Действующий
расширение возможностей поиска работы за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
разработка долгосрочного прогноза баланса трудовых ресурсов для округа с целью последующей разработки долгосрочных планов подготовки и переподготовки специалистов.
Одно из направлений развития рынка труда - содействие развитию территориальной мобильности, регулируемой и направляемой в интересах округа. Развитие программ по содействию переселению из депрессивных городов и сельской местности в более благоприятные для проживания и производственной деятельности сельские районы округа, трудоустройству мигрантов, а также принятие комплекса мер по трудоустройству большого количества лиц, освободившихся из мест заключения, расположенных в северных районах Приволжского федерального округа, должны смягчить и урегулировать проблему обеспечения кадрами.
Требуется развитие системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки населения, а также содействие развитию и совершенствованию процессов внедрения современных кадровых технологий. Повышение уровня и качества жизни на территории Приволжского федерального округа является главной целью решения проблем кадрового обеспечения.
В результате развития рынка труда Приволжского федерального округа будет создана эффективная система подготовки и переподготовки кадров, способствующая сбалансированности рынка труда.
Высокий природно-ресурсный потенциал Приволжского федерального округа, развитые промышленность и сельское хозяйство создают значительную антропогенную нагрузку на природную среду, приводят к негативным факторам воздействия на состояние заболеваемости и демографические показатели населения. Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду также усиливает риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что требует принятия комплекса превентивных мер по защите населения и территорий.
Экологическая ситуация во многих промышленно развитых субъектах Российской Федерации не улучшается, несмотря на реализацию природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне.
Озабоченность вызывает состояние рек округа. За последние 2 года на водных объектах округа Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отмечается рост на 15 процентов количества случаев экстремально высокого загрязнения химическими веществами водных объектов.
Основными причинами неудовлетворительного санитарного состояния водных объектов являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений или их отсутствие.
В округе 504 из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией не имеют очистных сооружений или имеют их в аварийном состоянии, 857 промышленных предприятий сбрасывают в открытые водоемы неочищенные или недостаточно очищенные стоки.
Наряду с проблемами загрязнения основных рек округа особую озабоченность вызывает состояние бассейна реки Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.
На территории Пермского края серьезной экологической проблемой является загрязнение рек, связанное с самоизливом кислых вод в районах бывших шахт Кизеловского угольного бассейна. Из водопользования выведены 19 рек, которые представляют собой высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные ионами металлов.
Острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. Серьезной проблемой остается загрязнение атмосферы выхлопами автомобильной техники и выбросами промышленных предприятий.
На территории Приволжского федерального округа существует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.
Целью обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе является создание экологически безопасных и комфортных условий проживания человека.
обеспечение надежной эксплуатации гидротехнических сооружений и систем водоснабжения, строительство берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращение загрязнения водных объектов для улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;
внедрение современных технологий сбора, транспортировки, использования и захоронения отходов производства и потребления, в том числе технологий обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим следует предусмотреть строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов захоронения твердых бытовых отходов, центров по обезвреживанию медицинских отходов, а также провести рекультивацию несанкционированных свалок;
переход на экологически ориентированные технологии, снижение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в округе, создание и устойчивое функционирование природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.
Природоохранные мероприятия должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Должно быть предусмотрено:
расширение возможностей и полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
развитие экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса;
расширение деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;
экологическое воспитание и образование населения, являющиеся основой экологического благополучия страны.
Результатами развития обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе будут являться:
улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасной и комфортной среды проживания населения в городах, мест работы и отдыха, иной социальной активности, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;
сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия;
решение проблем переработки отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов;
обновление и коммерческое использование после окончания программы по уничтожению химического оружия технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, повышение уровня их экологической безопасности;
восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота из-за их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.
Территория Приволжского федерального округа богата водными ресурсами. Волжский бассейн, являясь крупнейшим в регионе источником энергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, одновременно является источником питьевого и технического водоснабжения и основной водной транспортной артерией страны.
Проблемы Волжского бассейна носят комплексный характер и затрагивают все категории водопользователей во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.
Практически по всему округу сократились объемы водопотребления и водоотведения. Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения населения составляет от 4,3 процента (Кировская область) до 39 процентов (Самарская область), при этом в некоторых субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за последние годы произошло снижение добычи подземных вод.
Река Волга фактически превратилась в приемник сточных вод. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства.
Водопроводные и канализационные сети городов имеют высокую степень износа. Объем воды, забираемой на нужды людей, постоянно увеличивается, но одновременно сокращается потребление воды населением. Это свидетельствует о возрастающих потерях при транспортировке воды в водопроводных сетях по причине их прогрессирующей изношенности, что приводит к потерям воды, прошедшей через очистные сооружения. В результате происходит ее вторичное загрязнение.