Действующий
организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости.
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
организует по поручению государственных заказчиков экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, которое определяет:
порядок выработки предложений и принятия решений по тематике проектов и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
порядок формирования, функции и полномочия органов, создаваемых в системе управления Программой, а также порядок принятия решений;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
По прогнозным оценкам, к 2013 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.
На макроуровне важнейшим эффектом реализации Программы станет вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Ежегодный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта составит 0,018 - 0,023 процентного пункта, что является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста экономики, основанной на инновациях.
Одним из существенных показателей реализации Программы станет рост средств внебюджетных источников, направляемых на исследования и разработки. Привлечение частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки на потребности рынка, а также обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичных компаний. Эффективность мероприятий Программы по данному направлению проявится в увеличении к 2013 году доли средств внебюджетных источников во внутренних затратах на исследования и разработки до 47,3 процента. Предполагается, что распределение прав на результаты научно-технической деятельности между субъектами финансирования будет происходить пропорционально затраченным средствам. Права Российской Федерации на такие результаты могут быть закреплены за хозяйствующими субъектами в установленном порядке.
Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшению структуры экспорта продукции за счет повышения к 2013 году до 10,18 процента доли высокотехнологичной продукции и увеличению доли такой продукции российского производства на мировом рынке. Таким образом, реализация Программы будет способствовать сохранению присутствия Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции, а по направлениям, касающимся критических технологий, - его расширению. Более подробно макроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в
На микроуровне важными эффектами реализации Программы станут увеличение числа и удельного веса в экономике инновационно-активных предприятий, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала.
По прогнозным оценкам, доля инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2013 году до 18 процентов. Рост инновационной активности будет сопровождаться повышением доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции. Полученный прирост на внутреннем рынке в дальнейшем может использоваться для экспансии на международные рынки высокотехнологичной продукции.
Одним из значимых результатов реализации Программы должно стать развитие объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства. Также немаловажным эффектом реализации Программы станет обновление материально-технической базы науки. По оценкам специалистов, к 2013 году средний возраст машин и оборудования в научной сфере снизится до 19 лет. Ввод нового оборудования в 2013 году составит около 5 процентов. Более подробно микроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 8.
В социальной сфере и образовании основными результатами реализации Программы станут повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастного состава, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны и сферы деятельности, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи. За период реализации Программы будет создано 37 - 40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.
Основные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 9.
создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и перехода к устойчивому инновационному росту;
обеспечение ускоренного формирования научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
реализация отдельных проектов с целью обеспечения концентрации ресурсов государства и частных компаний на приоритетных направлениях технологического развития;
существенное расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта реализации Программы как необходимого условия роста конкурентоспособности российской экономики;
реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
к федеральной целевой программе "Исследования
и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса
России на 2007 - 2013 годы"
(в редакции постановления Правительства РФ
от 6 апреля 2011 г. N 253)
Целевые индикаторы
реализации мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
Индикаторы | Единица измерения | 2007 - 2013 годы - всего | В том числе | ||||||||
2007 - 2009 годы - всего | в том числе | 2010 - 2013 годы - всего | в том числе | ||||||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||
Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий | млрд. рублей | 142 - 150 | 31 - 34 | 5 - 6 | 13 - 14 | 13 - 14 | 111 - 116 | 23 - 24 | 27- 28 | 28 - 29 | 33 - 35 |
Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции | -"- | 39 - 44 | 5 - 6,5 | 1 - 1,5 | 3 - 3,5 | 1 - 1,5 | 34 - 37,5 | 2 - 3,5 | 8 - 9 | 9 - 9,5 | 15 - 15,5 |
Объем привлеченных внебюджетных средств | -"- | 59 - 62 | 17 - 18,5 | 5 - 5,5 | 6,5 - 7 | 5,5 - 6 | 42 - 43,5 | 3 - 3,8 | 12,4 - 12,8 | 12 - 12,1 | 14,6 - 14,8 |
Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе внебюджетные средства | -"- | 154 - 157 | 48 - 49,5 | 14 - 14,5 | 18 - 18,5 | 16 - 16,5 | 106 - 107,5 | 7,7 - 8 | 31,5 - 32 | 30 - 30,5 | 36,8 - 37 |
Количество разработанных конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации | единиц | 127 - 136 | 40 - 44 | 5 - 6 | 16 - 18 | 19 - 20 | 87 - 92 | 20 - 21 | 13 - 15 | 26 - 27 | 28 - 29 |
Количество внедренных передовых коммерческих технологий | -"- | 8 - 10 | 4 - 5 | 1 | 1 - 2 | 2 | 4 - 5 | 1 | 1 | 1 - 2 | 1 |
Количество внедренных критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет | -"- | 5 - 8 | 2 - 3 | 0 - 1 | 1 | 1 | 3 - 5 | 0 - 1 | 1 | 1 - 2 | 1 |
Количество новых организаций, обладающих приборной базой мирового уровня | -"- | 7 - 10 | 3 - 5 | 1 - 2 | 1 - 2 | 1 | 4 - 5 | - | 1 | 1 - 2 | 1 |
Количество новых рабочих мест для высококвалифицированных работников | тыс. рабочих мест | 36,5 - 41 | 9 - 10,5 | 2,5 - 3 | 3,5 - 4 | 3 - 3,5 | 27,5 - 30,5 | 2 - 3 | 6 - 7 | 8,5 - 9 | 11 - 11,5 |
Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок | тыс. человек | 20 - 23,5 | 5 - 6,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 1,5 - 2 | 15 - 17 | 1 - 1,5 | 3 - 3,5 | 5 - 5,5 | 6 - 6,5 |
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса
России на 2007 - 2013 годы"
(в редакции постановления
Правительства РФ
от 26 декабря 2013 г. N 1296)
Перечень
мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России
на 2007 - 2013 годы"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | |||||||||||||||||||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||||
средства федерального бюджета | внебюджетные средства | средства федерального бюджета | внебюджетные средства | средства федерального бюджета | внебюджетные средства | средства федерального бюджета | внебюджетные средства | средства федерального бюджета | внебюджетные средства | средства федерального бюджета | внебюджетные средства | средства федерального бюджета | внебюджетные средства | ||||||||
1. Блок "Генерация знаний" | |||||||||||||||||||||
1.1. Поисковое и нормативное средне- и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы | 80 | 80 | - | 105 | 105 | - | 73,9 | 73,9 | - | 110 | 110 | - | 95 | 95 | - | 92,9 | 92,9 | - | 108 | 108 | - |
1.2. Проведение проблемно ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области наук о жизни | 725 | 640 | 85 | 896 | 800 | 96 | 821,5 | 733,5 | 88 | 273,4 | 243,4 | 30 | 1067,9 | 945 | 122,9 | 878,6 | 776,5 | 102,1 | 1616,6 | 860,4 | 756,2 |
1.3. Проведение проблемно ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области индустрии наносистем | 1140 | 1010 | 130 | 1400 | 1250 | 150 | 1013,8 | 904,8 | 109 | 409,3 | 364,3 | 45 | 926,6 | 820 | 106,6 | 778,4 | 690 | 88,4 | 2092,4 | 1105,8 | 986,6 |
1.4. Проведение проблемно ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по перспективным технологиям в областиинформационно-телекоммуникационных систем | 227 | 200 | 27 | 306 | 275 | 31 | 180,6 | 160,6 | 20 | 124,3 | 110,3 | 14 | 1067,9 | 945 | 122,9 | 847,1 | 745 | 102,1 | 1822,5 | 985,7 | 836,8 |
1.5. Проведение проблемно ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области рационального природопользования | 260 | 230 | 30 | 296 | 260 | 36 | 193,7 | 173,7 | 20 | 89,8 | 79,8 | 10 | 508,5 | 450 | 58,5 | 475,9 | 427,8 | 48,1 | 1232,8 | 629,5 | 603,3 |
1.6. Проведение проблемно ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области энергоэффективности, энергоснабжения и ядерной энергетики | 518 | 460 | 58 | 627 | 560 | 67 | 355,5 | 317,5 | 38 | 149,4 | 133,4 | 16 | 1067,9 | 945 | 122,9 | 930,6 | 828,5 | 102,1 | 1531,44 | 775,24 | 756,2 |
1.7. Научно-методическое обеспечение проведения конференций и школ-семинаров в рамках приоритетных направлений Программы | 50 | 50 | - | 60 | 60 | - | 32,8 | 32,8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
1.8. Проведение исследований с использованием уникальных стендов и установок, а также уникальных объектов научнойинфраструктуры (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.), научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования | 280 | 280 | - | 300 | 300 | - | 202,9 | 202,9 | - | 221,1 | 221,1 | - | 243 | 243 | - | 383,7 | 383,7 | - | 213,3 | 213,3 | - |
1.9. Проведение научно-исследовательских работ совместно с иностранными научными организациями | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1000 | 500 | 500 | 754,2 | 354,2 | 400 | 1148,3 | 548,3 | 600 |
Всего | 3280 | 2950 | 330 | 3990 | 3610 | 380 | 2874,7 | 2599,7 | 275 | 1377,3 | 1262,3 | 115 | 5976,8 | 4943 | 1033,8 | 5141,4 | 4298,6 | 842,8 | 9765,34 | 5226,24 | 4539,1 |
2. Блок "Разработка технологий" | |||||||||||||||||||||
2.1. Развитие системы выбора приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе средне- и долгосрочных прогнозов с учетом передового мирового опыта в этой области | 190 | 190 | - | 220 | 220 | - | 203 | 203 | - | 179,3 | 179,3 | - | 495 | 495 | - | 620 | 620 | - | 772,7 | 772,7 | - |
2.2. Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области наук о жизни | 1470 | 1050 | 420 | 2000 | 1400 | 600 | 2044,5 | 1444,5 | 600 | 1044,3 | 744,3 | 300 | 3438,6 | 1789 | 1649,6 | 3314,1 | 1507,7 | 1806,4 | 2975,3 | 1500,7 | 1474,6 |
2.3. Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области индустрии наносистем | 2320 | 1660 | 660 | 3190 | 2210 | 980 | 2878,8 | 2028,8 | 850 | 1337,2 | 937,2 | 400 | 3301,8 | 1717,8 | 1584 | 3098,9 | 1532,9 | 1566 | 3137,7 | 1600,8 | 1536,9 |
2.4. Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в областиинформационно-телекоммуникационных систем | 460 | 330 | 130 | 630 | 440 | 190 | 720,6 | 520,6 | 200 | 188,5 | 128,5 | 60 | 3246,4 | 1689 | 1557,4 | 3369,7 | 1563,3 | 1806,4 | 2635,8 | 1331,2 | 1304,6 |
2.5. Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области рационального природопользования | 520 | 370 | 150 | 710 | 500 | 210 | 553,5 | 388,5 | 165 | 264,5 | 189,5 | 75 | 1777,2 | 924,6 | 852,6 | 1741 | 903,4 | 837,6 | 2083,5 | 1063 | 1020,5 |
2.6. Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области энергоэффективности, энергоснабжения и ядерной энергетики | 1050 | 750 | 300 | 1410 | 990 | 420 | 1419 | 1019 | 400 | 943,7 | 663,7 | 280 | 3823,1 | 1989 | 1834,1 | 3764 | 1957,9 | 1806,1 | 4160,8 | 2122,7 | 2038,1 |
2.7. Проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом | 1600 | 800 | 800 | 2000 | 1000 | 1000 | 1753 | 876,5 | 876,5 | 1043,6 | 521,6 | 522 | 5995,2 | 2997,6 | 2997,6 | 5314,4 | 2321,1 | 2993,3 | 4462,6 | 2074,6 | 2388 |
Всего | 7610 | 5150 | 2460 | 10160 | 6760 | 3400 | 9572,4 | 6480,9 | 3091,5 | 5001,1 | 3364,1 | 1637 | 22077,3 | 11602 | 10475,3 | 21222,1 | 10406,3 | 10815,8 | 20228,4 | 10465,7 | 9762,7 |
3. Блок "Коммерциализация технологий" | |||||||||||||||||||||
3.1. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы | 2090 | 790 | 1300 | 2340 | 890 | 1450 | 2479,5 | 979,5 | 1500 | 2640 | 1015 | 1625 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3.2. Осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом | 1660 | 500 | 1160 | 1830 | 550 | 1280 | 1394 | 424 | 970 | 420,4 | 120,4 | 300 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Всего | 3750 | 1290 | 2460 | 4170 | 1440 | 2730 | 3873,5 | 1403,5 | 2470 | 3060,4 | 1135,4 | 1925 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
4. Блок "Институциональная база исследований и разработок" | |||||||||||||||||||||
4.1. Инвестиции в развитие материально-технической базы ведущих научных организаций, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций | 209,2 | 209,2 | - | 238,27 | 238,27 | - | 323,7 | 323,7 | - | 392,7 | 392,7 | - | 510,7 | 510,7 | - | 1264,922 | 1264,922 | - | 2239,945 | 2239,945 | - |
4.2. Инвестиции в развитие материально-технической базы высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций | 404,8 | 390,8 | 14 | 497,73 | 481,73 | 16 | 349,4 | 333,1 | 16,3 | 318 | 279 | 39 | 1760,6 | 1670,3 | 90,3 | 1661,678 | 1625,078 | 36,6 | 1544,993 | 1544,993 | - |
Всего | 614 | 600 | 14 | 736 | 720 | 16 | 673,1 | 656,8 | 16,3 | 710,7 | 671,7 | 39 | 2271,3 | 2181 | 90,3 | 2926,6 | 2890 | 36,6 | 3784,939 | 3784,939 | - |
5. Блок "Инфраструктура инновационной системы" | |||||||||||||||||||||
5.1. Развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний | 180 | 180 | - | 285 | 285 | - | 254,5 | 254,5 | - | 140 | 140 | - | 975 | 975 | - | 1005 | 1005 | - | 1027,6 | 1027,6 | - |
5.2. Развитие сетицентровколлективногопользованиянаучнымоборудованием | 1370 | 1260 | 110 | 1650 | 1500 | 150 | 783,4 | 713,4 | 70 | 640,5 | 580,5 | 60 | 1935 | 1500 | 435 | 1492,9 | 1157,1 | 335,8 | 1710 | 1228,9 | 481,1 |
5.3. Развитие системыдемонстрации новых достижений и трансферапередового опыта по проблемам развития науки и инноваций | 80 | 80 | - | 85 | 85 | - | 70,4 | 70,4 | - | 40* | 40* | - | 210 | 210 | - | 235 | 235 | - | 142,5 | 142,5 | - |
Всего | 1630 | 1520 | 110 | 2020 | 1870 | 150 | 1108,3 | 1038,3 | 70 | 820,5 | 760,5 | 60 | 3120 | 2685 | 435 | 2732,9 | 2397,1 | 335,8 | 2880,1 | 2399 | 481,1 |
Управление Программой | |||||||||||||||||||||
Содержание дирекции Программы | 30 | 30 | - | 32 | 32 | - | 34 | 34 | - | 36 | 36 | - | 38 | 38 | - | 40 | 40 | - | 42,75 | 42,75 | - |
Обеспечение функционирования системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы | 90 | 90 | - | 97 | 97 | - | 104 | 104 | - | 100 | 100 | - | 112 | 112 | - | 120 | 120 | - | 130 | 130 | - |
Оценка социально-экономических эффектов реализации Программы | 30 | 30 | - | 31 | 31 | - | 32 | 32 | - | 34 | 34 | - | 40 | 40 | - | 40 | 40 | - | 40 | 40 | - |
Всего | 150 | 150 | - | 160 | 160 | - | 170 | 170 | - | 170 | 170 | - | 190 | 190 | - | 200 | 200 | - | 212,75 | 212,75 | - |
Итого | 17034 | 11660 | 5374 | 21236 | 14560 | 6676 | 18272 | 12349,2 | 5922,8 | 11140 | 7364 | 3776 | 33635,4 | 21601 | 12034,4 | 32223 | 20192 | 12031 | 36871,53 | 22088,63 | 14782,9 |