Действующий
Основными причинами неудовлетворительного санитарного состояния водных объектов являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений или их отсутствие.
В округе 504 из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией не имеют очистных сооружений или имеют их в аварийном состоянии, 857 промышленных предприятий сбрасывают в открытые водоемы неочищенные или недостаточно очищенные стоки.
Наряду с проблемами загрязнения основных рек округа особую озабоченность вызывает состояние бассейна реки Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.
На территории Пермского края серьезной экологической проблемой является загрязнение рек, связанное с самоизливом кислых вод в районах бывших шахт Кизеловского угольного бассейна. Из водопользования выведены 19 рек, которые представляют собой высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные ионами металлов.
Острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. Серьезной проблемой остается загрязнение атмосферы выхлопами автомобильной техники и выбросами промышленных предприятий.
На территории Приволжского федерального округа существует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.
Целью обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе является создание экологически безопасных и комфортных условий проживания человека.
обеспечение надежной эксплуатации гидротехнических сооружений и систем водоснабжения, строительство берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращение загрязнения водных объектов для улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;
внедрение современных технологий сбора, транспортировки, использования и захоронения отходов производства и потребления, в том числе технологий обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим следует предусмотреть строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов захоронения твердых бытовых отходов, центров по обезвреживанию медицинских отходов, а также провести рекультивацию несанкционированных свалок;
переход на экологически ориентированные технологии, снижение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в округе, создание и устойчивое функционирование природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.
Природоохранные мероприятия должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Должно быть предусмотрено:
расширение возможностей и полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
развитие экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса;
расширение деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;
экологическое воспитание и образование населения, являющиеся основой экологического благополучия страны.
Результатами развития обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе будут являться:
улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасной и комфортной среды проживания населения в городах, мест работы и отдыха, иной социальной активности, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;
сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия;
решение проблем переработки отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов;
обновление и коммерческое использование после окончания программы по уничтожению химического оружия технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, повышение уровня их экологической безопасности;
восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота из-за их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.
Территория Приволжского федерального округа богата водными ресурсами. Волжский бассейн, являясь крупнейшим в регионе источником энергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, одновременно является источником питьевого и технического водоснабжения и основной водной транспортной артерией страны.
Проблемы Волжского бассейна носят комплексный характер и затрагивают все категории водопользователей во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.
Практически по всему округу сократились объемы водопотребления и водоотведения. Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения населения составляет от 4,3 процента (Кировская область) до 39 процентов (Самарская область), при этом в некоторых субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за последние годы произошло снижение добычи подземных вод.
Река Волга фактически превратилась в приемник сточных вод. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства.
Водопроводные и канализационные сети городов имеют высокую степень износа. Объем воды, забираемой на нужды людей, постоянно увеличивается, но одновременно сокращается потребление воды населением. Это свидетельствует о возрастающих потерях при транспортировке воды в водопроводных сетях по причине их прогрессирующей изношенности, что приводит к потерям воды, прошедшей через очистные сооружения. В результате происходит ее вторичное загрязнение.
В регионе увеличился риск затоплений и подтоплений в результате подъема уровня грунтовых вод населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики при половодьях и паводках на берегах реки Волги и ее притоков.
Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Только по водохранилищам Волжско-Камского каскада в зоне опасных береговых обрушений находятся свыше 200 населенных пунктов. В зоне оползневых процессов находятся такие крупные города, как гг. Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград и др. Ситуация усугубляется бесконтрольной застройкой на регулярно затопляемых землях.
Характерной и острейшей для округа проблемой является непрекращающаяся переработка берегов волжских водохранилищ в результате волно-прибойной деятельности и неблагоприятного уровневого режима.
Разрушение берегов наносит ущерб земельному фонду, ведет к ухудшению качества воды, изменяет условия обитания населения, речной флоры и фауны.
В настоящее время практически не используется транспортный потенциал рек. В то же время река Волга фактически стала кладбищем для многих плавательных средств. Затонувшие лодки и корабли несут в себе потенциальную угрозу, поскольку в баках могло остаться топливо, другие опасные вещества и материалы, да и сами корпуса судов загрязняют водную среду. Кроме того, затонувшие суда представляют угрозу судоходству.
отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.
Решение данных проблем затрудняется тем, что каждый субъект Российской Федерации отвечает за свой участок долинной системы рек Волги, Урала и Камы, а в сферу отраслевой ответственности входят отдельные, изолированные друг от друга поддерживающие и восстановительные работы.