Действующий
Б.7 колодец опускной: Полая вертикальная конструкция, погружаемая в грунт по мере его разработки под действием собственного веса. Колодцы используют в качестве конструкции фундамента или ограждения котлована, их изготавливают из бетона, железобетона и металла, сборными и монолитными.
Б.8 контрфорс: Вертикальный выступ или дополнительная конструкция, усиливающая основную несущую конструкцию (подпорную стену снаружи) и воспринимающая, в основном, горизонтальную силу.
Б.9 крыло откосное (стенка откосная): Элемент устоя в виде стенки переменной высоты, опертой на фундамент и расположенной под углом к оси моста. Предназначено для удержания грунта насыпи подхода за устоем.
Б.10 лежень опорный: Опора простейшего типа в виде горизонтального бруса, уложенного в теле насыпи или на грунтовое основание, предназначенного для опирания переходных плит или пролетного строения.
Б.11 насадка: Элемент свайной или стоечной (железобетонной или деревянной) опоры, объединяющий поверху головы свай или стоек.
Б.12 недобор грунта: Слой грунта, оставляемый в выработке (забое скважины или дне котлована) и подлежащий последующему удалению.
Б.13 неработоспособное состояние: Состояние мостового сооружения, при котором значение хотя бы одного функционального параметра не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) проектной документации.
Б.14 несущая способность: Степень сопротивляемости материала, конструкции напряжениям от постоянных и временных нагрузок.
Б.15 нож ледореза: Режущая грань ледореза, непосредственно воспринимающая напор льда и способствующая его разрушению.
Б.16 оголовок опоры: Самая верхняя утолщенная, как правило, армированная часть опоры моста, служащая для установки на нее опорных частей и непосредственно воспринимающая опорные давления пролетных строений.
Б.17 опора анкерная: Опора многопролетного моста, воспринимающая горизонтальные усилия, собирающиеся с нескольких пролетов, от торможения, температурных воздействий и других горизонтальных сил.
Б.18 опора временная: Опора с ограниченным сроком службы, используемая в период строительства, восстановления или ремонта моста.
Б.19 опора гибкая: Опора, как правило, большой высоты, обеспечивающая частично или полностью продольные перемещения пролетного строения за счет своей упругой податливости. Опора двухрядная - свайная опора, состоящая из двух рядов свай по фасаду, объединяемых общей насадкой.
Б.20 опора жесткая: Массивная опора, обладающая значительной жесткостью в продольном направлении моста, способная воспринимать всю горизонтальную нагрузку, передающуюся от пролетного строения, или давление грунта насыпи и не участвующая в обеспечении продольных перемещений пролетного строения за счет собственной деформации.
Б.21 опора качающаяся: Опора в виде стоек или стенки с шарнирами на концах.
Б.22 опора массивная: Бетонная опора без внутренних полостей, размеры которой, как правило, больше (по конструктивным соображениям) расчетных.
Б.23 опора монолитная: Опора, забетонированная непосредственно на месте строительства.
Б.24 опора моста: Несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетные строения и передающий нагрузки от них на фундамент.
Б.25 опора пойменная: Опора, расположенная в пойменной части моста, т.е. за пределами средней межени.
Б.26 опора промежуточная (бык): Опора многопролетного моста, расположенная между устоями. Термин "бык" (применять его не рекомендуется) относится лишь к жестким массивным опорам.
Б.27 опора пустотелая: Опора с внутренними полостями в ее теле, предназначенными для снижения расхода материала и общей массы с целью уменьшения давления на грунт.
Б.28 опора рамная: Железобетонная или деревянная опора в виде рамы.
Б.29 опора речная (русловая): Промежуточная опора, расположенная в русле реки, т.е. в зоне межени.
Б.30 опора ряжевая: Опора в виде деревянного сруба из бревен или брусьев с внутренними перегородками; сруб заполняется камнем.
Б.31 опора сборная: Опора из заранее изготовленных железобетонных или бетонных элементов, объединенных тем или иным способом.
Б.32 опора сборно-монолитная: Опора, выполненная из заранее изготовленных железобетонных или бетонных элементов, объединенных на месте строительства бетоном, обычно служащим заполнителем.
Б.33 опора свайная: Опора, состоящая из одного или двух рядов свай (по фасаду), объединенных поверху насадкой.
Б.34 опора стоечная: Опора, часть которой выше обреза фундамента. Выполнена из стоек, объединенных поверху насадкой.
Б.35 опора столбчатая: Опора без фундамента, выполнена из одного или нескольких сплошных или пустотелых столбов, объединенных либо не объединенных поверху ригелем.
Б.36 опора телескопическая: Промежуточная опора, тело которой состоит из нескольких ярусов. Размеры сечений опоры одинаковые по форме, уменьшаются в каждом ярусе, но в пределах яруса постоянны.
Б.37 отказ сваи: Средняя величина (в см) погружения в грунт забивной сваи от одного удара молота в залоге за 10 ударов, а при вибропогружении - величина (в см) погружения сваи в грунт от работы вибропогружателя за 1 минуту.
Б.38 открылок (крыло устоя): Консольный элемент устоя, не имеющий фундамента и служащий для удержания грунта насыпи подхода.
Б.39 перила моста: Ограждающее устройство на тротуарах с внешней стороны моста,
Б.40 площадка подферменная: Верхняя поверхность оголовка подферменной плиты, ригеля насадки, служащая для установки подферменников или опорных частей пролетного строения.
Б.41 подошва фундамента: Нижняя плоскость его, передающая нагрузку на грунтовое основание.
Б.42 подферменник (подферменный камень): Элемент верхней части опоры моста, выполненный из камня или в виде железобетонного выступа на подферменной площадке, предназначенный для установки опорных частей и служащий для распределения опорного давления пролетного строения на тело опоры.
Б.43 полоса безопасности: Полоса между полосой движения автотранспортных средств и тротуаром или боковой дорожкой (пешеходной, велосипедной).
Б.44 полоса движения: Полоса проезжей части автомобильной дороги, ширина которой устанавливается по максимально допустимой ширине пропускаемого транспортного средства, включая его габарит и зазоры безопасности.
Б.45 полоса переходно-скоростная: Дополнительная полоса проезжей части для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде или въезде в общий транспортный поток, движущийся по основным полосам проезжей части.
Б.46 предварительно напряженные железобетонные конструкции: Конструкции, в бетоне и арматуре которых с целью улучшения потребительских (эксплуатационных) качеств искусственно созданы дополнительные внутренние усилия. Как правило, в бетоне создают дополнительные усилия сжатия за счет передачи на него дополнительных усилий растяжения арматуры.
Б.47 предельное состояние: Состояние, при котором конструкция, основание перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям или требованиям при производстве работ.
Б.48 противоусадочная арматура: Устанавливаемая для локализации усадочных явлений в бетоне.
Б.49 процент износа: Показатель износа, характеризующий в процентах снижение в элементе мостового сооружения потребительских свойств (функциональных параметров), принимаемый в соответствии с устанавливаемыми нормативными значениями.
Б.50 работоспособное состояние: Состояние мостового сооружения, при котором значения всех функциональных параметров соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) проектной документации.
Б.51 рабочая арматура: Назначаемая по расчету конструкций.
Б.52 распределительная арматура: Предназначена для более равномерного распределения усилий по площади.
Б.53 реконструкция мостового сооружения: Комплекс работ, направленных на улучшение основных потребительских качеств существующего (эксплуатируемого) мостового сооружения с полным или частичным использованием его конструкций.
Б.54 ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Б.55 ригель опоры: Верхняя железобетонная часть столбчатой опоры (а также массивной опоры).
Б.56 свая-оболочка: Железобетонная полая круглая свая, полость которой заполняется грунтом или бетоном.