(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
развитие промышленности строительных материалов на основе имеющегося цементного сырья, фосфоритов, строительных, балластных и стекольных песков, строительных глин и камня.
Возможно создание инновационных производств в условиях избытка электрической энергии и имеющейся базы машиностроения.

Ульяновская область

Ключевыми отраслями экономики Ульяновской области являются машиностроение, пищевая промышленность, электроэнергетика, производство строительных материалов, сельское хозяйство.
Основными конкурентными преимуществами Ульяновской области являются:
богатейшие ресурсы сельскохозяйственных угодий, наличие сырья для производства строительных материалов, водных и лесных запасов, уникальный туристско-рекреационный потенциал;
развитая транспортная система и развивающийся строительный комплекс;
комплекс промышленных предприятий в основном машиностроительного профиля.
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года являются:
создание транспортно-логистического кластера;
развитие авиастроительного кластера;
создание ядерно-инновационного кластера;
развитие кластера строительных материалов.
Приоритетным проектом должен стать инвестиционный проект "Новая деревня" по созданию агропромышленного кластера на принципах совместного производства сельскохозяйственной продукции с фермерскими хозяйствами.
Также планируется строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии в г. Димитровграде как одного из приоритетных учреждений здравоохранения, направленных на диагностику и лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

3. Основное направление пространственного развития Приволжского федерального округа

Основным направлением пространственного развития Приволжского федерального округа является локализация экономических (как производственных, так и непроизводственных) функций при создании управляющей и финансовой инфраструктуры, что повлечет за собой изменение межрегионального распределения населения. Будет увеличиваться численность населения регионов-лидеров (прежде всего за счет его концентрации в крупнейших агломерациях) при снижении численности населения территорий с отстающим уровнем социально-экономического развития.
В целях развития межрегиональных экономических связей необходимо выделение территориальных зон опережающего экономического роста с определенной отраслевой специализацией. При локализации в этих зонах общих для Приволжского федерального округа приоритетных отраслей в первую очередь учитывается ресурсная, технологическая и институциональная предрасположенность территории к качественной модернизации отраслевого экономического уклада.
Ведущая роль в изменении пространственной структуры округа отводится 6 крупнейшим урбанизированным территориям - Казанской, Нижегородской, Самарско-Тольяттинской, Пермской, Саратовской и Уфимской агломерациям, в каждой из которых проживает более 1 млн. человек. В Нижегородской, Самарско-Тольяттинской и Казанской агломерациях сложились наиболее существенные предпосылки для формирования крупнейших в России многофункциональных населенных центров с развитой экономикой. Особенностью всех крупных агломераций Приволжского федерального округа является их значительная протяженность вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удаленностью центра от периферийных частей региона, неэффективностью транспортной сети.
Таким образом, на территории округа формируется 6 укрупненных зон развития:
Нижегородская (с центром в г. Нижний Новгород), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.) и транспортно-логистическими функциями;
Камско-Вятская (с центром в г. Перми), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.) функциями;
Казанская (с центром в г. Казани), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др.), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями;
Уфимская (с центром в г. Уфе), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями;
Средневолжская (с центром в г. Самаре), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортная, авиационно-космическая, приборостроительная и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными и транспортно-логистическими функциями;
Оренбургская (с центром в г. Оренбурге), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (газохимия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями.
Основной задачей крупнейших агломераций является трансформация производственных и коммуникационных узлов в крупные центры федерального масштаба с сохранением и модернизацией производственного потенциала, развитием институционально-деловых, транспортно-логистических, коммуникационных, социально-экономических и других функций.
Результатами формирования зон опережающего развития станут:
значительное увеличение темпов роста экономики Приволжского федерального округа, повышение ее конкурентоспособности на инновационной основе, включая отраслевые и межотраслевые кластерные образования;
значительное улучшение благосостояния и качества жизни населения округа в результате максимально эффективного и комплексного использования ресурсов и потенциала всех регионов;
формирование взаимоувязанного комплекса транспортно-логистической, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур;
повышение эффективности промышленности и сельского хозяйства;
создание социальной инфраструктуры, соответствующей современным мировым стандартам.

IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур

1. Развитие транспортной инфраструктуры

Общая характеристика

Расположение Приволжского федерального округа на пересечении основных евроазиатских транспортных направлений с востока на запад и с севера на юг и высокий уровень его экономического развития определяют перспективы развития транспортной инфраструктуры.
По территории округа проходят основные автомобильные дороги общего пользования федерального значения, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским и Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.
В Приволжском федеральном округе расположены 20 аэропортов (в том числе 10 международных), 17 из которых входят в перечень национальной опорной аэродромной сети.
Внутренние водные пути проходят по 11 субъектам Российской Федерации, входящим в Приволжский федеральный округ.
По территории Приволжского федерального округа проходят железнодорожные линии, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским, Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.
Приволжский федеральный округ занимает второе место в России по плотности железных дорог.
По основным удельным показателям транспортной инфраструктуры округ находится в числе лидеров.

Основные проблемы

В функционировании транспортной инфраструктуры накопился ряд проблем, сдерживающих дальнейшее социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа.
Автодорожная сеть по своей густоте, пропускной способности, безопасности и техническому состоянию не отвечает современным требованиям.
Основные автомагистрали имеют широтную ориентацию. Отсутствуют современные автомагистрали, связывающие север и юг округа. Нормативное состояние не обеспечивается на более чем 3,5 тыс. километрах протяженности федеральных и почти 12 тыс. километрах региональных автомобильных дорог. Несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения. Уровень развития автодорожной сети не обеспечивает требуемой транспортной доступности. Около трети сельских населенных пунктов не имеют постоянной круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Инфраструктура воздушного транспорта во многом устарела, нуждается в развитии и комплексной модернизации.
Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие округа, усугубляет ситуации при возникновении природных и техногенных катастроф и чрезвычайных событий, в том числе из-за несвоевременного прибытия служб медицинских и чрезвычайных сил на место происшествия.
Слабо используется уникальная сеть внутренних водных путей Волжского бассейна, составляющих основу Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. Требуют реконструкции многие гидротехнические сооружения. Портовая сеть нуждается в комплексной модернизации, без которой невозможно ее включение в современные мультимодальные транспортно-логистические системы.