(Действующий) Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833 "О федеральной целевой программе "Русский язык (2006 - 2010 годы)"

В целях укрепления государственности, национальной безопасности и престижа Российской Федерации, ее полноправного вхождения в мировое политическое, экономическое и культурное пространство, развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных целевых программ, направленных на укрепление позиций русского языка, учитывать положения Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Москва
29 декабря 2005 г.
N 833

Федеральная целевая программа
"Русский язык (2006 - 2010 годы)"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833)

Паспорт
федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)"

Наименование Программы
-
федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта)
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р
Государственный заказчик Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный заказчик-координатор Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики Программы
-
Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Российский университет дружбы народов, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации
Цель и задачи Программы
-
целью Программы является создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.В Российской Федерации стратегическими задачами Программы являются:обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.В зарубежных странах стратегическими задачами Программы являются:обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ;обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом
Важнейшие показатели и индикаторы Программы
-
доступность для населения зарубежных стран просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;доля лиц, владеющих русским языком, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;увеличение количества лиц, получающих образование на русском языке, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии консультационных услуг в сфере русского языка и культуры России;доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;доля лиц, владеющих русским языком, в зарубежных странах;доступность изучения русского языка и культуры России для населения зарубежных стран;доступность для населения зарубежных стран мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;увеличение количества лиц среди населения зарубежных стран, в отношении которых осуществляется деятельность общественных организаций, популяризирующих русский язык и культуру России;доступность для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом телерадиовещания на русском языке
Сроки и этапы реализации Программы
-
Программа рассчитана на 2006 - 2010 годы и осуществляется в 3 этапа:I этап (2006 - 2007 годы) - разработка и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы);II этап (2008 - 2009 годы) - применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы;III этап (2010 год) - завершение реализации Программы и анализ ее результатов
Объемы и источники финансирования Программы
-
необходимый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 1402,359 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1210 млн. рублей;средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 155,454 млн. рублей;средства внебюджетных источников - 36,905 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
-
увеличение количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют нормативные правовые акты, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации, с 42 до 89 процентов;увеличение количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом с 15 до 40 процентов;увеличение количества региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка, с 45 до 90 процентов;увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу, с 45 до 90 процентов;увеличение количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике, с 45 до 90 процентов;увеличение количества выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком с 45 до 90 процентов;увеличение количества изданных и распространенных программ и учебных комплексов по русскому языку и литературе с лингвокультурологическим компонентом с 15 до 36 процентов;расширение объема телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии с 45 до 80 процентов;увеличение количества участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, с 45 до 80 процентов;увеличение количества участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом с 5 до 50 процентов;увеличение количества потребителей услуг дистанционного обучения соотечественников за рубежом русскому языку и культуре России с 3 до 20 процентов

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. N Пр-22).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.
Разработку Программы обусловили следующие факторы:
необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;
необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;
потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;
необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.
Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р.
Опыт выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации.
В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим Российской Федерации, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.
Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии.
Общий тираж всей изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Вся выпущенная продукция была распространена за рубежом через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также поступила в библиотеки российских вузов, ведущих обучение русскому языку студентов-иностранцев.
В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей.
В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. человек, обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).
Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.
В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы стало очевидным, что, несмотря на наметившиеся в области функционирования русского языка положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы:
отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач;
невысокая эффективность межведомственной координации;
необходимость вовлечения гражданского общества и представителей бизнеса в решение проблем;
недостаточность бюджетного финансирования.
Решение этих проблем требует применения эффективных механизмов и методов.
Применение программно-целевого метода позволит:
обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования Программы;
выявить круг приоритетных объектов и субъектов инвестирования Программы;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;
создать организационную основу реализации Программы;
создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.
Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.
Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.
В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям: