Действующий
Комплекты информационных и телекоммуникационных технологий, поставляемые в специальные (коррекционные) учебные заведения, должны включать дополнительное оборудование, позволяющее проводить индивидуальные коррекционные занятия с обучаемыми.
Для эффективной работы учащихся целесообразно поставлять в образовательные учреждения не отдельные компьютеры, а компьютеры, объединенные в локальную сеть. Это позволит осуществлять более эффективный контроль со стороны учителя, использовать сетевые версии электронных учебных материалов.
Поставляемая школьная мебель должна соответствовать требованиям государственных стандартов, а ее использование - различным возрастным группам учащихся.
Предполагается создание аппаратно-программных обучающих комплексов, включающих в себя объект изучения, средства сопряжения с компьютером, собственно компьютер и программно-методические средства для различных уровней образования и по различным предметным областям. В пределах минимально необходимого уровня оснащенности в образовательных учреждениях может варьироваться только количество поставляемого оборудования и компьютеров в зависимости от наполняемости классов и количества обучаемых. Образовательные учреждения с углубленным изучением предметов оснащаются учебным оборудованием по расширенному перечню.
Учитывая, что задача оснащения образовательных учреждений средствами информатизации достаточно сложная и продолжительная по времени, Программой предусматривается оснащение этих учреждений лишь минимально необходимыми средствами информатизации с учетом только предметов и дисциплин федерального компонента образования (региональный и регионально-национальный компоненты образования предполагается обеспечивать за счет региональных и внебюджетных средств).
учебная техника в соответствии с утвержденными перечнями необходимого учебного оборудования (принтер, сканер, цифровая камера, проектор, датчики, графические панели, музыкальные клавиатуры и др.), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники;
При этом должна быть обеспечена готовность образовательных учреждений к приему и размещению поставляемой техники с учетом специальных требований к размещению компьютеров.
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений среднего общего образования.
Для этих учреждений принципиально важным является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся и формирующих у них профессиональные знания и навыки.
В рамках Программы должно осуществляться оснащение лабораторий и кабинетов только специальных (профилирующих) дисциплин, определяющих профиль учебного заведения.
В настоящее время большинство вузов России уже имеет значительное количество компьютерных классов и доступ в национальные компьютерные сети. Основными задачами, которые необходимо решать в этом направлении, являются модернизация и дальнейшее развитие существующего учебного оборудования, сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использования при обучении новых электронных учебных материалов, а также модернизация и компьютеризация лекционных аудиторий.
Для решения этих задач планируется разработка автоматизированных лабораторных практикумов как по общенаучным, так и по специальным профилирующим дисциплинам.
Вузы России должны стать источниками информационных и образовательных услуг для общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Создание единой телекоммуникационной образовательной среды осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия", за исключением создания в рамках этой программы экспериментальных площадок, служащих для отработки моделей информатизации образования.
Уровень организации технического обслуживания имеет большое значение в обеспечении качества и эффективности реализации Программы в целом. Это обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим количеством потребителей (десятки тысяч школ) и удаленностью потребителей от потенциальных поставщиков и структур технического обслуживания.
Исходя из требований международных стандартов серии ИСО 9000, техническое обслуживание должно охватывать все стадии жизненного цикла продукции.
Техническое обслуживание должно обеспечить главным образом постгарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их модернизацию (частично) и учебно-методическую поддержку для адаптации в учебном процессе.
разработка организационных форм и принципов управления техническим обслуживанием на отраслевом, региональном и местном уровнях;
создание нормативно-технического и методического обеспечения для организации технического обслуживания;
создание материально-технической базы и подготовка кадров для центров технического обслуживания отраслевого, регионального и местного уровней.
В ходе реализации Программы возможно развертывание региональных сервисных центров, в том числе на базе создаваемых ресурсных центров.
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников.
Создание телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей развитие единой образовательной информационной среды, будет осуществляться в рамках и за счет средств федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Общий объем финансирования Программы с учетом предполагаемых минимальных поставок современных средств информатизации, инициирующих работу по информатизации образования и позволяющих создать необходимую основу для дальнейшего развития, предусмотрен в размере 56 млрд. рублей (в ценах 2001 года), в том числе средства федерального бюджета - 16000 млн.рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 22400 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 17600 млн. рублей.
В случае если объем финансирования будет меньше объема, предусмотренного Программой, то работа может осуществляться только в пилотных регионах, но при этом главные общенациональные цели Программы достигнуты не будут.
создание электронных средств обеспечения и поддержки учебного процесса (отсутствие электронных учебных материалов, пригодных для использования в учебном процессе, делает невозможным эффективное использование поставляемой в учебные заведения компьютерной и телекоммуникационной техники), организацию системы телекоммуникационного доступа к ним (общеобразовательного портала и порталов по областям знаний);
повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий;
обеспечение учебных заведений общего и профессионального образования средствами информатизации (средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, лицензионными и сертифицированными программными средствами) и предоставление услуг по их сопровождению;
создание нормативной базы (в частности новых санитарных правил и норм, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий, нормативов оплаты труда и амортизации техники, типовых должностных инструкций и штатных расписаний и т.д.);
Наиболее значительные расходы приходятся на 2004 - 2005 годы - на период разработки и тиражирования электронных учебных материалов, а также непосредственно формирования образовательной информационной среды. В 2005 году средства выделяются на модернизацию системного программного обеспечения, которая будет проводиться централизованно для сохранения единства программного обеспечения и снижения расходов на эти цели.
Планируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансирование мероприятий, в реализации которых заинтересованы конкретные субъекты Российской Федерации. Это повышение квалификации педагогических кадров, поддержка телекоммуникационной инфраструктуры, техническое обслуживание компьютерной техники. Распределение затрат на реализацию таких программных мероприятий осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми Федеральным агентством по образованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Планируется за счет средств внебюджетных источников финансирование создания электронных учебных материалов, подготовки и переподготовки кадров в области новых информационных технологий, оснащения учебных заведений средствами информатизации, развития телекоммуникационных средств, развертывания и поддержки межшкольных компьютерных центров. Привлечение внебюджетных источников к выполнению мероприятий Программы предусматривается осуществлять в установленном порядке на основе заключения специальных соглашений.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета подлежат уточнению при формировании бюджетов всех уровней на очередной год.
разрабатывают региональные программы создания единой образовательной информационной среды с включением в них мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию;