(Утративший силу) Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1. Наличие для граждан возможности улучшения жилищных условий является важным показателем повышения благосостояния населения Челябинской области, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства, поэтому решение жилищной проблемы является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Челябинской области.
С 2004 года начался новый этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее именуется - ОАО "АИЖК"), Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее именуется - Фонд "РЖС"), Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - Фонд ЖКХ).
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
Основными задачами государственной политики в жилищной сфере являются создание необходимых условий для эффективной реализации гражданами возможностей по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно. Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы (далее именуется - государственная программа) продолжает реализацию задач, осуществленных в рамках областных целевых программ "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (далее именуется - областная целевая программа), и "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 02.08.2011 г. N 267-П "Об областной целевой программе "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (далее именуется - областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы").
2. Реализация государственной программы предусматривает формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Государственная программа разработана в соответствии с задачами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее именуется - Указ), отражает стратегические цели, принципы и механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового строительства жилья для всех категорий граждан.
В рамках реализации государственной программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья эконом-класса с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья эконом-класса на жилищном рынке, что будет способствовать увеличению объемов ввода жилья эконом-класса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
3. За период с 2011 года по первое полугодие 2013 года в результате реализации мероприятий областной целевой программы:
1) продолжалась работа по усовершенствованию законодательства Челябинской области, направленная на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;
2) осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению коммунальных услуг населению;
3) повысилась эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, что, в первую очередь, связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.
4. Объем жилищного фонда в Челябинской области по состоянию на 1 января 2013 года доставляет 82714,1 тыс. кв. метров, в том числе:
67475,2 тыс. кв. метров - в городах и поселках городского типа;
15238,9 тыс. кв. метров - в сельской местности.
Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 1586,6 тысячи. Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2012 году 92,5 процента жилищного фонда Челябинской области. Жилищная обеспеченность составляет 455 единиц на 1000 человек. В то же время средняя обеспеченность населения жилой площадью пока составляет 23,8 кв. метра на человека.
В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации, по обеспечению к 2020 году темпа строительства не менее одного квадратного метра жилья в год на каждого гражданина Российской Федерации в расчете для Челябинской области ввод жилья к 2020 году должен составить не менее 3,787 млн. кв. метров.
В период реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области за 2005 - 2012 годы и первое полугодие 2013 года в Челябинской области введено в эксплуатацию более 11441 тыс. кв. метров жилья, что составляет 13,8 процента от всего имеющегося на сегодняшний день жилищного фонда Челябинской области.
При этом строительство жилья в рамках областной целевой программы позволило в период 2011 года - первого полугодия 2013 года улучшить жилищные условия более чем 4650 семьям, снести более 239 тыс. кв. метров жилья, признанного непригодным для проживания.
Актуальным, перспективным и активно развивающимся направлением в развитии рынка жилья является малоэтажное строительство. На период реализации государственной программы малоэтажное и индивидуальное строительство останется одним из приоритетных направлений, однако, как и многоквартирное строительство, в 2013 году оно терпит снижение вводимых в эксплуатацию объемов жилья: площадь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов за 6 месяцев 2013 года составила 176,3 тыс. кв. метров, или 38,9 процента от общего объема введенного в эксплуатацию жилья в январе - июне 2013 года (84,6 процента по отношению к объему индивидуального жилья, введенного за аналогичный период 2012 года).
Для обеспечения содействия развитию жилищного и иного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инфраструктуры на основании Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" создан Фонд "РЖС".
За время работы Фонда "РЖС" общая площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в Челябинской области, составила 1,9 тыс. гектаров.
Достижение указанных показателей свидетельствует о том, что в Фонде "РЖС" создан устойчивый механизм:
вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
предоставления земельных участков Фонда "РЖС" на аукционах для целей жилищного строительства, в том числе комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также для строительства объектов по производству строительных материалов, изделий, конструкций и иного развития территории;
мониторинга освоения земельных участков Фонда "РЖС", представленных на аукционах, и контроля выполнения условий договоров аренды победителями аукционов, проводимых Фондом "РЖС";
содействия в подключении объектов капитального строительства, возводимых на земельных участках Фонда "РЖС", к инженерной инфраструктуре;
содействия развитию промышленности строительных материалов и технологий, а также моно- и многоотраслевых кластеров;
содействия разработке проектной документации малоэтажных жилых домов и документации по планировке территории.
Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в Челябинской области сыграло ОАО "АИЖК". Благодаря его деятельности средние и мелкие региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
Динамика процентных ставок в Челябинской области определялась в основном внешними факторами. По итогам 2008 года средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам, выданным в рублях, составляла 12,9 процента. В 2009 году под действием мирового финансового кризиса она резко выросла и составила 14,3 процента. В 2010 - 2011 годах рынок активно восстанавливался - по итогам 2012 года ставка по выданным ипотечным кредитам опустилась до уровня 12,4 процента, а объем выдаваемых ипотечных кредитов превысил докризисный уровень и составил 27,55 млрд. рублей.
Значительные объемы средств областного бюджета направлены на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных федеральным законодательством, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
В настоящее время основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем из средств федерального бюджета является подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы, реализуемая в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В течение 2006 - 2013 годов в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, средств региональных и местных бюджетов, улучшили жилищные условия 6396 молодых семей. Соответствующая подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", входящая в состав настоящей государственной программы, предусматривает обеспечение жильем еще 1780 молодых семей. Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, составляет 4002 семьи (по состоянию на 1 января 2013 года), интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Если на 1 января 2011 года органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме 8572 семьи, то на 1 января 2013 года - 9710 семей. Таким образом, существующие механизмы реализации подпрограммы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Важной проблемой является предоставление жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма. Обязательства по предоставлению жилья социального использования по состоянию на конец 2012 года имеются перед 57 тыс. семей. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по строительству и приобретению жилья для предоставления по договорам социального найма.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее именуется - Закон о Фонде ЖКХ) позволило в регионе обеспечить масштабное переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программы Фонда ЖКХ являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим переселение граждан из аварийного жилья.
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Промышленность строительных материалов и строительная индустрия Челябинской области по объему годового производства занимают шестое место среди отраслей промышленности Челябинской области.
В результате реализации мероприятий государственной программы предполагается:
увеличение мощностей и объемов производства по основным видам строительных материалов, изделий и конструкций:
1) цемента - до 5900 тыс. тонн;
2) мелкоштучных стеновых материалов - до 920 млн. штук условного кирпича;
3) сборных железобетонных конструкций - до 2040 тыс. куб. метров;
4) конструкций крупнопанельного и крупноблочного домостроения - до 750 тыс. кв. метров общей площади;
5) щебня и гравия - до 17500 тыс. куб. метров.
Предприятиями промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличен выпуск основных видов строительных материалов: цемента - на 9,6 процента (произведено в 2012 году - 2704,2 тыс. тонн), конструкций крупнопанельного и крупноблочного домостроения - на 32,5 процента (617,7 тыс. кв. метров общей площади жилья), сборных железобетонных конструкций и изделий - на 13,3 процента (1235,3 тыс. куб. метров), мелкоштучных стеновых материалов - на 23,3 процента (438,6 млн. штук условного кирпича), нерудных строительных материалов - на 24,5 процента (20367,8 тыс. куб. метров), в том числе щебня и гравия - на 25,2 процента (16946,1 тыс. куб. метров).
За первое полугодие 2013 года предприятиями Челябинской области выпущено 1302,3 тыс. тонн цемента относительно 1266,7 тыс. тонн в 2012 году. Прирост составил 2,8 процента. В пределах 600 - 700 тыс. тонн цемента в год в Челябинской области производится на основе сырья, представляющего собой техногенные отходы металлургических предприятий.
Мощности по производству цемента с использованием таких отходов увеличатся еще на 600 тыс. тонн с сентября 2013 года после ввода первой очереди цементного завода обществом с ограниченной ответственностью "Мечел-материалы".