Действующий
Средства, выделенные на реализацию Программы на 2012-2015 годы позволили приобрести и выдать инвалидам технические средства реабилитации, не включенные в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; организовать и приобрести для 36 пунктов проката в муниципальных районах и городских округах Челябинской области технические средства реабилитации; оборудовать государственные учреждения системы социальной защиты населения пандусами, поручнями; провести спортивные и культурные массовые мероприятия для инвалидов; создать мобильный комплекс "Книга -всем".
В Челябинской области организуется субтитрирование информационной телепередачи о событиях в Челябинской области, что позволяет инвалидам по слуху получать информацию и таким образом принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.
В соответствии с приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 21.11.2012 года N 367 "Об организации занятий "Основы жестового языка" в 2012 году на базе Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище-интернат N 2 инвалидов по слуху имени И.И. Шуба" было организовано проведение обучающих занятий "Основы жестового языка" для специалистов органов и учреждений системы социальной защиты населения Челябинской области.
Специалисты, прошедшие обучение по 30-часовой программе, получают теоретические знания по основам жестового языка, а также возможность закрепить их на практических занятиях. Курс занятий для специалистов проводится на безвозмездной основе.
Однако, несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в Челябинской области окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остаются либо полностью, либо частично недоступными для инвалидов и МГН.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
Необходимо принять меры для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к физическому окружению, информации, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, как в городских округах, так и в муниципальных районах Челябинской области. Эти меры должны включать выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступу в здания и другие сооружения, включая общеобразовательные и медицинские учреждения, спортивные сооружения.
Для формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области, в первую очередь необходимо точно и объективно оценить ситуацию, определить приоритеты, последовательность действий и объем финансовых ресурсов, необходимых для решения проблемы, консолидировать усилия не только органов государственной власти Челябинской области, но и органов местного самоуправления, общественных организаций, а также юридических лиц всех форм собственности.
Кроме того, для повышения уровня информированности и оперативного решения вопросов инвалидов в городских округах и муниципальных районах Челябинской области с 2012 года проводятся выездные информационные дни для всех категорий инвалидов с участием специалистов органов социальной защиты населения, здравоохранения, труда и занятости населения, медико-социальной экспертизы, государственного учреждения "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области", нотариата, протезно-ортопедических предприятий.
Как показала практика, люди с инвалидностью и другие МГН в один день и в одном месте могут получить консультации по интересующим их вопросам, относящимся к трудоустройству и квотированию рабочих мест, созданию новых рабочих мест на предприятиях, поддержке некоммерческих организаций, работающих с инвалидами, сокращению очередности на санаторно-курортное лечение, предоставлению льгот, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Итогом данной работы будет создание реестра объектов для адаптации с уточненным перечнем необходимых адаптационных работ, а также размещение на карте Российской Федерации информации о доступности приоритетных объектов в Челябинской области с привязкой к определенной местности.
Работа по паспортизации социально значимых объектов проводится с участием общественных организаций всех категорий инвалидов. В муниципальных образованиях Челябинской области сформированы реестры социально значимых объектов, согласованные с общественными организациями инвалидов.
Общественные организации инвалидов, волонтеры совместно с инвалидами-колясочниками обследуют на предмет доступности различные городские объекты Челябинска (учреждения здравоохранения, социальные и административные объекты, объекты культуры, спортивные объекты, помещения железнодорожного вокзала и автовокзала, аэропорта, продовольственных и непродовольственных магазинов, центров обслуживания населения). Кроме того, проводится мониторинг автобусных остановок и средств городского транспорта. Информация о доступности объектов размещается в справочнике "ДубльГис", на сайтах организаций "Доброволец" и "Социальная инициатива".
Учитывая потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни Челябинской области.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и проводить мероприятия по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН, координировать задачи по повышению социальной защищенности и соблюдению прав инвалидов, решаемые на федеральном и региональном уровнях.
Реализация вышеуказанных задач будет способствовать созданию установленных Конвенцией ООН условий для максимально возможного осуществления инвалидами независимого от посторонней помощи образа жизни и трудовой деятельности.
Формирование доступной среды будет достигнуто путем адаптации и дооборудования объектов техническими средствами (приобретение и установка пандусов, подъемных устройств, оборудование санитарно-гигиенических комнат поручнями, тактильными плитками, индукционными системами, световыми табло для слабослышащих, видеотелефонами, субтитрирование информационных телепрограмм, оснащение библиотек специальной техникой для незрячих и слабовидящих людей), а также путем оборудования подвижного состава автомобильного пассажирского автотранспорта специальным звуковым сигналом для слабовидящих инвалидов, световым табло для слабослышащих.
Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов).
Мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Для решения задачи будут подготовлены тематические справочники, учебно-методические пособия, рекомендации для специалистов в целях широкого оповещения о проблемах инвалидности и создания доступной среды.
Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности.
Для решения данной задачи будут проведены физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, организованы культурно-массовые мероприятия с участием инвалидов.
Раздел 1 "Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области" перечня мероприятий Программы (приложение 1 к Программе) предусматривает принятие проекта закона Челябинской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Челябинской области", определяющего порядок формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области.
Органами исполнительной власти Челябинской области совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов с 2013 года осуществляется работа по паспортизации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, которая является основой создания доступной среды для инвалидов и других МГН.
В муниципальных образованиях Челябинской области созданы координационные межведомственные советы с участием представителей органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов, представителей архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, а также рабочие группы для непосредственного проведения обследования социально значимых объектов и составления паспортов доступности объектов с привлечением волонтеров, членов общественных организаций инвалидов. В настоящее время в 41 муниципальном образовании Челябинской области сформированы реестры социально значимых объектов и составлено 3250 паспортов доступности.
На основании сформированных паспортов доступности социально значимых объектов сведения должны быть нанесены на Карту доступности объектов Челябинской области (далее именуется - карта доступности), размещенную на сайте Доступная среда (http://zhit-vmeste.ru).
Итогом проведенных мероприятий по паспортизации социально значимых объектов будет создание перечней необходимых работ по адаптации указанных объектов таким образом, чтобы они стали доступны для инвалидов всех категорий.
приложение 1 к Программе) состоит из двух подразделов.
16. Раздел 2 "Повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов" перечня мероприятий Программы (
Подраздел 2.1. предусматривает осуществление мероприятий, направленных на адаптацию зданий областных бюджетных, казенных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования (организаций основного и среднего профессионального образования, дошкольного образования, дополнительного образования), центров занятости, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, для доступа различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, инвалидов с опорно-двигательной патологией, инвалидов по зрению, по слуху, с ментальными нарушениями.