(Действующий) Свод правил СП 26.13330.2012 "СНиП 2.02.05-87. Фундаменты машин с...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
; (94)
; (95)
; (96)
. (97)
В формулах (95)-(97):
- момент инерции массы ростверка и машины относительно горизонтальной оси, проходящей через их общий центр тяжести перпендикулярно плоскости колебаний, ;
- расстояние от центра тяжести массы до подошвы ростверка, м;
- расстояние от оси i-й сваи до горизонтальной оси, проходящей через центр тяжести подошвы фундамента перпендикулярно плоскости колебаний.
Для вращательных колебаний свайного фундамента относительно вертикальной оси
; (98)
; (99)
. (100)
В формулах (99), (100):
- момент инерции массы ростверка и машины относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести ростверка, ;
- расстояние от оси i-й сваи до вертикальной оси, проходящей через центр тяжести ростверка, м.
6.6.4 Относительное демпфирование для свайных фундаментов следует определять, как правило, по результатам испытаний. При отсутствии экспериментальных данных относительное демпфирование при вертикальных колебаниях свайных фундаментов допускается принимать равным 0,2 для установившихся колебаний и 0,5 для неустановившихся колебаний. Значения , , определяются по формулам (15)-(17).

6.7 Особенности расчета колебаний фундаментов машин на многолетнемерзлых грунтах

6.7.1 Расчет вертикальных и горизонтальных колебаний массивных и стенчатых фундаментов и вертикальных колебаний рамных фундаментов на естественном основании, а также вертикальных колебаний свайных фундаментов для машин с вращающимися частями, с кривошипно-шатунными механизмами, дробильных и мельничных установок, возводимых на твердомерзлых грунтах, используемых по принципу I, производить не следует.
Расчет горизонтальных колебаний рамных фундаментов указанных типов машин в этих условиях следует производить в соответствии с указаниями подразделов 6.2 и 6.4.
6.7.2 Расчет вертикальных колебаний фундаментов (в том числе свайных) машин с импульсными нагрузками в твердомерзлых грунтах, используемых по принципу I, а также фундаментов машин всех типов в пластичномерзлых грунтах следует производить как на немерзлых грунтах в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих разделах для разных типов машин; при этом коэффициенты жесткости оснований фундаментов следует определять по данным результатов полевых испытаний грунтов.
6.7.3 Расчет амплитуд горизонтальных колебаний свайных фундаментов машин с периодическими и случайными динамическими нагрузками, возводимых на твердомерзлых грунтах, используемых по принципу I, следует производить в соответствии с указаниями подразделов 6.2 и 6.4. При этом коэффициенты жесткости конструкции фундамента и следует определять по формулам:
; (101)
. (102)
В формулах (101), (102):
- коэффициент жесткости i-й сваи с жесткой заделкой в ростверк в горизонтальном направлении, кН/м, ;
- момент инерции площади поперечного сечения i-й сваи, ;
- расчетная длина сваи, м, ;
H - величина, изменяющаяся в пределах , принимаемая для наиболее неблагоприятного случая при расчете на колебания;
и - соответственно расстояние от нижней грани плиты фундамента до поверхности грунта, м, и толщина сезонно оттаивающего слоя, м, определяемая в соответствии с указаниями СП 25.13330;
d - диаметр или сторона поперечного сечения сваи в направлении действия динамической нагрузки, м;
- расстояние от центра тяжести ростверка до оси i-й сваи, м.
6.7.4 Расчет колебаний фундаментов машин, возводимых на многолетнемерзлых грунтах, используемых по принципу II, следует выполнять как на немерзлых грунтах в соответствии с требованиями, изложенными в разделах для разных типов машин.

7 Особенности расчета и проектирования фундаментов различных видов машин

7.1 Фундаменты машин с вращающимися частями

7.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на проектирование фундаментов турбомашин (энергетических, нефте- и газоперекачивающих турбоагрегатов мощностью до 100 тыс. кВт, турбокомпрессоров, турбовоздуходувок, турбонасосов), электрических машин (электродвигателей, мотор-генераторов и синхронных компенсаторов), центрифуг, центробежных насосов, дымососов, вентиляторов и тому подобных машин.
Проектирование турбомашин мощностью более 100 тыс. кВт следует выполнять по указаниям специальных нормативных документов.
7.1.2 В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин, указанных в 7.1.1, кроме материалов, перечисленных в подразделе 5.1, должны входить:
данные о значениях нагрузок от момента короткого замыкания в электрических машинах и от тяги вакуума в конденсаторах паровых турбин, координаты точек их приложения и размеры площадок передачи этих нагрузок; данные о нагрузках, возникающих при тепловых деформациях машин;
схемы расположения и нагрузки от вспомогательного оборудования (масло- и воздухоохладителей, масляных баков, насосов, трубопроводов и др.);
схемы площадок, опирающихся на фундамент, и данные о нормативных значениях нагрузок от них;
данные для определения монтажных нагрузок, размеры площадок передачи этих нагрузок.
Примечание - При проектировании фундаментов турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более показатели физико-механических свойств грунтов должны определяться на основе непосредственных испытаний в полевых или лабораторных условиях.
7.1.3 Фундаменты машин с вращающимися частями следует проектировать рамными, стенчатыми, массивными или облегченными.
При выборе конструктивной схемы фундамента следует руководствоваться требованиями, содержащимися в 5.2.10-5.2.13; при этом следует соблюдать симметрию фундамента относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вала машины.
Стенчатые фундаменты следует проектировать преимущественно с поперечными стенами, расположенными под подшипниками машины.
7.1.4 Центробежные насосы, агрегируемые на заводе-изготовителе при помощи железобетонных опорных плит с электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания мощностью до 400 кВт, допускается устанавливать без фундамента на подстилающий слой пола. Для агрегатов с двигателями мощностью до 50 кВт железобетонные опорные плиты устанавливаются на подстилающий слой пола без специального закрепления на подливку из песчано-цементного раствора толщиной 30-50 мм. Для агрегатов с двигателями мощностью свыше 50 кВт крепление железобетонной опорной плиты к подстилающему слою пола должно осуществляться фундаментными болтами.
7.1.5 Фундаменты турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более, не имеющие виброизоляции, не допускается опирать на пески рыхлые любой крупности и влажности, мелкие и пылеватые водонасыщенные любой плотности, глинистые грунты с показателем текучести , а также на грунты с модулем деформации менее 10 МПа и грунты, подверженные в водонасыщенном состоянии суффозии.
7.1.6 На нижние плиты (или ростверки) рамных фундаментов машин, указанных в 7.1.1, допускается опирать стойки площадок обслуживания машин и перекрытия над подвалом.
В случае устройства под всем машинным залом общей фундаментной плиты допускается непосредственно на этой плите возводить фундаменты машин.
Элементы верхнего строения фундаментов не допускается связывать с элементами и конструкциями здания.