(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2008 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Комплексная оценка антропогенных и природных факторов выполнена с точки зрения определения возможностей развития существующих населенных пунктов, размещения новых мест приложения труда, объектов социальной инфраструктуры, рекреации, особо охраняемых природных объектов, объектов энергоснабжения, автодорог общего пользования между населенными пунктами и т. д.
Челябинская область обладает мощным промышленным потенциалом, значительным фондом сельскохозяйственных земель, обширными территориями, пригодными для рекреации. Напряженная эколого-градостроительная ситуация в области складывается следующими причинами:
- концентрация крупных промышленных предприятий высокого класса санитарной вредности (металлургия, электроэнергетика и т. д.) с крайне неблагоприятным воздействием на окружающую среду (города Челябинск, Магнитогорск, Карабаш, Златоуст, Кыштым и др.);
- длительная эксплуатация залежей полезных ископаемых без учета экологических последствий (Челябинский буроугольный бассейн, карьеры, шахты и отвалы в районах г. г. Верхний Уфалей, Карабаш, Сатка, Бакал и др.);
- наличие больших территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ВУРС).
Комплексный анализ территории области, проведенный для целей жилищно-гражданского строительства, сельского хозяйства, рекреации и т. д., позволяет выделить несколько ареалов с точки зрения дальнейшего освоения и развития:
- западный, горнозаводской район, наиболее экологически чистый (за исключением территорий вблизи городов Сатка, Бакал, Златоуст, Верхний Уфалей, Карабаш) с большим природно-рекреационным потенциалом - для развития преимущественно туристко-рекреационной системы;
- северная часть области, подвергшаяся радиоактивному загрязнению, которая требует восстановления и развития в допустимых пределах природно-экологического комплекса;
- центральная часть, расположенная в районе областного центра и транссибирской магистрали, наиболее освоенная часть области и наиболее испытывающая сильное антропогенное воздействие, которая требует внедрения природоохранных технологий, организации систем очистки, переработки и захоронения отходов промышленности - район размещения преимущественно высокотехнологичных, экологически чистых производств;
- южный район, экологически чистый (за исключением территорий вблизи города Магнитогорска) с рекреационными ресурсами, особенно в северной лесостепной части - для развития продовольственной базы, развития системы расселения, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, с мероприятиями по обеспечению водными и энергетическими ресурсами района.

3. Охрана окружающей среды планируемой территории

Архитектурно-планировочная организация территории области строится на усилении и преобразовании существующих и выявлении новых структурообразующих составляющих урбанизированного и природно-экологического каркасов:
Основа урбанизированного каркаса:
- транспортно-планировочные оси области (две широтного и две меридионального направлений) и зоны их влияния:
- основная широтная ось - геополитический "транспортный коридор" - Москва - Челябинск - Владивосток;
- вторая широтная ось - международный транспортный коридор Европа - Россия - Казахстан - Китай (Сызрань - Самара - Кинель - Дема - Магнитогорск - Карталы - Тобол);
- меридиональная ось - трансуральский коридор, соединяющий Свердловскую и Оренбургскую области с ответвлением на Казахстан в районе г. Троицка (Челябинск - Троицк - Астана);
- вторая меридиональная ось - трансуральский коридор Екатеринбург - Кыштым - Карабаш - Миасс - Чебаркуль - Верхнеуральск (с ответвлением на Учалы) - Магнитогорск.
Вторые широтная и меридиональные оси проходят через малоосвоенные районы, обладающих неплохими природными ресурсами (особенно Чебаркульский, Уйский и Верхнеуральский районы) и громадным историко-культурным наследием "Страна городов" (Кизильский, Брединский, Карталинский, Варненский, Чесменский районы), и придают импульс их развитию.
- планировочные узлы на пересечении транспортно-планировочных осей:
* главный планировочный узел - г. Челябинск.
Развитие г. Челябинска предусматривает формирование в пределах Большого обходного кольца города пригородной зоны , в составе которой:
- новые градообразования - города-спутники Челябинска, два из которых с многоэтажной застройкой - "Солнечная долина" и "куст" Саргазы - Малая Сосновка - Таловка с населением до 120 тыс. каждый, при этом активная застройка не должна создавать эффект "тромба" на дыхательных путях г. Челябинска. С этой целью особое значение придается сохранению крупных элементов природного ландшафта в качестве парков, скверов, бульваров, служащих основным стержнем застройки, вокруг которых застройка и формируется;
- получающая большое развитие складывающаяся система жилых образований на базе существующих населенных пунктов, находящихся в радиусе до 10-12 км от города;
- логистические комплексы- один из наиболее молодых сегментов рынка коммерческой недвижимости;
- агро-туристический комплекс - молодое направление в нашей стране по созданию новых форм отдыха (дома для отдыхающих, придомовые участки для посадки и сбора овощей, ягод, участки для содержания животных, рыбно-прудовое хозяйство, гольф-поля, спортивно-оздоровительные, культурно-развлекательные комплексы и т. д.).
- зеленая зона на базе памятников природы Каштакского и Ужовского боров, существующих природных лесов и открытых пространств;
- формирование лесопаркового пояса внешней зоны обходного кольца, которые образуют зеленые экологические коридоры, объединяющие как существующие (Харлушевский биологический заказник, леса), так и вновь создаваемые озелененные комплексы.
* основные планировочные узлы:
- узел Миасс - Чебаркуль получает не столько промышленное, сколько торговое и рекреационное развитие и становится форпостом агломерационных связей Челябинска в западном направлении;
- г. Троицк: создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа и интермодального логистического центра на границе России и Казахстана, который обеспечит важное транспортное сообщение и откроет широкие возможности для выгодного сотрудничества между Европой и Азией;
- г. Магнитогорск: центр Магнитогорской агломерации, район развития межрегиональной туристско-рекреационной зоны "Урал" (горнолыжные центры "Металлург-Магнитогорск" и "Абзаково").
В функциональном отношении главные транспортно-планировочные оси и зоны их влияния - зоны активного градостроительного развития, составляющие основу урбанизированного каркаса территории области.

3.1. Проектные решения

Высокий промышленный потенциал области, большой удельный вес городского населения, наличие миллионного города, а также крупных и больших городов, неблагоприятная санитарно-гигиеническая обстановка, сложившаяся в них, с одной стороны, и ограниченность свободных территорий, сохранивших естественную рекреационную ценность, с другой стороны, обуславливает рассматривать территорию области, в первую очередь, для удовлетворения нужд местного населения в отдыхе.
Развитие рекреации как весьма перспективной сферы хозяйственной деятельности на территориях с благоприятными для организации отдыха и туризма условиями будет способствовать увеличению доходности территории за счет получения прибыли от производственно-коммерческой деятельности рекреационных предприятий и учреждений, будет сопровождаться расширением местного производства и увеличением занятости местного населения.
Вместе с тем, область, обладая громадным историко-культурным наследием и высоким рекреационным потенциалом, в том числе разнообразными объектами для развития туризма, способна сформировать разнообразные туристические продукты, востребованные как на внутреннем, так и на международном рынке туризма и отдыха.
Проектом предусматривается расширение сети зон горнолыжного спорта: строительство горно-лыжного комплекса "Завьялиха", Олимпийского центра среднегорной подготовки "Уреньга", "Две долины" под Ашой, центра активного отдыха "Евразия" на горе Копанец под Кусой.
В планах области предполагается создание на конкурсной основе туритско-рекреационных особых экономических зон регионального значения. Таким образом, формируется пространственная структура территории области на основе органичного взаимосочетания урбанизировнного и природно-экологического каркасов.
Проектом предлагается стабилизация современной системы расселения с территориальным развитием населенных пунктов (строительство жилья, объектов культурно-бытового обслуживания, инженерно-транспортного обеспечения). Основу системы расселения составляют населенные пункты-административные центры поселений, которые выполняют функции не только административных центров, но и центров социального обслуживания населения, экономических центров, имеют более благоприятные транспортные условия.
При этом, на проектный срок область будет иметь две агломерации (Челябинскую - на базе крупнейшего города-миллионника Челябинска, Магнитогорскую - на базе крупного города области Магнитогорска), два больших города - Миасс и Златоуст, сеть городских и сельских поселений с преобладанием городов в северной и западной части области и сельских поселений на юге.
Имеются предпосылки к увеличению количества городов в пригородной зоне г. Челябинска (Челябинская агломерация), т.к. ко времени разработки "Схемы" выполнена концепция на создание города-спутника Челябинска - город "Солнечная долина" (РЕНОВА), разработаны генеральные планы развития территорий населённых пунктов Саргазы и Малая Сосновка, намечается разработка генплана д. Таловка, в которых планируется преимущественно городское многоэтажное строительство с высоко развитой социальной и инженерной инфраструктурой, ориентированные на удовлетворение запросов жителей г. Челябинска в связи с растущим интересом и престижем загородного проживания.
Проектом предусматривается дальнейшее развитие и совершенствование структуры расселения с точки зрения рационально-пространственной организации городских и сельских населенных пунктов, мест массового отдыха, сельского хозяйства, инженерно-транспортных коммуникаций, улучшения и сохранения окружающей среды.

3.2. Охрана атмосферного воздуха

Основные мероприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию предусматриваются в Генеральных планах городов области (утвержденных и разрабатываемых).
- сохранение и упорядочение сложившихся производственных районов и зон с незначительным их территориальным развитием для размещения новых производств, при необходимости; повышение эффективности использования существующего экономического потенциала планируется за счет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
- разработка и организация санитарно-защитных зон предприятий;
- реконструкция объектов топливно-энергетического комплекса;
- разработка проектов предельно-допустимых выбросов городов и промузлов области с учетом влияния автотранспорта, которые позволят оценить совместное влияние на воздушный бассейн предприятий города и разработать комплекс мер по снижению негативного воздействия вредных выбросов на атмосферный воздух;
- разработка комплекса мероприятий по снижению загрязнения от автотранспорта: повышение технического уровня наиболее перегруженных участков со строительством обходов населённых пунктов на сети территориальных дорог, обеспечивающих связи соседних регионов по кратчайшему направлению, а также группы районов с областным центром; завершение строительства Челябинской кольцевой автомобильной дороги, что позволит объединить восемь транспортных направлений автомобильных дорог федерального и территориального значения, входящих в город, и разгрузить областной центр от транзитного автотранспорта.