факторов, и сохранение требуемой геометрической формы.
11.9. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать беспрепятственный пропуск и отвод расчетных объемов воды.
11.10. Автодорожные мостовые сооружения по габаритам и грузоподъемности должны отвечать требованиям категории дороги и находиться в исправном состоянии.
11.11. Элементы инженерного оборудования и обустройства дороги (дорожные знаки, указатели, ограждения, разметка, автопавильоны, площадки отдыха, стоянки для автомобилей и др.) должны поддерживаться в состоянии, обеспечивающем безопасное и удобное движение автомобилей.
11.12. Состояние безопасности движения на дороге допускается характеризовать по значениям коэффициента безопасности (отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к максимально возможной скорости въезда на этот участок) и итогового коэффициента аварийности (произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние на аварийность отдельных элементов и характеристик дороги).
Характеристика участков дорог по степени безопасности в зависимости от коэффициентов и приведены в табл. 11.4.
Таблица 11.4
Характеристика участка по степени опасности движения
Значение коэффициентов
безопасности движения
аварийности
Неопасный
0,8
0-10
Малоопасный
0,6-0,8
Опасный
0,4-0,6
Очень опасный
<0,4
>40

Оценка состояния дорог и планирование работ по их ремонту и содержанию

11.13. Оценка состояния дорог и дорожных сооружений заключается в определении степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей предъявляемым требованиям и рациональном планировании работ по ремонту и содержанию.
11.14. Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений проводят текущие и периодические (в том числе сезонные) осмотры, а также специальные и детальные обследования.
11.15. Осмотры выполняют, как правило, визуально, используя простейший мерный инструмент и портативные приборы. Для обследований применяют специальные приборы, оборудование и передвижные лаборатории, обеспечивающие получение объективных количественных данных. К обследованиям дорог привлекают на договорных основах специализированные организации (дорожно- и мостоиспытательные станции, проектные, научно-исследовательские организации и т.п.).
11.16. Результаты оценки фактического состояния дорог и искусственных сооружений являются основой для формирования годовых и перспективных планов ремонтных работ.
11.17. Ремонтные работы, т.е. работы по обеспечению необходимого эксплуатационного состояния автомобильных дорог, разделят на две группы: содержание и ремонт.
Содержание заключается в систематическом уходе за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода и исправлении незначительных деформаций и повреждений всех конструктивных элементов.
К ремонтным относят работы по смене изношенных конструкций, элементов или замене их на более прочные и экономичные, улучшающие транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых сооружений, обеспечивающие повышение прочности дорожных одежд, увеличение несущей способности и габаритов искусственных сооружений в пределах норм, соответствующих категории ремонтируемой дороги, а также работы по периодическому возмещению износа верхнего слоя дорожного покрытия, повышению ровности и сцепных свойств, улучшению состояния искусственных сооружений и др.
11.18. При назначении конкретных видов и объемов работ на дорогах пользуются данными, приведенными в табл. 11.5.
Таблица 11.5
Проводимая работа
Коэффициенты
запаса прочности дорожной одежды
ровности покрытия
сцепления
K
Содержание
Ремонт
<1
<1
<0,6
>20
Примечание. Коэффициент ровности покрытия представляет собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическим, а коэффициент сцепных качеств - отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения.
11.19. Работы по ремонту дорог и дорожных сооружений выполняют, как правило, на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной или сметной документации.

Требования к производству работ. Содержание дорог

11.20. Работы по содержанию дорог и искусственных сооружений проводят на всем протяжении дороги и их характер зависит от сезона года, категории дороги, типа искусственных сооружений и др.
11.21. Весной, летом и осенью выполняют работы по систематической очистке от пыли и грязи проезжей части дорог с цементобетонными, асфальтобетонными и другими черными покрытиями. Очистку ведут механическими щетками, поливочно-моечными и уборочными машинами. Мойку и уборку покрытий производят от оси дороги к обочине.
Гравийные (щебеночные) покрытия периодически профилируют, обеспечивая требуемые ровность и поперечный профиль, автогрейдерами или грейдерами при оптимальной влажности материала покрытия. В сухое теплое время года такие работы выполняют, руководствуясь действующими правилами.
11.22. Появляющиеся в летнее время на отдельных участках асфальтобетонных и других черных покрытий места с избытком вяжущего следует присыпать высевками или крупнозернистым песком. Более эффективной мерой является обработка таких участков малыми дозами (0,1-0,2 ) органических растворителей (керосин, соляровое масло и др.) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 ч) очисткой поверхности механической щеткой.
11.23. На цементобетонных покрытиях в летнее время рекомендуется проводить профилактические работы по предохранению их от поверхностных разрушений путем гидрофобизации водными растворами и эмульсиями кремнийорганических соединений. Для нанесения водных растворов и эмульсий используют поливочно-моечные машины, оснащенные распределительным устройством для равномерного розлива гидрофобизатора с заданным расходом.
11.24. С наступлением теплой и устойчивой погоды приступают к устранению небольших деформаций и повреждений на земляном полотне, в системе водоотвода и на всех типах покрытий. Работы следует организовывать так, чтобы основной их объем был выполнен в возможно сжатые сроки и без существенных помех движению автомобилей. Места производства работ на дорогах должны быть ограждены дорожными знаками и указателями в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
11.25. Для заделки выбоин, просадок и т.д. на асфальтобетонных и других черных покрытиях используют отвечающие требованиям действующих ГОСТов или Технических условий горячие (в том числе литые), теплые или холодные асфальтобетонные смеси, а также влажные органоминеральные смеси (ВОМС).
Выбоину обрубают по контуру, очищают и подгрунтовывают*** жидким или разжиженным битумом, остаточным битумом (гудроном), нагретым до 60°С, по норме 0,3-0,5 . Затем осуществляют заделку выбоины, укладывая материал с учетом коэффициента запаса на уплотнение: 1,25-1,30 - для горячих и теплых асфальтобетонных смесей; 1,50-1,60 - для холодных; 1,7-1,8 - для ВОМС. Литые асфальтобетонные смеси укладывают заподлицо с поверхностью существующего покрытия.
После укладки и разравнивания материала его тщательно уплотняют электро- или пневмотрамбовками, ручными катками, а при больших выбоинах - кладковальцовыми катками (лучше с обрезиненными вальцами). Литые смеси не требуют уплотнения.
11.26. Наплывы, волны и сдвиги на покрытии устраняют специальной фрезой или с помощью ножа автогрейдера с последующей поверхностной обработкой выровненных участков.
11.27. Раковины, выбоины, отдельные очаги поверхностного разрушения на цементобетонных покрытиях заделывают цементо- или полимербетонными смесями, торкретбетоном, а также смесями на жидком промышленном стекле. В исключительных случаях допускается применение асфальтобетонных смесей.
Наиболее эффективным материалом являются полимербетонные смеси, приготавливаемые на основе эпоксидного вяжущего. Ориентировочные составы вяжущего приведены в табл. 11.6, а составы минеральной части смеси - в табл. 11.7. Для ремонта выбоин и раковин глубиной более 3 см используют полимербетон на эпоксидном вяжущем состава 1 или 3 (см. табл. 11.6) и минеральном материале, взятых в соотношении 1:7 (по массе); при глубине выбоин и раковин от 1 до 3 см это соотношение принимают в пределах 1:5-1:6; при глубине менее 1 см используют минеральный материал состава 5 (см. табл. 11.7) в соотношении от 1:4 до 1:5.