(Действующий) Постановление Правительства РФ от 12 октября 1995 г. N 1005 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
"Транспечать" 107078, г. Москва, Каланчевский тупик, 3/5
Предприятия, обеспечивающие функционирование отрасли
Московский завод
полиграфической фольги 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 6
"Полиграффольга"
"Сервисэлектрон-
полиграф" 109028, г. Москва, Яузская ул., 1/15, стр. 6
Строительно-монтажное
управление Роском-
печати 125047, г. Москва, ул. Фадеева, 9
Строящиеся объекты
Газетный комплекс
"Тихоокеанская звезда" 680022, г. Хабаровск, ул. Нефтяная, 1
Завод офсетных красок 644037, г. Омск, аб. ящик 2670

Федеральная целевая программа
"Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах"
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 1995 г. N 1005)

Паспорт федеральной целевой программы

Наименование программыПоддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утвержденияРаспоряжение Президента Российской Федерации "О разработке федеральной программы книгоиздания в России" от 13 января 1995 года N 15-рп; постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
Государственный заказчикРоскомпечать
Основные исполнители программыИздательства и издающие организации, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, полиграфические предприятия, органы управления сферой печати субъектов Российской Федерации, подрядные организации строительного комплекса, машиностроительные заводы, в том числе оборонных отраслей
Основные разработчики программыРоскомпечать, Российская книжная палата, Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показателиУкрепление и развитие материально-технической базы печати, обеспечение выпуска социально значимой литературы для государственных нужд, выпуск уникального энциклопедического многотомного издания, посвященного России
Сроки и этапы реализации программыПрограмма в целом - 1996-2001 годыв том числе:подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии" - 1996-1999 годы;подпрограмма "Книгоиздание в России" - 1996-2001 годы;подпрограмма "Большая российская энциклопедия" - 1996-2001 годы
Перечень подпрограмм и основных мероприятийПодпрограмма "Поддержка государственной полиграфии"Подпрограмма "Книгоиздание в России"Подпрограмма "Большая российская энциклопедия"
Исполнители подпрограмм и основных мероприятийПодпрограмма "Поддержка государственной полиграфии":Роскомпечать, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, полиграфические предприятия, органы управления сферой печати субъектов Российской Федерации, подрядные организации строительного комплекса, машиностроительные заводы, в том числе оборонных отраслейПодпрограмма "Книгоиздание в России":Роскомпечать, издательства и издающие организацииПодпрограмма "Большая российская энциклопедия":Роскомпечать, Центр президентских программ Администрации Президента Российской Федерации, Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Объемы и источники финансированияНа весь период реализации программы в целом - 2525,46 млрд. руб., в том числе:подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии" - 724,4, из них из федерального бюджета - 183,03;подпрограмма "Книгоиздание в России" - 1686,18 (бюджетное финансирование);подпрограмма "Большая российская энциклопедия" - 44,88, из них из федерального бюджета - 2,85
Ожидаемые конечные результаты реализации программыКоренное обновление материально-технической базы государственного полиграфического производства, уменьшение зависимости от импорта оборудования и материалов;обеспечение потребностей Российской Федерации в социально значимой литературе для решения общенациональных задач в области образования, науки, экономики и культуры;выход в свет 12-томного издания "Большой российской энциклопедии" тиражом 100 тыс. экз.
Система контроля за исполнением программыРоскомпечать:по подпрограммам "Поддержка государственной полиграфии" и "Большая российская энциклопедия" - ежеквартально;по подпрограмме "Книгоиздание в России" - ежемесячно.

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами

Современное состояние и проблемы государственной полиграфии

Сфера печати объединяет издательское дело, полиграфическое производство и книжную торговлю. Все эти подотрасли неразрывно связаны друг с другом, поэтому решение общеотраслевых проблем складывается из взаимоувязанного решения проблем каждой из них.
Материально-техническая база печати определяет технические возможности выпуска печатных средств массовой информации, книжных изданий, продукции производственно-технического назначения. От ее состояния зависит не только степень реализации конституционных прав жителей России на получение и распространение информации, на обращение и доступ к культурным ценностям, но в конечном счете политическая стабильность российского общества, его творческий, научный и культурный потенциал.
Полиграфическое производство находится в тесной взаимосвязи с состоянием экономики государства и его институтов. В настоящее время ни то ни другое не обеспечивают условий для саморазвития отрасли. Поэтому на нынешнем этапе отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.

Количество предприятий и география размещения

В настоящее время в России количество полиграфических предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной (основной признак полиграфического предприятия), оценивается 6 тысячами объектов. Помимо государственных предприятий, непосредственно находящихся в поле зрения Роскомпечати, это предприятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, многочисленные подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг.
Однако основную часть полиграфической промышленности по объему выпускаемой продукции составляют предприятия государственного сектора - 1819 предприятий, в число которых входят: типографии, находящиеся в непосредственном ведении Роскомпечати; предприятия федеральной собственности, расположенные на территории субъектов Российской Федерации, но находящиеся до настоящего времени в ведении Роскомпечати; предприятия, переданные в собственность субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.
Преобладание государственного сектора в полиграфическом производстве объясняется несколькими причинами. Первая - относительно высокая капиталоемкость производства. Полиграфическое оборудование - сложное, высокоточное и поэтому дорогое. Для создания частных предприятий требуются значительные инвестиции, которыми далеко не всегда располагают частные лица. Вторая причина - отсутствие серьезного интереса у частных лиц, включая юридические лица, в приватизации большинства государственных предприятий из-за низкой рентабельности печатного дела и отсталости действующих производств, на переоснащение которых нужны значительные средства (хотя ограничения на приватизацию согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1119 касаются лишь 79 предприятий). Как выявил сравнительный анализ экономики государственных и приватизированных полиграфических предприятий, должного, а тем более быстрого эффекта от приватизации пока нет. Третья причина состоит в том, что 90 процентов типографий - мелкие, с численностью 10-20 работающих, предприятия, ориентированные главным образом на печать местных газет и мелкопечатной продукции. Значительная часть таких типографий располагается в зданиях в центральной части населенных пунктов. Приватизация этих объектов в силу их выгодного с коммерческой точки зрения расположения, очевидной низкой рентабельности печатного производства и - в подавляющем большинстве случаев - изношенности и устарелости машинного парка может привести к полной перепрофилизации предприятий под торговые, коммерческие, банковские и иные структуры. Осознавая этот непреложный факт, местные органы исполнительной власти, понимая роль средств массовой информации в жизни общества, не форсируют приватизацию объектов местной полиграфии.
География размещения типографий показывает, что они распределены по всей территории страны примерно пропорционально численности населения, наличествуют не только во всех субъектах Российской Федерации, но и в каждом административном районе России, что коренным образом отличает полиграфическую промышленность от всех остальных видов промышленности, за исключением пищевой. Только объекты пищевой и полиграфической промышленности находятся повсеместно, свидетельствуя о своей жизненной необходимости. В таблице представлена картина распределения государственных полиграфических предприятий по экономическим районам, уровням собственности и удельному весу производственных мощностей.

Производственная мощность и виды продукции

Предприятия государственной полиграфии, подведомственные Роскомпечати, выпускают весь спектр печатной продукции - от объемных книг и альбомов до визитных карточек. Выпускаются также бумажно-беловые товары. Исключение составляют лишь денежные знаки и другие ценные бумаги, а также специальная картографическая продукция.
В целом указанные предприятия способны выпускать в год 3,7 млрд. книг, брошюр и журналов, до 20 млрд. газет, до 15 млрд. краско-оттисков изобразительно-этикеточной, бланков и прочей продукции.
Структура производственных мощностей на протяжении последних лет практически остается неизменной: 43-44 процента их общего объема составляют мощности по выпуску книжно-журнальной продукции, 41-42 процента - по выпуску газет, 5-6 процентов - по выпуску изобразительно-этикеточной продукции, 6-7 процентов - по выпуску бланков.
Основная часть производственных мощностей по выпуску книжно-журнальной и газетной продукции (94,5 и 81,5 процента соответственно) сосредоточена на государственных предприятиях федерального подчинения. На долю местной полиграфии приходится преобладающая часть мощностей по выпуску бланков (86 процентов).

Производственные фонды и инвестиции

Полиграфическая промышленность - наиболее фондоемкая из подотраслей сферы печати, на нее приходится 95,3 процента стоимости основных ее фондов. В то же время эти фонды характеризуются высокой степенью физического и морального износа.
50 процентов оборудования крупных типографий эксплуатируется свыше 10 лет, в том числе более 20 лет работают 11,2 процента машин. В типографиях районного и городского масштаба доля выслужившего свой срок оборудования составляет 61,5 процента. До 2000 года подлежит замене 18 тыс. единиц оборудования, или 92 процента от установленного в настоящее время.
Таблица

География размещения государственных полиграфических предприятий в России (1994 год)

Экономический район
Количество полиграфических предприятий
Удельный вес производственной мощности в общей мощности, %
всего
в том числе переданных в 1993-1995 гг. в собственность субъектов Российской Федерации
единиц
%
В целом по России
1819
772
42,4
100
в том числе:
Прибалтийский
10
-
-
0,6
Северный
93
50
53,8
2,2
Северо-Западный, включая г. Санкт-Петербург
58
24
41,4
7,4
Центральный, включая г. Москву
295
139
47,1
48,6
Волго-Вятский
143
63
44,1
3,1
Центрально-Черноземный
132
83
62,9
2,2
Поволжский
202
212
55,4
7,2
Северо-Кавказский
190
47
24,7
5,4
Уральский
228
29
12,7
8,0
Западно-Сибирский
172
83
48,3
8,3
Восточно-Сибирский
143
72
50,3
4,0
Дальневосточный
153
70
45,8
3,1
В технологическом плане сохраняется значительное отставание от мирового уровня по удельному весу прогрессивных технологий. Так, высокая печать, отличающаяся самой низкой производительностью и повышенной степенью экологической опасности, занимает в целом по государственной полиграфии 39 процентов, а на государственных предприятиях субъектов Российской Федерации - 64,4 процента (мировой уровень не превышает 10 процентов).
Обновление производственного потенциала в последние годы идет практически только по линии реконструкции и технического перевооружения. Новое строительство ограничивается лишь несколькими объектами. Все они начаты еще в 80-х годах и до сих пор не завершены.
В условиях недостатка средств основное внимание уделяется техническому перевооружению, и в первую очередь предприятий, выпускающих учебники, а также газетных предприятий. При поддержке Правительства Российской Федерации Роскомпечать в начале 90-х годов смог получить на льготных условиях немецкие кредиты на сумму 230 млн. немецких марок. В результате близка к завершению программа технического перевооружения трех крупнейших полиграфических комбинатов - Смоленского, Тверского (детской литературы) и Саратовского, которые будут способны печатать весь объем российских школьных учебников, что избавляет от необходимости ежегодно тратить 80 млн. немецких марок на печать значительной их части за рубежом, как это делалось ранее.
В существенных объемах выполнена программа, предусматривающая техническое переоснащение газетных предприятий. Укреплены мощности таких издательско-полиграфических комплексов, как "Пресса", "Московская правда", "Нижполиграф", "Ульяновский Дом книги", в регионах создано и оснащено офсетной газетной техникой 148 пунктов централизованной печати городских и районных газет, в которых сейчас выпускается около половины местных газет.
Тем не менее масштабное техническое перевооружение коснулось лишь небольшой части государственной полиграфии. Капитальные вложения, направляемые в основные производственные фонды по всем источникам финансирования, за последние 5 лет составили лишь 3,2 процента от стоимости основных производственных фондов. При этом доля федерального бюджета в финансировании инвестиций в 1991-1994 годах составила 61,7 процента.
Собственный инвестиционный потенциал полиграфических предприятий отрасли еще крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен даже для разовой закупки одной печатной машины. Значительная капиталоемкость полиграфического производства при относительно невысокой рентабельности, обусловленной низкой покупательной способностью конечного потребителя, не позволяет предприятиям в условиях инфляции и высоких процентных ставок по кредитам направлять на объемные инвестиции собственные и заемные средства. В то же время государственные инвестиции в последнее время резко сократились. При том, что отрасль объединяет сотни предприятий, Министерство экономики Российской Федерации определило Роскомпечати в 1994 году лимит капитальных вложений всего в 18,96 млрд. руб. В 1995 году, несмотря на инфляцию, финансирование сокращено до 10,81 млрд. руб.
Сохранение финансирования на уровне прошедших пяти лет позволит обновить производственный потенциал отрасли лишь к 2025 году.

Выпуск продукции

Недостаточность собственного инвестиционного потенциала полиграфии обусловлена еще одним негативным фактором - снижением выпуска продукции (а следовательно, и снижением доходов), вызванного резким сокращением объема заказов на полиграфические услуги. В 1994 году по отношению к 1990 году количество изданных названий книг и брошюр составило 62 процента, общий тираж вышедших изданий - 35 процентов, совокупный их объем (листаж) - 45 процентов. Только за 1993-1994 годы центральные газеты потеряли 60 процентов, а центральные журналы 65 процентов подписчиков. Потери местной прессы меньше, соответственно 19 процентов и 12,5 процента. Объемы производства бланков снизились в 1,8 раза. Выпуск бумажно-беловых товаров сократился по отдельным позициям до 5 раз, в том числе и по причине сокращения бумажных отходов, которые ранее использовались для этих целей.
Положение с загрузкой полиграфии усугубляется непродуманной таможенной политикой, выражающейся в том, что печатная продукция, изготовленная за рубежом по заказам российских издающих организаций, ввозится в Россию беспошлинно, а ряд сортов бумаги и полиграфических материалов, необходимых для изготовления этой продукции на собственной полиграфической базе, облагаются ввозной пошлиной до 15 процентов. Данная политика является по существу явным протекционизмом в пользу зарубежной полиграфии в ее конкуренции с отечественной. В результате отток издательских заказов за рубеж все растет, а российские предприятия вынуждены увольнять рабочих-полиграфистов.
Налицо, таким образом, сложная и противоречивая проблемная ситуация, при которой, с одной стороны, имеет место значительная в количественном отношении невостребованность производственного потенциала полиграфии, а с другой - невозможность на имеющемся устаревшем оборудовании в полной мере удовлетворять качественные потребности издателей и выпускать конкурентоспособную на мировом рынке печатную продукцию. Неполная загрузка снижает эффективность производства (а иногда ставит под угрозу саму возможность его существования), не позволяет получать нужных для технического перевооружения финансовых накоплений, а отсутствие или заторможенность технического перевооружения снижает потенциальные возможности загрузки.
Все это обрекает полиграфическое производство на нестабильность, которая может иметь ярко выраженное негативное влияние на результативность усилий государства и представляющего его Роскомпечати по сохранению единого информационного и культурного пространства России.