Действующий
вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости.
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
организует по поручению государственных заказчиков экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, которое определяет:
порядок выработки предложений и принятия решений по тематике проектов и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
порядок формирования, функции и полномочия органов, создаваемых в системе управления Программой, а также порядок принятия решений;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
По прогнозным оценкам, к 2013 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.
На макроуровне важнейшим эффектом реализации Программы станет вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Ежегодный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта составит 0,018 - 0,023 процентного пункта, что является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста экономики, основанной на инновациях.
Одним из существенных показателей реализации Программы станет рост средств внебюджетных источников, направляемых на исследования и разработки. Привлечение частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки на потребности рынка, а также обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичных компаний. Эффективность мероприятий Программы по данному направлению проявится в увеличении к 2013 году доли средств внебюджетных источников во внутренних затратах на исследования и разработки до 47,3 процента. Предполагается, что распределение прав на результаты научно-технической деятельности между субъектами финансирования будет происходить пропорционально затраченным средствам. Права Российской Федерации на такие результаты могут быть закреплены за хозяйствующими субъектами в установленном порядке.
Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшению структуры экспорта продукции за счет повышения к 2013 году до 10,18 процента доли высокотехнологичной продукции и увеличению доли такой продукции российского производства на мировом рынке. Таким образом, реализация Программы будет способствовать сохранению присутствия Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции, а по направлениям, касающимся критических технологий, - его расширению. Более подробно макроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в
На микроуровне важными эффектами реализации Программы станут увеличение числа и удельного веса в экономике инновационно-активных предприятий, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала.
По прогнозным оценкам, доля инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2013 году до 18 процентов. Рост инновационной активности будет сопровождаться повышением доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции. Полученный прирост на внутреннем рынке в дальнейшем может использоваться для экспансии на международные рынки высокотехнологичной продукции.
Одним из значимых результатов реализации Программы должно стать развитие объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства. Также немаловажным эффектом реализации Программы станет обновление материально-технической базы науки. По оценкам специалистов, к 2013 году средний возраст машин и оборудования в научной сфере снизится до 19 лет. Ввод нового оборудования в 2013 году составит около 5 процентов. Более подробно микроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 8.
В социальной сфере и образовании основными результатами реализации Программы станут повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастного состава, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны и сферы деятельности, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи. За период реализации Программы будет создано 37 - 40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.
Основные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 9.
создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и перехода к устойчивому инновационному росту;
обеспечение ускоренного формирования научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
реализация отдельных проектов с целью обеспечения концентрации ресурсов государства и частных компаний на приоритетных направлениях технологического развития;
существенное расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта реализации Программы как необходимого условия роста конкурентоспособности российской экономики;
реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
к федеральной целевой программе "Исследования
и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса
России на 2007 - 2013 годы"
(в редакции постановления Правительства РФ
от 6 апреля 2011 г. N 253)
Целевые индикаторы
реализации мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
Индикаторы | Единица измерения | 2007 - 2013 годы - всего | В том числе | ||||||||
2007 - 2009 годы - всего | в том числе | 2010 - 2013 годы - всего | в том числе | ||||||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||
Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий | млрд. рублей | 142 - 150 | 31 - 34 | 5 - 6 | 13 - 14 | 13 - 14 | 111 - 116 | 23 - 24 | 27- 28 | 28 - 29 | 33 - 35 |
Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции | -"- | 39 - 44 | 5 - 6,5 | 1 - 1,5 | 3 - 3,5 | 1 - 1,5 | 34 - 37,5 | 2 - 3,5 | 8 - 9 | 9 - 9,5 | 15 - 15,5 |
Объем привлеченных внебюджетных средств | -"- | 59 - 62 | 17 - 18,5 | 5 - 5,5 | 6,5 - 7 | 5,5 - 6 | 42 - 43,5 | 3 - 3,8 | 12,4 - 12,8 | 12 - 12,1 | 14,6 - 14,8 |
Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе внебюджетные средства | -"- | 154 - 157 | 48 - 49,5 | 14 - 14,5 | 18 - 18,5 | 16 - 16,5 | 106 - 107,5 | 7,7 - 8 | 31,5 - 32 | 30 - 30,5 | 36,8 - 37 |
Количество разработанных конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации | единиц | 127 - 136 | 40 - 44 | 5 - 6 | 16 - 18 | 19 - 20 | 87 - 92 | 20 - 21 | 13 - 15 | 26 - 27 | 28 - 29 |
Количество внедренных передовых коммерческих технологий | -"- | 8 - 10 | 4 - 5 | 1 | 1 - 2 | 2 | 4 - 5 | 1 | 1 | 1 - 2 | 1 |
Количество внедренных критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет | -"- | 5 - 8 | 2 - 3 | 0 - 1 | 1 | 1 | 3 - 5 | 0 - 1 | 1 | 1 - 2 | 1 |
Количество новых организаций, обладающих приборной базой мирового уровня | -"- | 7 - 10 | 3 - 5 | 1 - 2 | 1 - 2 | 1 | 4 - 5 | - | 1 | 1 - 2 | 1 |
Количество новых рабочих мест для высококвалифицированных работников | тыс. рабочих мест | 36,5 - 41 | 9 - 10,5 | 2,5 - 3 | 3,5 - 4 | 3 - 3,5 | 27,5 - 30,5 | 2 - 3 | 6 - 7 | 8,5 - 9 | 11 - 11,5 |
Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок | тыс. человек | 20 - 23,5 | 5 - 6,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 1,5 - 2 | 15 - 17 | 1 - 1,5 | 3 - 3,5 | 5 - 5,5 | 6 - 6,5 |
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса
России на 2007 - 2013 годы"
(в редакции постановления
Правительства РФ
от 26 декабря 2013 г. N 1296)