Действующий
Вместе с тем мероприятия указанных программ были выполнены не в полном объеме, так как их финансирование составило около 12 процентов, что обусловило необходимость разработки и принятия Программы.
При формировании Программы были заложены более реалистичные оценки возможности государственного бюджета и намечены конкретные достижимые цели в части строительства объектов социальной сферы.
В условиях сохранения в среднесрочной перспективе негативного воздействия радиационных факторов одной из важнейших задач в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов остается обеспечение необходимого качества жизни населения и условий устойчивого развития загрязненных территорий путем минимизации влияния ограничений по использованию ресурсов, создания необходимого уровня защиты населения и новых возможностей для экономического развития загрязненных территорий.
На первом этапе Программа включала в себя подпрограммы "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк" и "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Основной причиной невыполнения в полном объеме плановых показателей Программы на первом этапе являлось неисполнение органами исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации обязательств по финансированию капитальных вложений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (соответственно менее 81 и 13 процентов предусмотренного).
Основные результаты выполнения первого этапа Программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме.
недостаток фактически выделяемых ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач Программы;
необходимость перераспределения средств на реализацию предусмотренных мероприятий в субъектах Российской Федерации в соответствии с численностью подвергшихся воздействию радиации граждан;
недостаточную эффективность механизмов системы государственного управления, применяемых для решения ключевых задач Программы, в условиях перераспределения функций и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
Анализ хода реализации Программы на первом этапе показал, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" начиная с 2005 года из Программы исключались мероприятия, финансируемые путем передачи средств федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также мероприятия, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Проблема преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов является комплексной, поскольку воздействие радиации обусловило социально-экономические, радиационно-экологические, радиационно-гигиенические, медицинские и социально-психологические последствия.
Задачи, решаемые в целях преодоления указанных последствий, являются взаимосвязанными, так как имеют общую причину - радиоактивное загрязнение окружающей среды и радиационное воздействие на человека.
Однако имеется ряд задач, для решения которых отсутствуют необходимые условия и механизмы. К таким задачам относятся, в частности:
предоставление подвергшимся воздействию радиации гражданам адресной специализированной медицинской помощи;
обеспечение безопасного хозяйственного использования лесов и сельскохозяйственных угодий на загрязненных территориях;
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.
Учитывая уровень угроз здоровью населения и необходимость обеспечения устойчивого развития загрязненных территорий, преодоление последствий радиационных катастроф и инцидентов в сфере экономики, здоровья населения и в социальной сфере может быть обеспечено только в рамках реализации долговременной стратегии с применением организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества, то есть на основе программно-целевого метода.
При реализации отдельными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере ведения ряда функций, связанных с преодолением последствий радиационных катастроф и инцидентов, в силу естественной комплексности данной проблемы останется актуальным сохранение координирующего центра, а также необходимость осуществления эффективной программы (плана) взаимодействия для совместного решения проблемы.
В настоящее время не созданы необходимые условия и механизмы, позволяющие полностью передать в ведение отдельных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решение комплекса вопросов по указанной проблеме.
Основной целью Программы является завершение в основном в 2010 году мероприятий, связанных с обеспечением в Российской Федерации защиты подвергшихся радиационному воздействию граждан и социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, включая возвращение указанных территорий в хозяйственный оборот, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников загрязнения.
завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья, обеспечение жильем граждан, переселившихся из загрязненных территорий;
обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью подвергшихся радиационному воздействию граждан, а также их детей первого и второго поколений;
снижение доз облучения населения и возвращение загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности населения.
Несмотря на выявленные недостатки Программы и трудности, связанные с реформированием системы государственного управления, реализация Программы на первом этапе обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер по выполнению обязательств государства в отношении подвергшихся радиационному воздействию граждан.
создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях;
разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь;
создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на загрязненных территориях;
совершенствование целевых систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях;
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.
В связи с реформированием системы государственного управления и совершенствованием законодательства, а также изменением принципов и критериев формирования федеральных целевых программ на втором этапе Программы предусматриваются:
четкое разграничение полномочий и финансовой ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом изменений законодательства за время реализации первого этапа;
исключение из Программы мероприятий, не связанных напрямую с ликвидацией последствий радиационных катастроф и инцидентов;
К числу приоритетных отнесены мероприятия по оказанию специализированной адресной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам.
Организация медицинского обслуживания подвергшихся радиационному воздействию граждан осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Однако значительная часть таких граждан нуждается в специализированной медицинской помощи, что указанной программой не предусмотрено.
Важнейшими элементами системы адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам являются Национальный регистр и специализированные медицинские центры по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
В разделе VI Программы приведены основные результаты реализации Программы, которые будут достигнуты с использованием средств федерального бюджета, а в приложении N 1 приведены индикаторы и показатели, которые будут достигнуты путем концентрации финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комплексное решение проблемы преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов в рамках второго этапа Программы (2007 - 2010 годы) будет обеспечено по следующим направлениям реализации Программы:
I направление - создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, в том числе: