Действующий
Перечень
объектов федеральной собственности, исключаемых из перечня N 1 к Положению о приватизации издательств, полиграфических предприятий и предприятий оптовой книжной торговли Комитета Российской Федерации по печати, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1119 "О приватизации издательств, полиграфических предприятий и предприятий оптовой книжной торговли Комитета Российской Федерации по печати"
Федеральная целевая программа
"Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах"
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 1995 г. N 1005)
Наименование программы | Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения | Распоряжение Президента Российской Федерации "О разработке федеральной программы книгоиздания в России" от 13 января 1995 года N 15-рп; постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" |
Государственный заказчик | Роскомпечать |
Основные исполнители программы | Издательства и издающие организации, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, полиграфические предприятия, органы управления сферой печати субъектов Российской Федерации, подрядные организации строительного комплекса, машиностроительные заводы, в том числе оборонных отраслей |
Основные разработчики программы | Роскомпечать, Российская книжная палата, Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия" |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Укрепление и развитие материально-технической базы печати, обеспечение выпуска социально значимой литературы для государственных нужд, выпуск уникального энциклопедического многотомного издания, посвященного России |
Сроки и этапы реализации программы | Программа в целом - 1996-2001 годыв том числе:подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии" - 1996-1999 годы;подпрограмма "Книгоиздание в России" - 1996-2001 годы;подпрограмма "Большая российская энциклопедия" - 1996-2001 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии"Подпрограмма "Книгоиздание в России"Подпрограмма "Большая российская энциклопедия" |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии":Роскомпечать, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, полиграфические предприятия, органы управления сферой печати субъектов Российской Федерации, подрядные организации строительного комплекса, машиностроительные заводы, в том числе оборонных отраслейПодпрограмма "Книгоиздание в России":Роскомпечать, издательства и издающие организацииПодпрограмма "Большая российская энциклопедия":Роскомпечать, Центр президентских программ Администрации Президента Российской Федерации, Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия" |
Объемы и источники финансирования | На весь период реализации программы в целом - 2525,46 млрд. руб., в том числе:подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии" - 724,4, из них из федерального бюджета - 183,03;подпрограмма "Книгоиздание в России" - 1686,18 (бюджетное финансирование);подпрограмма "Большая российская энциклопедия" - 44,88, из них из федерального бюджета - 2,85 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Коренное обновление материально-технической базы государственного полиграфического производства, уменьшение зависимости от импорта оборудования и материалов;обеспечение потребностей Российской Федерации в социально значимой литературе для решения общенациональных задач в области образования, науки, экономики и культуры;выход в свет 12-томного издания "Большой российской энциклопедии" тиражом 100 тыс. экз. |
Система контроля за исполнением программы | Роскомпечать:по подпрограммам "Поддержка государственной полиграфии" и "Большая российская энциклопедия" - ежеквартально;по подпрограмме "Книгоиздание в России" - ежемесячно. |
Сфера печати объединяет издательское дело, полиграфическое производство и книжную торговлю. Все эти подотрасли неразрывно связаны друг с другом, поэтому решение общеотраслевых проблем складывается из взаимоувязанного решения проблем каждой из них.
Материально-техническая база печати определяет технические возможности выпуска печатных средств массовой информации, книжных изданий, продукции производственно-технического назначения. От ее состояния зависит не только степень реализации конституционных прав жителей России на получение и распространение информации, на обращение и доступ к культурным ценностям, но в конечном счете политическая стабильность российского общества, его творческий, научный и культурный потенциал.
Полиграфическое производство находится в тесной взаимосвязи с состоянием экономики государства и его институтов. В настоящее время ни то ни другое не обеспечивают условий для саморазвития отрасли. Поэтому на нынешнем этапе отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.
В настоящее время в России количество полиграфических предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной (основной признак полиграфического предприятия), оценивается 6 тысячами объектов. Помимо государственных предприятий, непосредственно находящихся в поле зрения Роскомпечати, это предприятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, многочисленные подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг.
Однако основную часть полиграфической промышленности по объему выпускаемой продукции составляют предприятия государственного сектора - 1819 предприятий, в число которых входят: типографии, находящиеся в непосредственном ведении Роскомпечати; предприятия федеральной собственности, расположенные на территории субъектов Российской Федерации, но находящиеся до настоящего времени в ведении Роскомпечати; предприятия, переданные в собственность субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.
Преобладание государственного сектора в полиграфическом производстве объясняется несколькими причинами. Первая - относительно высокая капиталоемкость производства. Полиграфическое оборудование - сложное, высокоточное и поэтому дорогое. Для создания частных предприятий требуются значительные инвестиции, которыми далеко не всегда располагают частные лица. Вторая причина - отсутствие серьезного интереса у частных лиц, включая юридические лица, в приватизации большинства государственных предприятий из-за низкой рентабельности печатного дела и отсталости действующих производств, на переоснащение которых нужны значительные средства (хотя ограничения на приватизацию согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1119 касаются лишь 79 предприятий). Как выявил сравнительный анализ экономики государственных и приватизированных полиграфических предприятий, должного, а тем более быстрого эффекта от приватизации пока нет. Третья причина состоит в том, что 90 процентов типографий - мелкие, с численностью 10-20 работающих, предприятия, ориентированные главным образом на печать местных газет и мелкопечатной продукции. Значительная часть таких типографий располагается в зданиях в центральной части населенных пунктов. Приватизация этих объектов в силу их выгодного с коммерческой точки зрения расположения, очевидной низкой рентабельности печатного производства и - в подавляющем большинстве случаев - изношенности и устарелости машинного парка может привести к полной перепрофилизации предприятий под торговые, коммерческие, банковские и иные структуры. Осознавая этот непреложный факт, местные органы исполнительной власти, понимая роль средств массовой информации в жизни общества, не форсируют приватизацию объектов местной полиграфии.
География размещения типографий показывает, что они распределены по всей территории страны примерно пропорционально численности населения, наличествуют не только во всех субъектах Российской Федерации, но и в каждом административном районе России, что коренным образом отличает полиграфическую промышленность от всех остальных видов промышленности, за исключением пищевой. Только объекты пищевой и полиграфической промышленности находятся повсеместно, свидетельствуя о своей жизненной необходимости. В таблице представлена картина распределения государственных полиграфических предприятий по экономическим районам, уровням собственности и удельному весу производственных мощностей.
Предприятия государственной полиграфии, подведомственные Роскомпечати, выпускают весь спектр печатной продукции - от объемных книг и альбомов до визитных карточек. Выпускаются также бумажно-беловые товары. Исключение составляют лишь денежные знаки и другие ценные бумаги, а также специальная картографическая продукция.
В целом указанные предприятия способны выпускать в год 3,7 млрд. книг, брошюр и журналов, до 20 млрд. газет, до 15 млрд. краско-оттисков изобразительно-этикеточной, бланков и прочей продукции.
Структура производственных мощностей на протяжении последних лет практически остается неизменной: 43-44 процента их общего объема составляют мощности по выпуску книжно-журнальной продукции, 41-42 процента - по выпуску газет, 5-6 процентов - по выпуску изобразительно-этикеточной продукции, 6-7 процентов - по выпуску бланков.