Действующий
В рамках реализации принципа обеспечения полной ответственности одного исполнителя на всех этапах жизненного цикла объектов, а также применения более эффективных и современных технических решений планируется поэтапный переход к осуществлению проектирования автомобильных дорог Государственной компании в рамках заключаемых концессионных и долгосрочных инвестиционных соглашений. При этом формирование полос отвода строящихся автомобильных дорог, включая изъятие земельных участков, предполагается осуществлять на основе документации по планировке территории. Ключевым аспектом указанного перехода должна явиться реализация инициативы Государственной компании в части уточнения правового механизма регулирования подготовки проектной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании концессионных и инвестиционных соглашений, в соответствии с которыми концессионер или инвестор обеспечивает архитектурно-строительное проектирование и полное или частичное финансирование реализации таких решений, предусмотренных этими соглашениями.
Начиная с 2014 года инвестиционные проекты Государственной компании подлежат обязательному публичному технологическому и ценовому аудиту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Важной финансовой особенностью планируемых инвестиционных и концессионных соглашений, реализуемых по схеме "контракта жизненного цикла", должен стать методологический переход от платежного механизма, основанного на нормировании объемов и сроков выполняемых работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании, к платежному механизму, основанному на оценке качества предоставляемой инфраструктурной услуги в привязке к устанавливаемой системе транспортно-эксплуатационных показателей объекта соглашения, показателей доступности полос движения для пользователей автомобильной дороги Государственной компании и иных показателей. Такая модель в том числе предусматривает равномерность осуществляемых платежей на эксплуатационной стадии с формированием специальных ремонтных фондов, что полностью соответствует сложившимся в последние 10-летия в международной практике подходам к оплате эксплуатационных работ в рамках реализации долгосрочных контрактов.
В целях реализации такого подхода Государственной компанией должен быть разработан пакет стандартов и нормативно-методических документов, регулирующих порядок расчета суммы платежа по оплате инфраструктурной услуги, а также по начислению штрафов за нарушение установленных требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог Государственной компании, их безопасности и доступности для потребителей. Первоначальная апробация системы указанных требований будет осуществлена в рамках реализации в 2011-2014 годах концессионных и инвестиционных соглашений.
Финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Фонда национального благосостояния, привлеченных Государственной компанией внебюджетных средств, в том числе облигационных займов, собственных и заемных средств частных инвесторов.
С использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации осуществляется разработка проектной документации по объектам "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)" и "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области". Ведется строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58 и нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".
Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог приведено в приложении N 2.
Объем, источники и распределение финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании приведены в приложении N 3.
Протяженность участков автомобильных дорог Государственной компании, введенных в эксплуатацию в результате осуществления мероприятий по строительству и реконструкции, с учетом объектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, приведена в приложении N 4.
Протяженность планируемых платных участков автомобильных дорог Государственной компании приведена в приложении N 5.
Мероприятия по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании предусматривают проведение работ:
по организации взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, включая эксплуатацию и модернизацию системы взимания платы, в том числе по созданию и эксплуатации информационно-расчетного центра Государственной компании, выполняющего функции формирования единых условий применения электронных средств оплаты (регистрации) проезда, обеспечения взаиморасчетов между пользователями автомобильных дорог Государственной компании и операторами (инвесторами, концессионерами), контроля сбора платы на платных участках автомобильных дорог Государственной компании;
по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Система мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог Государственной компании предусматривает:
проведение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании и искусственных сооружений на них;
переход на содержание и ремонт автомобильных дорог Государственной компании в соответствии с их повышенными потребительскими свойствами, а также с учетом повышенных требований к качеству производимых работ;
проведение работ, направленных на повышение безопасности движения на автомобильных дорогах Государственной компании;
формирование и реализацию комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности, включая оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности;
разработку и внедрение современных систем диагностики, мониторинга и прогнозирования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании;
разработку и внедрение системы слежения за обстановкой на дорогах и контроля работы дорожной техники с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.
В 2013-2016 годах планируется осуществить поэтапный переход к выполнению основной части работ, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог Государственной компании, в рамках заключаемых долгосрочных договоров, инвестиционных, операторских и концессионных соглашений.
Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по доверительному управлению будет осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, а также доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению.
Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по доверительному управлению в 2010-2020 годах приведено в приложении N 7.
обеспечение автомобильных дорог Государственной компании многофункциональными зонами дорожного сервиса (зонами комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, включающими площадки отдыха, специально отведенные места для курения, туалетные комнаты, заправочные станции, автомойки, ремонтные мастерские, объекты общественного питания и торговли, мотели, пункты медицинской помощи, и другими зонами, обеспечивающими комплекс услуг для пользователей автомобильных дорог Государственной компании) путем разработки и реализации концепции их комплексного развития, разработки и внедрения единых типовых архитектурных моделей многофункциональных зон дорожного сервиса, единых стандартов по оказанию услуг на многофункциональных зонах дорожного сервиса и методики оценки их качества, обеспечение проектирования строительства, реконструкции и обустройства многофункциональных зон дорожного сервиса, а также проведение инвестиционных конкурсов, направленных на привлечение частных инвестиций для строительства и эксплуатации многофункциональных зон дорожного сервиса;
обеспечение проведения инвентаризации в отношении земельных участков и автомобильных дорог Государственной компании;
обеспечение проведения кадастровых работ в целях упорядочения и (или) установления границ земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог Государственной компании;
обеспечение проведения кадастровых и оценочных работ в отношении частей земельных участков, а также кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, в целях получения дополнительных доходов от собственной деятельности;
обеспечение проведения инвентаризации земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также проведение работ по установлению границ придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
получение сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях оформления договоров аренды земельных участков;
обеспечение дополнительных доходов от собственной деятельности Государственной компании, в том числе доходов от реализации инвестиционных договоров на размещение объектов дорожного сервиса, субаренды земельных участков, размещения рекламы в придорожной полосе (полосе отвода), установления сервитутов в отношении земельных участков Государственной компании, размещения коммуникаций в полосе отвода автомобильных дорог Государственной компании, присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам Государственной компании и др.;
проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных Программой инновационного развития Государственной компании на период 2012-2019 годы, по следующим основным направлениям:
управление качеством выполнения работ по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании;
совершенствование системы мониторинга и управления транспортными потоками, а также системы взимания платы;
повышение энергоэффективности и экологической безопасности автомобильных дорог Государственной компании.
Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании будет осуществляться за счет:
имущественных взносов Российской Федерации на содержание Государственной компании, компенсацию расходов на уплату арендной платы за земельные участки Государственной компании и финансирование кадастровых работ в отношении земельных участков и автомобильных дорог Государственной компании;
Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании приведено в приложении N 8.
Планируемый объем доходов по видам деятельности Государственной компании в 2010-2020 годах приведен в приложении N 9. При этом учитываются только доходы, которые поступают в распоряжение Государственной компании, и не учитываются доходы, которые остаются в распоряжении концессионеров.