(Действующий) Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Москва
29 декабря 2005 г.
N 833

Федеральная целевая программа
"Русский язык (2006 - 2010 годы)"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833)

Паспорт
федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)"

Наименование Программы
-
федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта)
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р
Государственный заказчик Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный заказчик-координатор Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики Программы
-
Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Российский университет дружбы народов, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации
Цель и задачи Программы
-
целью Программы является создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.В Российской Федерации стратегическими задачами Программы являются:обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.В зарубежных странах стратегическими задачами Программы являются:обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ;обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом
Важнейшие показатели и индикаторы Программы
-
доступность для населения зарубежных стран просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;доля лиц, владеющих русским языком, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;увеличение количества лиц, получающих образование на русском языке, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии консультационных услуг в сфере русского языка и культуры России;доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;доля лиц, владеющих русским языком, в зарубежных странах;доступность изучения русского языка и культуры России для населения зарубежных стран;доступность для населения зарубежных стран мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;увеличение количества лиц среди населения зарубежных стран, в отношении которых осуществляется деятельность общественных организаций, популяризирующих русский язык и культуру России;доступность для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом телерадиовещания на русском языке
Сроки и этапы реализации Программы
-
Программа рассчитана на 2006 - 2010 годы и осуществляется в 3 этапа:I этап (2006 - 2007 годы) - разработка и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы);II этап (2008 - 2009 годы) - применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы;III этап (2010 год) - завершение реализации Программы и анализ ее результатов
Объемы и источники финансирования Программы
-
необходимый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 1402,359 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1210 млн. рублей;средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 155,454 млн. рублей;средства внебюджетных источников - 36,905 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
-
увеличение количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют нормативные правовые акты, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации, с 42 до 89 процентов;увеличение количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом с 15 до 40 процентов;увеличение количества региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка, с 45 до 90 процентов;увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу, с 45 до 90 процентов;увеличение количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике, с 45 до 90 процентов;увеличение количества выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком с 45 до 90 процентов;увеличение количества изданных и распространенных программ и учебных комплексов по русскому языку и литературе с лингвокультурологическим компонентом с 15 до 36 процентов;расширение объема телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии с 45 до 80 процентов;увеличение количества участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, с 45 до 80 процентов;увеличение количества участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом с 5 до 50 процентов;увеличение количества потребителей услуг дистанционного обучения соотечественников за рубежом русскому языку и культуре России с 3 до 20 процентов

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. N Пр-22).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.
Разработку Программы обусловили следующие факторы:
необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;
необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;
потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;
необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.
Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р.
Опыт выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации.
В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим Российской Федерации, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.
Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии.
Общий тираж всей изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Вся выпущенная продукция была распространена за рубежом через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также поступила в библиотеки российских вузов, ведущих обучение русскому языку студентов-иностранцев.
В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей.
В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. человек, обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).
Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.
В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы стало очевидным, что, несмотря на наметившиеся в области функционирования русского языка положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы:
отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач;
невысокая эффективность межведомственной координации;
необходимость вовлечения гражданского общества и представителей бизнеса в решение проблем;
недостаточность бюджетного финансирования.
Решение этих проблем требует применения эффективных механизмов и методов.
Применение программно-целевого метода позволит:
обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования Программы;
выявить круг приоритетных объектов и субъектов инвестирования Программы;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;
создать организационную основу реализации Программы;
создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.
Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.
Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.
В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
снижение престижа России в мировом сообществе;
ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;
ослабление национальной самоидентификации россиян;
снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.
После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии - осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2 - 3 млн. человек, принадлежащих к русскоязычным этническим группам. С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.