Действующий
В 2013 году на семейные формы воспитания переданы 1 916 детей, из них 179 детей усыновлены. При этом в целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки приемных семей, принявших на воспитание указанных детей, с 2014 года в городе Москве реализуется пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов.
В результате реализации пилотного проекта только в течение 2014 года предполагается передать в приемные семьи 100 детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых около 60% будут дети старше 10 лет или дети-инвалиды.
Несмотря на широкую сеть государственных учреждений, оказывающих услуги по уходу, социальному обслуживанию и организации досуга льготных категорий граждан, не удается удовлетворить спрос в данных услугах в полном объеме. Возрастает потребность в новых формах социального обслуживания, в том числе с использованием компьютерных информационных технологий. Не в полном объеме дифференцированы платные услуги в зависимости от нуждаемости получателей таких услуг (их дохода). В наименьшей степени удовлетворен спрос на услуги для инвалидов и семей с детьми. Эта проблема требует расширения спектра и форм оказания услуг, включая создание мобильных бригад, предоставляющих услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, службы персональных помощников, внедрения в практику инновационных форм реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми, создания групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в центрах социальной помощи семье и детям.
Лучшие практики привлечения внебюджетных средств для расширения ресурсной обеспеченности сети учреждений уже сформировались в городе Москве, но не получили в полной мере должного распространения. Развитие данного направления должно определить вектор модернизации системы социальной защиты населения.
По охвату социальными выплатами город Москва отличается высоким уровнем социальной защищенности населения. По оценкам Департамента треть жителей получает хотя бы один вид социальных выплат из регионального бюджета, которые формируют 3% доходов населения в целом или 9% доходов семей, получающих данные выплаты. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером.
В связи с включением в Государственную программу показателей развития отраслей с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2018 годах составляет 6 348 583 951,1 тыс. рублей (приложение 4 к Государственной программе).
2. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения. Планируемые результаты и показатели Государственной программы
Для оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать три макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают эффекты, генерируемые системой социальной поддержки населения, и направлены на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью, снижение социального неравенства.
Первый показатель - доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ключевой показатель эффективности (далее - КПЭ) 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством представления мер социальной поддержки, направленных на увеличение доходов граждан.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм, должны ориентироваться на необходимость и, в конечном счете, способствовать снижению уровня бедности населения в городе Москве на основе социальной поддержки граждан.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального законодательства и законодательства города Москвы, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи с детьми. Планируемые значения показателя к 2018 году снизятся с 10% в 2012 году до 9,5%.
Второй показатель - доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (КПЭ 1 уровня).
Главным звеном в системе интеграции инвалидов является работа по созданию в городе комфортной безбарьерной среды. Чтобы обеспечить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни в Государственной программе предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, медицинским организациям, организациям культуры и искусства, к другим объектам инфраструктуры, а также приспособления жилых помещений для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения.
Предлагаемый показатель ориентирован на оценку конечных результатов от мероприятий, нацеленных на решение данной задачи. Определяется как отношение числа городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, к общей численности общественных зданий.
- число общественных зданий в городе Москве, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, объектов;
Планируется повысить уровень доступности городских общественных зданий для инвалидов с 73% в 2012 году до 85% к 2018 году.
Третий показатель - средний доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии в месяц (показатель КПЭ 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Устанавливается нормативными правовыми актами города Москвы на очередной год. В расчет данного показателя включаются средний размер пенсии (данные Пенсионного фонда Российской Федерации), региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до установленного нормативным правовым актом Правительства Москвы городского социального стандарта, средний размер затрат на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта, средний размер стоимости санаторно-курортного лечения и проезда до санатория, оплата услуг местной телефонной связи, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Не учитываются доходы пенсионеров, имеющих льготный статус (группу инвалидности, особые заслуги и другое.).
Планируется достижение показателя по итогам реализации Государственной программы с 14 131 рубля (в 2011 году) до 20 606,6 рублей (в 2018 году).
С учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012-2014 годах", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Государственной программы является повышение уровня и качества жизни жителей города Москвы, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. На достижение цели направлены все подпрограммы.
Под уровнем жизни в Государственной программе понимается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт.
В целях повышения уровня жизни населения создана и совершенствуется система социальных выплат в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств бюджета города Москвы, а повышение качества жизни достигается посредством увеличения объема и повышения качества предоставляемых социальных услуг, в том числе услуг по социальной адаптации. В совокупности меры социальной защиты должны быть эффективными и результативными.
- повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы;
приложения 2-4 к Государственной программе).
4.1. Государственная программа реализуется в период с 2012 по 2018 годов и предусматривает три этапа. Данный подход к формированию Государственной программы отражен в программных мероприятиях и динамике значений целевых показателей (
Этап 1: 01.01.2012 - 31.12.2013 годы - этап оптимизации системы социальных выплат и подготовки к модернизационным преобразованиям в системе социальной поддержки и создания ресурсной, методологической, нормативно-правовой основы для модернизационных преобразований.
Обзор основных проблем и рисков социально-экономического развития и сложившейся системы социальной защиты населения города Москвы позволяет сформулировать следующие направления модернизационного развития:
- содействие активизации собственного ресурсного потенциала семей для преодоления сложных экономических и социальных обстоятельств.
В целях удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании на данном этапе планируется обеспечить дальнейшее развитие рынка социальных услуг, в том числе оказываемых за плату, за счет расширения доли поставщиков социальных услуг с привлечением негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию.