(Действующий) Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. N 481 "О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Федеральная целевая программа
"Русский язык" на 2016-2020 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 мая 2015 г. N 481)

Паспорт
федеральной целевой программы "Русский язык"
на 2016-2020 годы

Наименование Программы
-
федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016-2020 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. N 2647-р
Государственные заказчики Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации;Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Государственный заказчик - координатор Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Цель и задачи Программы
-
целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.Задачами Программы являются: совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;обеспечение эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного;совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку;совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах
Важнейшие целевые показатели (индикаторы) Программы
-
целевыми показателями (индикаторами) Программы являются:количество доработанных и изданных грамматик, словарей, справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка;количество ресурсов научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации";доля субъектов Российской Федерации, организующих анализ результатов итогового сочинения в выпускных классах, а также выработку мер по повышению качества обучения по русскому языку совместно с общественными профессиональными организациями, в общем количестве субъектов Российской Федерации;численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации;количество русских школ (классов) за рубежом, которым оказана организационно-методическая поддержка;количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;численность преподавателей русского языка государств - участников Содружества Независимых Государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку;численность граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, прошедших тестирование на знание русского языка;общее количество учебников, учебных пособий, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и русские школы (классы) государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых ведется обучение на русском языке или изучается русский язык;численность иностранных студентов, в том числе из числа соотечественников, обучающихся в российских образовательных организациях;количество поставленных в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) учебников, учебных пособий, справочных изданий по русскому языку, научно-популярной и художественной литературы (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств);количество центров коллективного доступа к российским образовательным и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры в иностранных государствах;количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах;численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах;количество участников партнерской сети "Институт Пушкина";количество курсов открытого образования на русском языке (программы общего, дополнительного образования);численность детей, обучающихся в онлайн-школе на русском языке;количество мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку);численность иностранных участников мероприятий, популяризирующих русский язык, образование, культуру России
Сроки и этапы реализации Программы
-
Программа осуществляется в 2016-2020 годах в 2 этапа:первый этап - 2016-2018 годы;второй этап - 2019-2020 годы
Объем и источники финансирования Программы
-
объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 7604,5 млн рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 6767,5 млн рублей, из них субсидии субъектам Российской Федерации - 825 млн рублей, субсидии юридическим лицам (гранты) - 2430 млн рублей;за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 637 млн рублей;за счет средств внебюджетных источников - 200 млн рублей.На первом этапе объем финансирования составит 4329,1 млн рублей;на втором этапе - 3275,4 млн рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности
-
реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих социально-экономических результатов:на всей территории Российской Федерации полноценно функционирует русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России;сформирована и эффективно действует справочно-информационная система по русскому языку;формы, методы изучения и преподавания русского языка соответствуют стратегическим приоритетам Российской Федерации, вызовам времени и запросам потребителей;эффективная система изучения русского языка как родного, как неродного, как иностранного доступна для граждан независимо от места их проживания;существенно повышены уровни языковой культуры российских граждан и кадрового потенциала в сфере русского языка;расширено пространство русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах;укреплены позиции русского языка в национальных системах образования государств - участников Содружества Независимых Государств;сформирована и развивается партнерская сеть "Институт Пушкина", обеспечивающая продвижение открытого образования на русском языке;информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" насыщена качественными ресурсами на русском языке;созданная инфраструктура содействует расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества;укреплены связи соотечественников, проживающих за рубежом, с исторической Родиной;в российских и иностранных средствах массовой информации обеспечено информационное освещение деятельности государства по укреплению позиций русского языка.Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение:в 2 раза - численности российских преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации;в 2,5 раза - численности учителей, освоивших новые методики преподавания русского языка, в том числе с использованием информационных технологий;в 1,7 раз - численности учителей, прошедших стажировку в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, показавших высокое качество преподавания и изучения русского языка;в 2,5 раза - численности специалистов в области перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, прошедших профессиональную переподготовку;в 10 раз - количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих гражданам Российской Федерации и других государств изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России;в 1,5 раза - доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом;в 4 раза - численности преподавателей русского языка иностранных государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку;в 2,2 раза - количества учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в российские центры русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;в 4 раза - численности иностранных участников олимпиад, конкурсов, фестивалей по русскому языку;в 10 раз - численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации, определенным в положениях указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года", посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2014 годов, государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г.
Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.
Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков и важнейшим инструментом познания другими народами гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки.
Российская Федерация заинтересована в создании эффективной системы привлечения внимания зарубежной общественности к русскому языку, в развитии условий для его изучения. Расширение географии и сфер применения русского языка в мире будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и в конечном счете защите геополитических интересов России.
Значимость задач и стратегический характер работы по укреплению позиций русского языка обуславливают актуальность и необходимость федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа).
С начала XXI века Россия активно осуществляет поддержку русского языка, в том числе в рамках реализации трех федеральных целевых программ "Русский язык".
Вместе с тем полученные социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям.
С конца ХХ века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, в том числе в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, уменьшение числа русских школ за рубежом, их недостаточная оснащенность и поддержка, сокращение в государствах - участниках Содружества Независимых Государств количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма.
Существуют и такие проблемы, как недостаточный уровень координации организаций, ресурсов, программ, слабое использование возможностей информационных, электронных, игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке на фоне глобального доминирования иноязычных зарубежных программ в сфере открытого образования (доступного, бесплатного образования, предоставляемого в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет").
Требует внимания ряд проблем современного состояния русского языка, в том числе снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку.
Программа направлена на комплексное решение имеющихся проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.
Программа призвана обеспечить реализацию системных мер на основе координации и кооперации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка.
Сохраняя преемственность с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, Программа имеет ряд отличительных характеристик и новшеств.
Программа ориентирована на прогнозный сценарий и предусматривает:
формирование приоритетов и открытие новых векторов укрепления и распространения русского языка, отвечающих требованиям времени;
активную наступательную стратегию, максимальное использование всех ресурсов;
расширение существующих направлений развития и поддержки русского языка, в том числе формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина", обеспечивающей продвижение русского языка и открытого образования на русском языке;
использование потенциала международного сотрудничества для продвижения позиций русского языка в образовательных системах других стран, расширение мер поддержки и стимулирования инициатив соотечественников;
тесное сотрудничество со средствами массовой информации, увеличение использования цифровых каналов;
мониторинг результатов и эффектов, прозрачность хода выполнения;
возможность своевременного реагирования на изменения реалий.
Реализация программных мероприятий обеспечит:
совершенствование механизмов поддержки, защиты и развития русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;
развитие кадрового потенциала в сфере русского языка;
повышение качества обучения русскому языку и литературе;
создание академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов;
расширение зарубежного русскоязычного пространства;
создание новых условий для изучения русского языка и получения образования на русском языке, в том числе в формате открытого образования;
укрепление позиций русского языка в национальных системах образования иностранных государств;
развитие системы тестирования иностранцев на знание русского языка;
проведение масштабных мероприятий просветительского и образовательного характера в Российской Федерации и за рубежом.
Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать ресурсы, обеспечить эффективную реализацию комплекса взаимосвязанных ресурсами и сроками мероприятий, а также мультипликативность результатов.
Выбор варианта решения проблемы осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Возможно 2 варианта решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка.
Первый (оптимистический) вариант основывается на решении поставленных задач с учетом опыта реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы. Он предполагает всестороннее развитие применения, распространения и продвижения русского языка, позволяет рационально подойти к процессу ресурсного обеспечения Программы и в конечном итоге в большем объеме реализовать положения Программы.
Второй (базовый) вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, без учета новых направлений. Поэтому объем финансирования по этому сценарию предполагает 75 процентов объема финансирования оптимистического варианта. Этому методу свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов.
Осуществление комплекса программных мероприятий сопряжено с финансовыми, экономическими, геополитическими и административными рисками, поэтому Программой предусмотрены меры по предотвращению указанных рисков и минимизации возможных последствий.
Финансовые риски с умеренным уровнем вероятности реализации связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов в области русского языка и образования. Также к финансовым рискам следует отнести диспропорции в финансово-экономических возможностях субъектов Российской Федерации и невыполнение ими в полном объеме принятых финансовых обязательств. Кроме того, финансовыми рисками являются риски, связанные с возможным снижением объемов софинансирования из внебюджетных источников, обусловленные нестабильностью финансового состояния хозяйствующих субъектов, участников проектов, реализуемых в рамках Программы.
Инструментами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
ежегодное уточнение и оптимизация объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
осуществление модернизационных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Макроэкономические риски обусловлены вероятностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, что может привести к недостаточному ресурсному обеспечению запланированных мероприятий. Предполагается средний уровень вероятности реализации указанных рисков.
Экономическими рисками с приемлемым уровнем вероятности реализации могут являться повышение стоимости услуг, обусловленное усилением инфляции, возможные конфликты интересов партнерских структур, коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств).
Геополитические риски с неопределяемым уровнем вероятности реализации связаны преимущественно с изменениями международной ситуации. Усиление восточного вектора политики Российской Федерации расширяет возможности укрепления и продвижения позиций русского языка в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время возрастает риск ослабления позиций русского языка в ряде европейских стран за счет развития антироссийских настроений и недружественных мер. Мерой минимизации указанных рисков является оптимальное распределение программных мероприятий по конкретным странам их реализации с учетом текущей ситуации в русле геостратегических интересов России.
Административными рисками являются недостаточность координации и взаимодействия заинтересованных сторон, отсутствие оперативности, гибкости и адаптивности к изменениям внешних условий. Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Программы, продуктивное взаимодействие участников реализации Программы, адекватное распределение полномочий. Предполагается невысокий уровень вероятности реализации указанных рисков.
Для обеспечения системного характера управления рисками и минимизации возможных отрицательных последствий предусмотрены привлечение к разработке Программы представителей научного и экспертного сообщества, широкое обсуждение предлагаемых мероприятий, обеспечение мониторинга и информационной прозрачности реализации Программы, что позволит своевременно выявлять возможные сбои, проводить оперативную корректировку конкретных механизмов и обеспечить достижение цели Программы.