(Действующий) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 декабря 2004 г. N 12 "О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства"

Проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и обеспечением защиты прав потребителей при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) установил.
Несмотря на принимаемые меры в данной сфере деятельности, по - прежнему неудовлетворительно решается вопрос питьевого водоснабжения и отопления, не создаются условия для безопасного и комфортного проживания населения, договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально, не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания, необоснованно завышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Требуют совершенствования и гармонизации с федеральным законодательством действующие нормы и правила в сфере ЖКХ, активизации профилактические и контрольно-надзорные мероприятия.
Продолжает снижаться надлежащая эксплуатация водопроводных сооружений и организация производственного лабораторного контроля качества питьевой воды
В 2003 году в Российской Федерации централизованным питьевым водоснабжением обеспечено 98% городского населения и 64% - сельского, эксплуатировалось 16966 коммунальных и 46184 ведомственных водопроводов. За счет частичной передачи ведомственных водопроводов муниципальным органам по сравнению с 2002 г. увеличилось количество коммунальных водопроводов.
Более половины водопроводов с поверхностными источниками (1225) находится в сельской местности, 531 сельских водопровода (43,3%) не имеют полного комплекса очистных сооружений, а 376 (30,6%) - подают воду без должного обеззараживания.
Из городских водопроводов с водозабором из открытых водоемов (950) полного комплекса очистных сооружений не имеют - 27,3%, обеззараживающих установок - 6,0%.
Вне зависимости от ведомственной принадлежности водопроводов и вида водоисточника, в целом по Российской Федерации 18,9% проб воды, поступающей непосредственно потребителю из разводящей сети, не отвечают гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (в т.ч. 15,4% - по органолептике, 1,2% - общей минерализации, 1,5% - токсическим веществам, 7,6% - по микробиологическим показателям).
Доля проб питьевой воды с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний составляет 0,09%.
Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются: загрязнение источников водоснабжения, отсутствие на водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок, высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, в ряде территорий нестабильная подача воды в районах, недостаток материально-технической базы, несвоевременное устранение аварий и не проведение очистных и дезинфекционных мероприятий после их устранения, что приводит к низкому качеству подаваемой воды населению.
Сельские водопроводы зачастую находятся в аварийном состоянии, работают нерегулярно и подают воду, не отвечающую гигиеническим нормативам. Из общего числа источников нецентрализованного питьевого водоснабжения (колодцы, каптажи, родники) 22,2% ( 168 тыс.) не отвечает санитарным правилам и нормативам.
Наибольшее количество проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (более 50%) - во Владимирской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Кемеровской областях, Приморском крае (при среднем показателе по Российской Федерации 27,6%) и по санитарно-химическим показателям в - Воронежской, Ростовской, Нижегородской, Курганской, Томской областях, Республике Саха (Якутия) против 29,8% по Российской Федерации.
Микробное и вирусное загрязнение питьевой воды как централизованного, так и нецентрализованного водоснабжения, создает риск возникновения заболеваний людей кишечными инфекциями, прежде всего вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией.
В течение 2003 г. в стране было зарегистрировано 64 "водные" вспышки острых кишечных заболеваний, в том числе 50 вспышек связано с централизованным водоснабжением, с общим количеством пострадавших 1533 человек.
Наиболее остро проблема шума стоит в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов на Дону). Существенным источником шума в населенных пунктах являются встроенные в жилые дома и пристроенные к ним, а также расположенные внутри жилой застройки предприятия: магазины, кафе, развлекательные центры и т.д. Шум, создаваемый этими предприятиями в жилых помещениях значительно превышает предельно допустимый уровень. В общем количестве жалоб на избыточный шум доля обоснованных жалоб на шум от встроенных предприятий составляет не менее 50% от общего объема. Всего в России по данным Госсанэпиднадзора сверхнормативному воздействию шума подвергается около 8 млн. человек.
Актуальными остаются вопросы обеспечения требований продолжительности инсоляции и естественного освещения в жилых домах.
Не принимается должных мер по устранению нарушений связанных с микробным загрязнением почвы на территориях жилой застройки.
В 2003 году отмечалось увеличение количества проб почвы территорий жилой застройки, превышающих гигиенические нормативы по микробиологическим показателям до 17,14% против с 14,41% в 2002 году.
Причиной этого являются постоянное увеличение количества твердых бытовых отходов, изношенность и дефицит специализированных транспортных средств, отсутствие условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров, отсутствия централизованной системы канализации в ряде населенных пунктов, ненадлежащее состояния канализационных сетей, медленный переход на современные и эффективные модели санитарной очистки, неудовлетворительное состояние контейнеров, площадок и бункеров-накопителей для сбора бытового мусора (захламленность, нарушение асфальтного покрытия, разрушены или отсутствуют ветрозащитные стенки).
Сложно решаемыми остаются вопросы сбора и вывоза твердых бытовых отходов в садоводческих товариществах и частном секторе, что приводит к образованию несанкционированных свалок.
Не решены вопросы с обеспечением специального транспорта для вывоза отходов, мойки и дезинфекции мусоросборочных контейнеров.
Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки территорий населенных мест, особенно от бытовых отходов, где пищевые отходы составляют до 32% от общего количества, а также уменьшение объема работ по дератизации, особенно в крупных городах, приводит к увеличению заселенности синантропными грызунами - крысами и мышами, которые являются переносчиками зоонозов (лептоспироз, иерсиниоз, псевдотуберкулез). Так, например, в г. Екатеринбурге заселенность грызунами составляет 4 грызуна на 1000 кв. м при норме, не более 0,5 грызуна на 1000 кв. м. Заселению грызунов способствует наличие крупных подземных городских коммуникаций, а также завоз большого количества грузов, необходимых для жизнеобеспечения города. В целом по стране доля объектов, заселенных грызунами, уменьшилась незначительно и по сравнению с 2002 годом составила 10,93% (11,11% - в 2002 году).
В России заболеваемость лептоспирозом за шесть месяцев текущего года составила 0,11 на 100 тыс. населения, наибольшая заболеваемость зарегистрирована в Краснодарском крае - 1,02 на 100 тыс. населения. Процент летальности от лептоспироза достигает 30%. Растет число пострадавших от укусов крыс, так в С. Петербурге в 2001 г. число пострадавших от укусов составило - 141 человек против 146 в 2002 г.
Значительное количество жалоб от населения поступает в Федеральную службу в связи с затоплением подвальных и цокольных помещений жилых и административных зданий, а также непринятием мер или затягиванием сроков проведения необходимых мероприятий. В 2003 году доля объектов, заселенных малярийными комарами, составила 16,59% от общего их числа (немалярийными комарами - 70,22%).
Указанные нарушения устанавливались в республиках Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Адыгея, Хакасия, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Красноярском крае, Брянской, Смоленской, Ярославской, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Пермской, Кировской, Магаданской, Тюменской областях, Ненецком, Таймырском, Агинском Бурятском, Корякском автономных округах, Еврейской автономной области.
Все вышеотмеченные нарушения происходят из-за недостаточности организационных мероприятий со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по совершенствованию системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, малоэффективности принимаемых мер государственными контролирующими органами.
Как показывает анализ жалоб и обращений граждан в целом, поступающих в Федеральную службу, актуальной является и проблема защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. При этом чаще всего в основе претензий потребителей лежит:
- несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;
- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;
- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;
- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории.
С учетом вышеизложенного и в целях обеспечения охраны здоровья граждан Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей постановляю:
1. Утвердить План действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 - 2005 г. (приложение).
2. Руководителям территориальных управлений - Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
2.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением населения качественной питьевой водой и активизировать работу по разработке и утверждению региональных программ по улучшению питьевого водоснабжения населения.
2.2. В течение I квартала 2005 года проанализировать выполнение мероприятий по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей при эксплуатации жилых помещений и оказании жилищно-коммунальных услуг, подготовить совместно с жилищно-коммунальными хозяйствами план мероприятий по активизации работы.
2.3. Провести рейдовые проверки санитарного состояния и содержания жилого фонда, подвальных помещений, территории населенных мест и обеспечить эффективное выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей при контроле оказания жилищно-коммунальных услуг. О результатах проделанной работы доложить в Федеральную службу до 1 мая 2005 года.
2.4. Организовать систематическое информирование органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и населения о результатах государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
2.5. Организовать обучение специалистов территориальных органов Службы, хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
3. Главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовать:
3.1. В ходе реализации государственной политики, определенной Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104), и Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации принять меры по обеспечению условий проживания населения, отвечающих стандартам качества, снижению издержек производителей услуг и тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, путем совершенствования системы управления, эксплуатации и оплаты жилья и коммунальных услуг, контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, развития конкурентной среды (переход на договорные отношения), обеспечение возможности потребителей влиять на объем и качество потребляемых услуг, дифференциации оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.
3.2. В рамках соответствующего взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ввести в практику работы предварительное согласование проектов нормативных актов по вопросам, затрагивающим законные права и интересы потребителей.
Контроль за выполнением возложить на заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Л.П. Гульченко, Н.А. Назина)
Г.Г. Онищенко