Действующий
Перенасыщенность городских автомагистралей транспортными средствами, значительно превышающая их пропускную способность, снижает уровень безопасности дорожного движения.
Остаются проблемой пожары и техногенные катастрофы, особенно в условиях значительной доли ветхого жилого фонда, применения устаревших технологий и основных фондов в производственной сфере, размещения организаций и предприятий в бывших производственных помещениях, не приспособленных для новой деятельности, а также исчезновения государственного института техники безопасности. За 2004 год в городе Москве зарегистрировано 10852 пожара, в результате которых погибло 459 и пострадало 396 человек. Прямой материальный ущерб составил 110,6 млн. рублей.
Сохраняется серьезная угроза санитарно-эпидемиологической, экологической, химической, информационной и иным видам безопасности города.
Таким образом, уровень обеспечения безопасности города и его жителей от различных видов угроз жизни, здоровью и сохранности имущества не в полной мере соответствует реально складывающейся обстановке.
Основными причинами сложившегося положения дел являются разрозненность системы субъектов профилактики правонарушений всех уровней, отсутствие комплексности в подходе к проблеме обеспечения безопасности Москвы и неэффективность существующей системы управления.
Меры, принимаемые до настоящего времени, в том числе и в рамках различных городских целевых программ, как правило, были слабо взаимоувязаны по срокам, целям, объемам финансирования и не приносили ожидаемых результатов, несмотря на значительные затраты сил и средств ведомств и органов исполнительной власти города.
Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на общую ситуацию в городе, является несовершенство и незавершенность формирования нормативной и правовой базы противодействия терроризму и криминальным проявлениям.
В этих условиях приоритетными направлениями являются создание системы социальной профилактики правонарушений, комплексного обеспечения безопасности(1) населения, территории и объектов в городе (далее - комплексное обеспечение безопасности), которое, в свою очередь, требует разработки и реализации долгосрочных мер организационного, практического, профилактического и нормотворческого характера. Начальным этапом комплексного подхода к вопросу обеспечения безопасности в городе является настоящая Программа, разработанная с учетом положительного опыта ныне действующих городских программ подобной направленности.
создание системы социальной профилактики правонарушений, направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; незаконной миграцией; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;
повышение степени безопасности городских промышленных объектов, объектов социальной сферы, транспорта, дорожного движения;
организация и проведение постоянного мониторинга состояния безопасности города, анализ и прогнозирование факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности населения и инфраструктуре города;
создание благоприятной и максимально безопасной для населения обстановки в жилом секторе, на улицах и в других общественных местах города;
снижение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и санитарно-эпидемиологического характера;
минимизация потерь города и его населения от техногенных и природных катастроф, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций, а также преступных посягательств;
разработка форм и методов противодействия любым видам угроз безопасности людскому, природному либо экономическому потенциалу Москвы.
разработка и внесение в органы законодательной власти в установленном порядке ряда законодательных инициатив;
обеспечение координации и взаимодействия законодательной и исполнительной власти города с правоохранительными органами в сфере безопасности с учетом изменений в области распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
улучшение оснащенности и подготовленности личного состава правоохранительных органов, внедрение в их деятельность продукции высоких технологий и информатизации, укрепление межведомственного сотрудничества, а также взаимодействия их с заинтересованными городскими ведомствами, общественными организациями и населением города;
осуществление категорирования территорий и объектов города по степеням и уровням опасности с последующим созданием специальных реестров;
повышение оперативности реагирования всех органов на возникающие угрозы путем применения современных, эффективных средств наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях, интегрированных в единую систему обеспечения безопасности города (СОБГ).
Реализация Программы осуществляется органами законодательной и исполнительной власти города и подведомственными им структурами, а также соответствующими правоохранительными органами путем:
создания системы социальной профилактики правонарушений для консолидации усилий государственных и правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными действиями;
повышения оперативности реагирования на заявления и сообщения граждан о правонарушениях и иных угрозах безопасности города за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией;
интеграции мероприятий Программы с СОБГ с учетом предлагаемой в ее рамках единой технической политики обеспечения безопасности Москвы;
реализации комплекса мероприятий по инженерно-технической защите различных учреждений и объектов городских комплексов на основе предполагаемого дальнейшего их оборудования различными устройствами специальных заграждений, обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ, системами тревожной сигнализации, оповещения, автоматизированного контроля обстановки;
ужесточения требований к обеспечению безопасности на вновь создаваемых объектах городской инфраструктуры;
осуществления мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению террористических актов и других преступлений, предупреждению аварий, техногенных катастроф и пожаров, предотвращению санитарно-эпидемиологических и экологических чрезвычайных ситуаций;
дальнейшего совершенствования деятельности органов управления, правоохранительных органов, аварийных служб, специализированных подразделений охраны учреждений и объектов, городских общественных формирований в части оперативного и адекватного реагирования на кризисные ситуации;
взаимодействия городских органов исполнительной власти с правоохранительными органами, аварийными и другими службами быстрого реагирования;
проведения научных, в том числе социологических исследований, конференций, конкурсов, учений и тренировок, агитационно-пропагандистской работы и информирования населения, совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности.
На ход выполнения и эффективность Программы существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера.
В зависимости от этих факторов возможны три сценария выполнения Программы: оптимистический, реалистический и пессимистический.
аварийность на промышленных объектах и транспорте находится в пределах среднестатистических показателей;