(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 516-ПП "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- разрешить пользование лицензией при выполнении дополнительных условий связанных с организацией работы обслуживающего центра.
Условия могут предусматривать: размещение в центре (гараже) только определенного количества и типа подвижного состава; использование специального гаражного оборудования; ограничения по времени работы центра в течение суток.
В ходе принятия решения органы лицензирования имеют право исключать из рассмотрения любые предоставленные материалы, свидетельства, которые они сочтут необоснованными или не имеющими отношения к объекту лицензирования.
При получении лицензии заявитель подписывает обязательство о том, что лицензионное ведомство будет информировано обо всех событиях, изменяющих условия выполнения лицензируемой деятельности.
В случае приобретения лицензиатом дополнительных автомобилей подвижной состав может эксплуатироваться без внесения соответствующих изменений в лицензию только в течение одного месяца.
По-видимому, наиболее сложный порядок выдачи лицензии существовал в США на междуштатных профессиональных перевозках до начала периода дерегулирования. Помимо представления квалификационных документов, соискатель должен был также подтвердить свою благонадежность, представив соответствующие документы из полиции (при этом в расчет брались любые правонарушения, а не только имеющие отношение к автотранспортному бизнесу). Наконец, соискатель должен был доказать наличие неудовлетворенной потребности в перевозках в определенном секторе рынка. Обычной формой такого доказательства было "технико-экономическое обоснование", составленное совместно с потенциальным клиентом или клиентами.

Лицензионные документы

При лицензировании автотранспортной деятельности используются, как правило, два документа: разрешение на выполнение услуг (собственно лицензия) и документ идентификации транспортного средства.
Лицензия обычно включает следующие данные:
- информация о владельце лицензии; перечень разрешенных ему видов транспортной деятельности;
- разрешение пользования лицензией при выполнении дополнительных условий связанных с организацией работы обслуживающего центра;
- условия использования лицензий и др.
Лицензии являются, как правило, платными.
Годовая стоимость лицензии за рубежом составляет порядка 1,5% доходов от оказываемых оператором транспортных услуг.
Стоимость конкретной лицензии зависит от типа подвижного состава, его грузоподъемности, вида выполняемых работ, а также сроков действия лицензии.
Документ идентификации автотранспортного средства выдается на каждый автомобиль и представляет собой регистрационный ярлык (знак). Регистрационный документ находится в кабине автомобиля и содержит информацию о владельце лицензии, типе, марке и номере транспортного средства, сроках действия лицензии. В Англии эти знаки размещаются на ветровом стекле автомобиля и имеют цветное кодирование в зависимости от вида лицензии. Для ограниченной лицензии установлен оранжевый цвет знака, для стандартной - голубой, а стандартной международной - зеленый цвет.
В США регистрационный документ представляет собой металлическую табличку, аналогичную по исполнению номеру государственной регистрации автомобиля. Она закрепляется на бампере или кабине автомобиля.
В последнее время в ряде стран (Япония, Гонконг) началось внедрение идентификационных знаков, содержащих штриховые коды и допускающие автоматическое считывание внешними устройствами.

Регулирование тарифов

В последние годы на большинстве рынков автотранспортных услуг за рубежом прямое регулирование тарифов не применяется. Практика показала, что в условиях насыщенного рынка при общей экономической стабильности и жестком контроле со стороны налоговых органов тарифы на перевозки держатся на "естественном" уровне, который диктуется реальными издержками и спросом. Исключение составляют только перевозки пассажиров городскими автобусами и в ряде стран - таксомоторами. Между тем, в практике многих стран были достаточные периоды применения различных форм тарифного регулирования.
При регулировании тарифов могут ставиться следующие основные задачи:
- контроль общего уровня тарифов для недопущения развития инфляции;
- ограничение тарифов сверху для того, чтобы услуги были доступны большинству их потенциальных потребителей;
- ограничение тарифов снизу для недопущения демпинга и обеспечения нормальной работы предприятий, находящихся объективно в более сложных эксплуатационных условиях;
- обеспечение ценовой прозрачности рынка и т.д.
Из практики ряда стран известны следующие основные приемы и формы тарифного регулирования.

Установление единых для всех операторов ставок и тарифов

Едиными тарифами до сравнительно недавнего времени руководствовались, например, дальние (свыше 50 км) перевозчики в ФРГ. Их отмена была связана с общей либерализацией экономики в рамках европейской экономической интеграции. В США междуштатные перевозчики общего пользования применяли сложную систему единых тарифных ставок и грузовых классификаторов, которые учитывали индивидуальные особенности конкретной перевозки.

Установление верхней или нижней границы тарифа

В практике перевозок отдельных видов грузов в США в начальный период дерегулирования жесткие значения тарифов в течение определенного периода рассматривались в качестве верхней или нижней границы фактической стоимости перевозки.

Требование объявления тарифа

В тех случаях, когда стоимость услуг не ограничена, органы государственного регулирования могут требовать от операторов объявления применяемых тарифов. Таким образом, стоимость услуги определяется на основе общего для всех клиентов прейскуранта предприятия, а не в результате индивидуального согласования цены с каждым клиентом. Опыт США, где в 1935 году было введено такое требование относительно междуштатных перевозчиков, показывает, что эта мера обеспечивает "ценовую прозрачность" рынка, позволяет клиентуре сравнивать тарифы конкурирующих предприятий и стабилизирует общий уровень тарифов.

Требование следования объявленному тарифу в течение определенного времени

Автотранспортное законодательство США и Канады, разрешая перевозчикам общего пользования свободно изменять тариф, вместе с тем требует от них в течение определенного периода времени (2-4 месяца) придерживаться объявленного тарифа, а об изменении тарифов сообщать клиентуре заблаговременно.

Требование калькуляции затрат

Эта форма контроля тарифов является достаточно редкой, однако она применяется, например, в практике междугородних автомобильных экспедиторов в Японии. Закон разрешает клиенту потребовать от экспедитора калькуляции его затрат, связанных с выполнением заказа; эта калькуляция прилагается к договору перевозки и может быть опротестована клиентом в соответствующих органах. Таким образом, создается противовес тенденции к неоправданному завышению цен.

Контроль выполнения условий лицензирования

За рубежом большое внимание уделяется установлению ответственности за нарушение условий лицензирования, а также практике применения соответствующих санкций.
Разумеется, эта функция требует существования развитой системы контрольно-надзорной деятельности в секторе автотранспортного бизнеса.
Выполнение данной функции предполагает содержание определенного контрольного аппарата, причем его деятельность не дублирует работу органов финансового надзора, налоговой инспекции и т.д. Контролируется, прежде всего, соответствие коммерческой деятельности предприятия тем требованиям, которые определены его статусом на транспортном рынке и зафиксированы в лицензии.
Вместе с тем, в практике большинства развитых стран органы автотранспортного контроля действуют в контакте с другими контрольно-надзорными органами, обмениваются с ними информацией (в Англии создана единая база данных о предпринимателях) и проводят совместные проверки.
В большинстве развитых стран контрольная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- контроль при первоначальном лицензировании. Соответствующие органы проверяют правильность сведений, указанных в представленных соискателем документах, в том числе, запрашивая информацию в органах правопорядка, налоговых, финансовых и др. Может также проводиться проверка "на месте" (если речь идет, например, о реальном наличии в распоряжении предпринимателя автотранспортных средств, заявленных к эксплуатации, и их состоянии);
- контроль на линии. В основном, это проверка наличия на автомобиле идентификационного знака и соответствия типа лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот вид контроля осуществляется, как правило, во взаимодействии с органами дорожной полиции;
- контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки предприятий-автовладельцев, цель которых уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией;
- проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушениях правил автотранспортной деятельности является наиболее эффективным.
При работе без лицензии перевозчики наказываются крупным штрафом, а в Финляндии могут быть подвергнуты тюремному заключению на срок до 6 месяцев.
При нарушении правил пользования лицензией ее владелец может быть предупрежден, оштрафован или лишен права выполнять транспортную деятельность.
В Англии полное аннулирование стандартных лицензий производится в случае, если лицензиат перестал соответствовать требованиям благонадежности, платежеспособности и профессиональной компетентности. В последнем случае владельцу лицензии предоставляется определенный период времени для того, чтобы найти замену не соответствующему профессиональным критериям работнику.
Ограниченная лицензия аннулируется в случае, если владелец лицензии в течение пяти лет дважды был признан виновным в осуществлении транспортной деятельности, для которой необходимо получение стандартной или стандартной международной лицензии.