(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы"

В целях повышения комфортности условий проживания в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
Мэр Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП
по состоянию на 1 января 2015 года

Государственная программа
города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы

Паспорт
Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы

Наименование Государственной программы города МосквыГосударственная программа города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы
Цели Государственной программы города Москвы1. Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.2. Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.3. Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилых помещений в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
N п/п
Наименование конечного результата
Единицы измерения
2010 год Факт
2011 год Факт
2012 год Факт
2013 год Факт
2014 год Факт
2015 год Прогноз
2016 год Прогноз
2017 год Прогноз
2018 год Прогноз
1
Годовой объем ввода жилья в городе Москве (за счет всех источников)
млн.кв.м
2
2,2
3,05
3,14
3,33
3,1
3,12
3,14
3,16
2
Годовой объем ввода жилья в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы
млн.кв.м
0,53
0,57
0,53
0,68
0,37
0,6
0,6
0,6
0,6
3
Годовой объем капитального ремонта и модернизации жилищного фонда
млн.кв.м
3,2
7,7
8,9
4,7
4,7
4,7
4,7
4,7
4,7
4
Уровень обеспеченности населения жильём города Москвы
кв.м/чел.
18,7
18,8
19,3
19,4
19,6
19,7
19,8
20
211,1
5
Уровень обеспеченности населения жильём в Московском регионе
кв.м/чел.
22,3
22,5
23,3
23,5
23,8
24,1
24,4
24,7
25
Задачи Государственной программы города Москвы1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.3. Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда.4. Управление жилищным фондом в городе Москве и создание системы улучшения жилищных условий жителей.5. Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства
Координатор Государственной программы города МосквыЗаместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Ответственные исполнители подпрограммДепартамент градостроительной политики города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы
Соисполнители подпрограммДепартамент градостроительной политики города Москвы,Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Департамент финансов города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Государственная жилищная инспекция города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,Департамент экономической политики и развития города Москвы,префектура Восточного административного округа города Москвы,префектура Западного административного округа города Москвы,префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,префектура Северного административного округа города Москвы,префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,префектура Центрального административного округа города Москвы,префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,префектура Южного административного округа города Москвы,префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
Наименование
Источник финансирования
Расходы (тыс.руб.)
2010
2011
2012 год Факт
2013 год Факт
2014 год Факт
2015 год Прогноз
2016 год Прогноз
2017 год Прогноз
2018 год Прогноз
Итого
Государственная программа города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годыВсего
X
X
283 701 745,0
303 657 685,2
336 054 047,3
295 259 283,5
300 102 142,3
300 764 979,3
302 313 357,9
2 121 853 240,5
Бюджет города Москвы
0,00
0,00
109 132 039,8
116 846 204,6
117 808 827,2
101 600 769,0
104 851 949,7
103 595 142,4
103 595 142,4
757 430 075,1
Средства федерального бюджета
X
X
4 676 278,2
16 387 824,0
15 507 248,8
16 376 565,2
16 306 208,9
16 305 863,7
16 305 863,7
101 865 852,5
Средства юридических и физических лиц
X
X
169 893 427,0
170 423 656,6
202 737 971,3
177 281 949,3
178 943 983,7
180 863 973,2
182 412 351,8
1 262 557 312,9
Этапы и сроки реализации Государственной программы города МосквыЭтап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2018

1. Характеристика текущего состояния жилищной сферы и ее основные проблемы

1.1. Жилищное строительство

До 1 июля 2012 г. Москва занимала площадь более 108,1 тыс.га, из которых доля территорий жилых зон составляла 23%. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстата) на 1 января 2014 г. в Москве проживало 12 108 257 человек.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 года утверждено изменение границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью. В результате присоединения к территории Москвы двух городских округов (Троицк и Щербинка) и 19 городских и сельских поселений, которые вошли в состав Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, ее площадь увеличилась более чем в 2 раза и составила 255 тыс.га.
Объем строительства жилья в Москве за счет всех источников финансирования за период с 2000 по 2012 годы составил 42 млн.кв.м жилья, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 13 млн.кв.м.
По данным МосгорБТИ на 1 января 2014 г. в городе насчитывалось 40 061 жилых строений с общей площадью жилых помещений 220 219,7 тыс. кв. м. В собственности города находится 32,5 млн.кв.м - около 15% всего жилищного фонда в городе.
Строительство многоквартирных жилых домов за счет средств инвесторов в последнее десятилетие является наиболее крупным сегментом жилищного строительства в Москве.
На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных и жилых домов, подлежащих реновации, в рамках городских жилищных программ, а также на создание условий для строительства жилья за счет средств инвесторов.
На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т.ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты).
В числе выполняемых городских жилищных программ - программа ликвидации подлежащего сносу 5-этажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения. В Центральном, Южном и Зеленоградском административных округах города Москвы программа сноса жилищного фонда завершена.
За истекшее десятилетие накопились нарушения градостроительных пропорций, связанные с чрезмерной урбанизацией. Объемы жилищного строительства не балансировались с транспортным, инженерным и социальным строительством. Застройка на значительной части территории города Москвы переуплотнена. Плотность населения города Москвы превысила 10 тыс.человек на кв.км. В сфере реализации Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы (далее - также Государственная программа) в части жилищного строительства, его объемов и назначения требуются концептуально новые подходы и решения.

1.2. Жилищный фонд

Жилищный фонд города Москвы имеет неоднородную структуру. Распределение жилых строений по периоду постройки по данным ГУП МосгорБТИ на 1 января 2014 г. представлено в таблице 1.
Таблица 1
N п/п
Периоды постройки
Строений
%
Площадь в тыс.кв.м
Общая
%
Жилая
%
До 1917 года
2 089
5,2
3 075,8
1,4
1 921,9
1,4
После 1917 года
37 972
94,8
217 144,0
98,6
133 159,2
98,6
Из них построено:
1
1918-1928 годы
1 021
2,5
1 324,2
0,6
854,3
0,6
2
1929-1940 годы
2 070
5,2
3 836,0
1,7
2 514,0
1,9
3
1941-1945 годы
241
0,6
437,8
0,2
281,2
0,2
4
1946-1955 годы
2 750
6,9
5 508,8
2,5
3 378,6
2,5
5
1956-1965 годы
11 550
28,8
36 765,2
16,7
23 894,0
17,7
6
1966-1975 годы
7 580
18,9
50 517,2
22,9
32 695,1
24,2
7
1976-1985 годы
3 718
9,3
37 177,3
16,9
22 619,2
16,7
8
1986-1995 годы
2 261
5,6
24 712,8
11,2
14 481,9
10,7
9
1996-2005 годы
4 384
10,9
34 496,2
15,7
19 837,6
14,7
10
2006-2012 годы
2 247
5,6
20 746,9
9,4
11 744,4
8,7
11
2013 год
150
0,4
1 621,6
0,7
888,8
0,7
Всего
40 061
100,0
220 219,7
100,0
135 081,0
100,0
Состояние жилищного фонда различается в зависимости от периода застройки, материала основных конструкций, примененных типовых серий домов при массовой застройке районов после 1961 года. Практически все кирпичные и большая часть крупнопанельных и блочных домов, построенных до 1981 года, имеют износ более 31%, т.е. подлежат капитальному ремонту. По этажности жилые строения распределены следующим образом (таблица 2):
Таблица 2
Этажность
Строений
Процент
Площадь в тыс.кв.м
Количество жилых помещений
Количество лифтов
Общая
Жилая
1-4
10 700
26,7
5 211,4
3 148,3
67 188
511
5
9 176
22,9
30 035,6
19 508,1
607 951
2 118
6-9
7 455
18, 6
52 021,8
33 853,7
985 876
31 793
10-15
6 920
17,3
55 653,2
33 576,8
1 043 263
37 689
16-22
5 229
13,1
65 232,6
38056,3
1 096 483
32 556
23 и выше
581
1,5
12 065,2
6 937,8
155 390
4 145
Всего
40 061
100,0
220 219,7
135 081,0
3 956 151
108 812
На структуру жилищного фонда, кроме нового строительства и сноса ветхого жилья, влияют дополнительные факторы. Так, около 2 млн.кв.м жилья в Москве за последние 15 лет было перепрофилировано под другое назначение. Кроме того, для качественного анализа структуры фонда необходимо интенсифицировать процесс паспортизации многоквартирных домов.
В конце 90-х годов группой специалистов под руководством Москомархитектуры был проведен анализ данных о состоянии примерно 10 тысяч пятиэтажных домов общей площадью 25,3 млн.кв.м первого периода индустриального домостроения. Наибольшей степени морального и физического износа достигли дома отдельных серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1 МГ-300. По результатам анализа было принято постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года", предусматривающее снос 1722 панельных пятиэтажных домов указанных серий в объеме около 6,3 млн.кв.м. По итогам 2014 года осуществлен снос 1503 домов площадью 5551,4 тыс.кв.м, что составляет 88,1% от запланированного объема. Остаточный снос составляет 219 домов площадью 788,2 тыс.кв.м.
Неудовлетворительное техническое состояние (износ более 41%) имеет 47,8% многоквартирных и жилых домов в городе (таблица 3). Эта часть жилищного фонда требует принятия программных мер по обновлению (капитальному ремонту, модернизации), реконструкции или реновации.
Таблица 3
Износ (техническое состояние) в процентах
Строений
%
Площадь в тыс.кв.м
Общая
%
Жилая
%
0-20% (хорошее)
8 371
20,9
71 894,7
32,6
41 306,0
30,6
21-40% (удовлетворительное)
12 536
31,3
93 901,7
42,6
58 585,6
43,4
41-60% (неудовлетворительное)
14 787
36,9
50 748,7
23,0
32 783,6
24,3
61% и более (ветхое)
4 367
10,9
3 674,6
1,7
2 405,9
1,8
Всего
40 061
100,0
220 219,7
100,0
135 081,0
100,0

1.3. Капитальный ремонт и эксплуатация жилищного фонда

Общее количество многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации, по данным ГУП МосгорБТИ на 1 января 2014 г. оценивается в объеме 19,15 тыс. строений (54,42 млн. кв. м, что составляет почти половину жилых строений города. Дальнейшая эксплуатация этих домов связана с проживанием в некомфортных условиях и приводит к избыточному потреблению энергетических ресурсов, что дает дополнительные нагрузки на генерирующие и передающие мощности коммунальных предприятий. Это приводит к увеличению расходов на аварийно-восстановительные работы, которые выше расходов на планово-предупредительные ремонты, а также к росту стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 52 "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы" утверждена программа капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках которой за 7 лет (с 2008 по 2014 годы) надлежало комплексно отремонтировать 13,8 тыс. строений общей площадью 117,5 млн.кв.м. За 3 года реализации программы нужные темпы ежегодного ремонта не были обеспечены вследствие объективных причин, связанных с финансовым кризисом. В целях софинансирования расходов товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций Департаментом капитального ремонта города Москвы в пределах объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до 2015 года предоставлялись субсидии на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляется по решению Правительства Москвы на основании заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы, порядок деятельности которой определен постановлением Правительства Москвы от 18 июня 2012 г. N 274-ПП "Об организации работы Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы. По состоянию на конец 2014 года отремонтировано многоквартирных домов общей площадью 18,3 млн.кв.м.
С 2015 года в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 2, статьи 167 и 168), частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" Правительством Москвы в целях определения порядка организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, приняты следующие правовые акты: постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" (далее - региональная программа), постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году", постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы". В рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Региональная программа сформирована на 30 лет и не включает многоквартирные дома:
- в которых имеется менее чем три квартиры;
- в отношении которых на дату вступления в силу настоящего постановления определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов.
Региональная программа разработана на основании данных о годах ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, их технических характеристиках и оценке состояния многоквартирных домов, а также сведений о проведенных капитальных ремонтах инженерных систем и конструктивных элементов таких многоквартирных домов, содержащихся в автоматизированных информационных системах города Москвы, автоматизированных информационных системах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, а также на основании данных технических паспортов на здания. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определена с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации на основании следующих критериев:
- продолжительность эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирного дома;
- оценка технического состояния инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирного дома.
В целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики в сфере капитального ремонта жилищного фонда, обеспечивает разработку и утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Москвы. Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год, предшествующего очередному году реализации региональной программы. Для обеспечения комплексного подхода к развитию застроенных территорий, а также единой градостроительной политике города необходимо координировать планы Комплекса городского хозяйства Москвы и Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Одновременно с этим одним из способов возмещения расходов на восстановление поврежденного жилья может стать страхование жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В городе в течение 15 лет развивается комплексная система страхования в жилищной сфере: к 2013 году на городских условиях ежегодно заключается более 2 млн. договоров страхования квартир и объектов общего имущества. Этот способ возмещения расходов собственника для восстановления поврежденного жилого помещения подтвердил свою эффективность и обладает потенциалом дальнейшего развития.

2. Прогноз развития жилищной сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы

Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищном строительстве, капитальном ремонте, сфере создания комфортных условий проживания для всех жителей города определяют новую стратегию развития в жилищной сфере города Москвы, основанную на следующих приоритетах:
1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки. Строительство за счет средств бюджета города Москвы и за счет внебюджетных источников в городе Москве, а также завершение строительства объектов жилищной сферы по ранее заключенным инвестиционным контрактам. Реновация существующей жилой застройки за счет средств бюджета города Москвы и средств инвесторов:
- завершение сноса жилых домов "сносимых" серий первого периода индустриального домостроения;