Действующий
Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.
Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков и важнейшим инструментом познания другими народами гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки.
Российская Федерация заинтересована в создании эффективной системы привлечения внимания зарубежной общественности к русскому языку, в развитии условий для его изучения. Расширение географии и сфер применения русского языка в мире будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и в конечном счете защите геополитических интересов России.
Значимость задач и стратегический характер работы по укреплению позиций русского языка обуславливают актуальность и необходимость федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа).
С начала XXI века Россия активно осуществляет поддержку русского языка, в том числе в рамках реализации трех федеральных целевых программ "Русский язык".
Вместе с тем полученные социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям.
С конца ХХ века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, в том числе в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, уменьшение числа русских школ за рубежом, их недостаточная оснащенность и поддержка, сокращение в государствах - участниках Содружества Независимых Государств количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма.
Существуют и такие проблемы, как недостаточный уровень координации организаций, ресурсов, программ, слабое использование возможностей информационных, электронных, игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке на фоне глобального доминирования иноязычных зарубежных программ в сфере открытого образования (доступного, бесплатного образования, предоставляемого в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет").
Требует внимания ряд проблем современного состояния русского языка, в том числе снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку.
Программа направлена на комплексное решение имеющихся проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.
Программа призвана обеспечить реализацию системных мер на основе координации и кооперации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка.
Сохраняя преемственность с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, Программа имеет ряд отличительных характеристик и новшеств.
формирование приоритетов и открытие новых векторов укрепления и распространения русского языка, отвечающих требованиям времени;
расширение существующих направлений развития и поддержки русского языка, в том числе формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина", обеспечивающей продвижение русского языка и открытого образования на русском языке;
использование потенциала международного сотрудничества для продвижения позиций русского языка в образовательных системах других стран, расширение мер поддержки и стимулирования инициатив соотечественников;
совершенствование механизмов поддержки, защиты и развития русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;
создание новых условий для изучения русского языка и получения образования на русском языке, в том числе в формате открытого образования;
проведение масштабных мероприятий просветительского и образовательного характера в Российской Федерации и за рубежом.
Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать ресурсы, обеспечить эффективную реализацию комплекса взаимосвязанных ресурсами и сроками мероприятий, а также мультипликативность результатов.
Выбор варианта решения проблемы осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Возможно 2 варианта решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка.
Первый (оптимистический) вариант основывается на решении поставленных задач с учетом опыта реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы. Он предполагает всестороннее развитие применения, распространения и продвижения русского языка, позволяет рационально подойти к процессу ресурсного обеспечения Программы и в конечном итоге в большем объеме реализовать положения Программы.
Второй (базовый) вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, без учета новых направлений. Поэтому объем финансирования по этому сценарию предполагает 75 процентов объема финансирования оптимистического варианта. Этому методу свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов.
Осуществление комплекса программных мероприятий сопряжено с финансовыми, экономическими, геополитическими и административными рисками, поэтому Программой предусмотрены меры по предотвращению указанных рисков и минимизации возможных последствий.
Финансовые риски с умеренным уровнем вероятности реализации связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов в области русского языка и образования. Также к финансовым рискам следует отнести диспропорции в финансово-экономических возможностях субъектов Российской Федерации и невыполнение ими в полном объеме принятых финансовых обязательств. Кроме того, финансовыми рисками являются риски, связанные с возможным снижением объемов софинансирования из внебюджетных источников, обусловленные нестабильностью финансового состояния хозяйствующих субъектов, участников проектов, реализуемых в рамках Программы.
ежегодное уточнение и оптимизация объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы;
Макроэкономические риски обусловлены вероятностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, что может привести к недостаточному ресурсному обеспечению запланированных мероприятий. Предполагается средний уровень вероятности реализации указанных рисков.
Экономическими рисками с приемлемым уровнем вероятности реализации могут являться повышение стоимости услуг, обусловленное усилением инфляции, возможные конфликты интересов партнерских структур, коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств).
Геополитические риски с неопределяемым уровнем вероятности реализации связаны преимущественно с изменениями международной ситуации. Усиление восточного вектора политики Российской Федерации расширяет возможности укрепления и продвижения позиций русского языка в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время возрастает риск ослабления позиций русского языка в ряде европейских стран за счет развития антироссийских настроений и недружественных мер. Мерой минимизации указанных рисков является оптимальное распределение программных мероприятий по конкретным странам их реализации с учетом текущей ситуации в русле геостратегических интересов России.
Административными рисками являются недостаточность координации и взаимодействия заинтересованных сторон, отсутствие оперативности, гибкости и адаптивности к изменениям внешних условий. Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Программы, продуктивное взаимодействие участников реализации Программы, адекватное распределение полномочий. Предполагается невысокий уровень вероятности реализации указанных рисков.
Для обеспечения системного характера управления рисками и минимизации возможных отрицательных последствий предусмотрены привлечение к разработке Программы представителей научного и экспертного сообщества, широкое обсуждение предлагаемых мероприятий, обеспечение мониторинга и информационной прозрачности реализации Программы, что позволит своевременно выявлять возможные сбои, проводить оперативную корректировку конкретных механизмов и обеспечить достижение цели Программы.
II. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.