(Действующий) Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 637 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
недостаточную эффективность механизмов системы государственного управления, применяемых для решения ключевых задач Программы, в условиях перераспределения функций и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
нецелесообразность выделения подпрограмм, состоящих из однотипных мероприятий.
Анализ хода реализации Программы на первом этапе показал, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" начиная с 2005 года из Программы исключались мероприятия, финансируемые путем передачи средств федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также мероприятия, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Проблема преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов является комплексной, поскольку воздействие радиации обусловило социально-экономические, радиационно-экологические, радиационно-гигиенические, медицинские и социально-психологические последствия.
Задачи, решаемые в целях преодоления указанных последствий, являются взаимосвязанными, так как имеют общую причину - радиоактивное загрязнение окружающей среды и радиационное воздействие на человека.
Однако имеется ряд задач, для решения которых отсутствуют необходимые условия и механизмы. К таким задачам относятся, в частности:
предоставление подвергшимся воздействию радиации гражданам адресной специализированной медицинской помощи;
обеспечение безопасного хозяйственного использования лесов и сельскохозяйственных угодий на загрязненных территориях;
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.
Учитывая уровень угроз здоровью населения и необходимость обеспечения устойчивого развития загрязненных территорий, преодоление последствий радиационных катастроф и инцидентов в сфере экономики, здоровья населения и в социальной сфере может быть обеспечено только в рамках реализации долговременной стратегии с применением организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества, то есть на основе программно-целевого метода.
При реализации отдельными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере ведения ряда функций, связанных с преодолением последствий радиационных катастроф и инцидентов, в силу естественной комплексности данной проблемы останется актуальным сохранение координирующего центра, а также необходимость осуществления эффективной программы (плана) взаимодействия для совместного решения проблемы.
В настоящее время не созданы необходимые условия и механизмы, позволяющие полностью передать в ведение отдельных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решение комплекса вопросов по указанной проблеме.

II. Основные цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые показатели и индикаторы

Основной целью Программы является завершение в основном в 2010 году мероприятий, связанных с обеспечением в Российской Федерации защиты подвергшихся радиационному воздействию граждан и социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, включая возвращение указанных территорий в хозяйственный оборот, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников загрязнения.
Программа рассчитана на 2002 - 2010 годы и реализуется в два этапа.
Основными задачами Программы на первом этапе (2002 - 2006 годы) являлись:
завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья, обеспечение жильем граждан, переселившихся из загрязненных территорий;
обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью подвергшихся радиационному воздействию граждан, а также их детей первого и второго поколений;
снижение доз облучения населения и возвращение загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности населения.
Несмотря на выявленные недостатки Программы и трудности, связанные с реформированием системы государственного управления, реализация Программы на первом этапе обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер по выполнению обязательств государства в отношении подвергшихся радиационному воздействию граждан.
Задачами Программы на втором этапе (2007 - 2010 годы) являются:
создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях;
разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь;
создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на загрязненных территориях;
совершенствование целевых систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях;
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.
В связи с реформированием системы государственного управления и совершенствованием законодательства, а также изменением принципов и критериев формирования федеральных целевых программ на втором этапе Программы предусматриваются:
четкое разграничение полномочий и финансовой ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом изменений законодательства за время реализации первого этапа;
исключение из Программы мероприятий, не связанных напрямую с ликвидацией последствий радиационных катастроф и инцидентов;
исключение мероприятий, не требующих применения программно-целевого метода.
К числу приоритетных отнесены мероприятия по оказанию специализированной адресной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам.
Организация медицинского обслуживания подвергшихся радиационному воздействию граждан осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Однако значительная часть таких граждан нуждается в специализированной медицинской помощи, что указанной программой не предусмотрено.
Важнейшими элементами системы адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам являются Национальный регистр и специализированные медицинские центры по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
В разделе VI Программы приведены основные результаты реализации Программы, которые будут достигнуты с использованием средств федерального бюджета, а в приложении N 1 приведены индикаторы и показатели, которые будут достигнуты путем концентрации финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

III. Мероприятия Программы

Комплексное решение проблемы преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов в рамках второго этапа Программы (2007 - 2010 годы) будет обеспечено по следующим направлениям реализации Программы:
I направление - создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, в том числе:
строительство систем газоснабжения на загрязненных территориях Алтайского края, Брянской, Калужской, Курганской и Челябинской областей;
строительство систем водоснабжения и канализации на загрязненных территориях Алтайского края, Республики Алтай, Брянской, Курганской и Челябинской областей;
завершение строительства объектов здравоохранения с высокой степенью готовности;
II направление - разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь, в том числе:
создание в федеральных округах специализированных медицинских центров для оказания специализированной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам;
организация специально оборудованного хранилища для федерального банка тканей и образцов крови подвергшихся радиационному воздействию граждан;
совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Национального регистра;
оказание адресной специализированной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам;
организация работы межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации на базе государственных медицинских учреждений согласно приложению N 2;
III направление - создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на загрязненных территориях, в том числе:
проектирование специальных лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий на загрязненных территориях;
реализация проекта по приведению в безопасное (с учетом установленных норм радиационной безопасности) состояние лесов с высоким и опасным уровнями радиоактивного загрязнения;