Действующий
закрепление налогоплательщиков за конкретными работниками налоговых органов, что создает предпосылки для злоупотреблений;
Одним из важнейших направлений модернизации системы налогового администрирования является совершенствование ее организационной структуры. С этой целью предполагается переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип организации деятельности, введение типовых организационных структур, осуществление оптимизации и перераспределения численности работающего в них персонала в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проведение мероприятий по укрупнению инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговые органы обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, объемов получаемой от них, а также от различных органов и организаций информации. Новые формы налогового администрирования предполагают разделение налогоплательщиков на определенные группы, например на крупнейшие организации. Учитывая значительное влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части федерального бюджета и их социальную значимость для экономики субъектов Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание работе с этой категорией налогоплательщиков, так как в условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы возможно построение ими различных многоуровневых схем, имеющих своей целью сокрытие истинной налоговой базы и уход от уплаты налогов и сборов. Для работы с указанной категорией налогоплательщиков необходимо разработать новые методы налогового администрирования, включающие широкое использование информационных технологий и ресурсов.
Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа требуется предварительное преобразование входящей информации в электронную форму. По-прежнему высока доля ручного труда при формировании и рассылке налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов и сборов, планировании и подготовки выездных налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. В рамках Программы эти проблемы будут решаться за счет применения взаимосвязанного комплекса мероприятий по развитию и внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов, систем автоматизированной камеральной проверки, прогрессивных, научно обоснованных, автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок.
Для обеспечения эффективной работы территориальных налоговых органов необходимо расширить объем их взаимодействия с соответствующими территориальными органами федерального казначейства, другими государственными органами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается предоставляемых органами федерального казначейства сведений о платежах. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность мер, принимаемых к налогоплательщикам за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти позволит налоговым органам оперативно получать и использовать в аналитической работе косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налоговой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.
Для обеспечения эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты налога на добавленную стоимость как одного из основных бюджетообразующих налогов, а также комплексной оценки экономических отношений между организациями предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Введение электронного учета счетов-фактур позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты этого налога за счет занижения налоговой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг). Это также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и позволит выявить иные налоговые правонарушения.
Развитие налоговой системы, планируемые изменения в системе налогового администрирования невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания соответствующих информационных технологий. Основу этой работы составит централизация обработки данных за счет создания межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования большого объема информации налоговых органов всех уровней.
Создание таких межрайонных инспекций и передача им наиболее трудоемких функций (с учетом выполнения их автоматизированным способом) позволят высвободить персонал инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения вопросов, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщиков. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов, на указанные межрайонные инспекции возлагаются функции обработки и накопления данных иных источников, в том числе государственных и негосударственных структур, создания электронного и бумажного архивов, формирования и печати документов, их рассылки налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Одним из важнейших направлений в работе межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обеспечение работ по сбору и обработке всей потенциально доступной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, влияющей на уплату налогов и сборов. Такая централизация позволит осуществить комплексный анализ имеющейся информации о налогоплательщиках, контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обеспечить с максимальной эффективностью планирование проведения выездных налоговых проверок, минимизировать возможности уклонения от налогообложения.
С целью осуществления эффективного контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов предусматривается развитие и широкомасштабное внедрение системы автоматизированной камеральной проверки. При ее проведении необходимо осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценку потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщиков и информации, имеющейся в налоговых органах. Необходимость развития системы камерального контроля, расширения аналитических функций налоговых органов, переход на новые технологии представления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требуют расширения информационного обмена на основе использования новых информационных технологий. Организация на новом, качественно более высоком уровне информационного обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также внешними организациями, в том числе органами федерального казначейства, таможенными органами, органами государственной статистики, другими федеральными органами исполнительной власти, банками, требуют решения вопросов правового, организационного и технического характера. Мероприятия по организации такого взаимодействия включают в себя внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, решение вопросов защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки разрабатываемых технологий. В ходе реализации Программы в качестве одного из ключевых элементов предусмотрено создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств, необходимых для оценки достоверности информации, получаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, и решения текущих и перспективных аналитических задач.
Дальнейшее развитие налоговой системы и ее эффективное функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов и некорректного их толкования, сложности подготовки необходимой налоговой отчетности. Для решения этих проблем в Программе предусматривается комплекс мероприятий, в том числе разработка концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств.
Обеспечение равных, предсказуемых и единых условий для налогоплательщиков, снижение налогового бремени при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств будут также достигаться за счет:
выравнивания условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков (прежде всего путем отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений), равномерного распределения налоговой нагрузки;
максимальной унификации и совершенствования действующих механизмов и процедур исчисления и уплаты налогов и сборов с целью упрощения исполнения налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
перехода на систему полного "самоначисления", достигаемого за счет повышения налоговой культуры населения, создания доброжелательной среды между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Для создания комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность и мобильность в подготовке кадров налоговых органов различных категорий на территории Российской Федерации, необходимы значительные финансовые вложения. Внедрение новых информационных и образовательных технологий в образовательный процесс позволит в кратчайшие сроки обучить руководителей и специалистов всех структурных подразделений налоговых органов и значительно сократить расходы на оплату командировочных расходов. Развитие материальной и методической базы, а также научной деятельности Всероссийской государственной налоговой академии позволит обеспечить образовательные учреждения, реализующие программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, научно-методологическими и методическими разработками для качественного обучения кадров в соответствии с требованиями времени. Выполнение комплекса предусмотренных Программой мероприятий предоставит работникам налоговых органов и налогоплательщикам возможность прямого и равного доступа к нормативной правовой базе, регулирующей налоговые правоотношения, позволит обеспечить обучение по специальности "Налоги и налогообложение", ускорить реформирование учебных программ и повысить качество преподавания дисциплин по налоговой тематике.
Достижение результатов в осуществлении проекта такого масштаба возможно только при реализации широкой сбалансированной программы, предусматривающей проведение реформ, которые должны затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство, культуру отношений, использование технологических процессов. Эти компоненты взаимосвязаны, и изменение одного из них без соответствующего изменения остальных компонентов не принесет желаемого эффекта. Изменение существующих процессов налогового администрирования в значительной степени устранит причины, порождающие нарушения профессиональной этики. Создание эффективно функционирующей налоговой системы, базирующейся на высоком потенциале управления со стороны федерального центра, типовых налоговых структурах низовых звеньев системы, а также на современных информационных технологиях, позволит выполнять возложенные на налоговые органы функции на более высоком уровне. Меры, предусмотренные в Программе, будут способствовать либерализации налоговой системы, улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.
В Программе определены основные направления развития налоговых органов, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей и выполнение на качественно новом уровне функций, возложенных на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Для решения указанных задач предполагается выполнение комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение целей, определенных Программой.
Сложность реализации Программы, затрагивающей все элементы существующей системы налоговых органов, требует поэтапного подхода к ее осуществлению.
внедрение прогрессивных форм организации работы налоговых органов посредством перехода на типовые, функциональные структуры, сокращение их числа за счет укрупнения;
создание технологической среды для ведения автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств, разработка методического аппарата и алгоритмов выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогооблагаемой базы, заключение межведомственных соглашений;
совершенствование методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и механизма планирования доходов бюджетной системы;
разработка системы автоматизированной камеральной проверки и отбора налогоплательщиков для планирования и подготовки выездных налоговых проверок;
разработка системы ведения электронного учета, обработки и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах;
разработка типовых технологических процессов и стандартизированных рабочих мест, внедрение новых технологий в 10 регионах Российской Федерации;
разработка концепции создания комплексной и многоуровневой системы налогового образования населения;
проведение проектных, строительно-монтажных и технологических работ по созданию межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург;
разработка, опытная эксплуатация и внедрение системы электронного обмена с органами федерального казначейства документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней.
Кроме того, на первом этапе реализации Программы планируется завершить разработку и "пилотное" внедрение отдельных компонентов единой информационной и телекоммуникационной системы налоговых органов, объединяющей Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, два управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации и подведомственные им инспекции, с учетом обеспечения конфиденциальности информации, а также высокой степени безопасности и надежности передачи данных по телекоммуникационным каналам связи.