Действующий
- теле насыпей - для повышения устойчивости откосов; в качестве защитного фильтра в дренажных конструкциях; в качестве дрен, обеспечивающих отвод воды из водонасыщенного массива грунта; как разделяющую прослойку на контакте слоев грунта или зернистых материалов с различным гранулометрическим составом (препятствующую перемешиванию материалов слоев);
При разработке выемок в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях для обеспечения проезда строительной техники целесообразно предусматривать устройство технологических прослоек из армирующего геосинтетического материала с засыпкой дренирующим грунтом.
Вероятность превышения расчетных паводков при сооружении водоотводных канав и кюветов принимают для дорог категорий I и II - 2%, категории III - 3%, категорий IV и V - 4%, а при возведении водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог - для дорог категорий I и II - 1%, категории III - 2%, категорий IV и V - 3%.
Наибольший продольный уклон водоотводных устройств определяют в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов предусматривают быстротоки, перепады и водобойные колодцы.
На местности с поперечным уклоном менее 20 при высоте насыпи менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы предусматривают с двух сторон земляного полотна.
На местности с поперечным уклоном, направленным в сторону земляного полотна следует предусматривать сплошной продольный водоотвод на протяжении от каждого водораздела до мест, где возможен отвод воды в сторону от земляного полотна.
Испарительные бассейны разрешается предусматривать в дорожно-климатических зонах IV и V. В качестве испарительных бассейнов допускается использовать местные понижения, выработанные карьеры и резервы глубиной не более 0,4 м. На участках, где под испарительный бассейн используется резерв, предусматривают насыпь с бермой.
Вероятность превышения паводка при устройстве насыпи на подходах к мостам следует принимать для дорог категорий - 1%, категорий IV и V - 2%, а на подходах к трубам следует принимать для дорог категории I - 1%, категорий II и III - 2%, категорий IV и V - 3%.
Подтопляемые откосы насыпей защищают от волнового воздействия соответствующими типами укреплений в зависимости от гидрологического режима реки или водоема.
При соответствующем технико-экономическом обосновании взамен укреплений допускается применять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устойчивого к водному воздействию откоса определяют расчетом в соответствии с положениями СП 39.13330 в зависимости от гидрологических и климатических условий региона строительства и вида грунта насыпи. Ориентировочно крутизну пляжного откоса допускается принимать по таблице 7.7.
Грунт откоса | Крутизна откоса при высоте волны, м | |||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | |
Песок мелкий Супесь легкая Суглинок, глина | 1:5 1:4 1:3 | 1:7,5 1:7 1:5 | 1:10 1:10 1:7,5 | 1:15 1:15 1:10 | 1:20 1:20 1:15 | 1:25 1:20 1:15 |
Тип геосинтетических материалов, применяемых для укрепления откосов, должен быть обоснован в проекте с учетом свойств геосинтетического материала и функций, отводимых для него в конструкции (приложение Д).
По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на климатические воздействия дорожные одежды подразделяют на одежды с жесткими покрытиями или слоями основания (далее - жесткие дорожные одежды) и на одежды с нежесткими покрытиями и слоями основания (нежесткие дорожные одежды).
Типы дорожных одежд | Основные виды покрытий | Применяются в соответствии с пунктом |
Капитальные | Цементобетонные монолитные | 8.20; 8.27; 8.41 |
Железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные | 8.22; 8.24 | |
Асфальтобетонные | 8.42 | |
Облегченные | Асфальтобетонные | 8.42 |
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими | 8.43; 8.44 | |
Переходные | Щебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами | 8.43 - 8.46 |
Низшие | Из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками | 8.43; 8.44 |
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр оснований и покрытий дорожных одежд | Значения нормативных требований |
1 Высотные отметки по оси* | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до мм ( мм), остальные - до мм ( мм) |
2 Поперечные уклоны | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонение от проектных значений до , остальные - до |
3 Ширина слоя | |
3.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонные, мостовые и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - до см |
4 Толщина слоя | |
4.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонные | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до %, остальные до |
4.2 Основания и покрытия из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , остальные до |
4.3 Основания и покрытия из каменных материалов и грунтов, не обработанных вяжущими | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , но не более мм, остальные до , но не более мм |
5. Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м)** | |
5.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонные, мостовые и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими | Не более 5% результатов определений могут иметь значения просветов до 6 мм, остальные до 3 мм |
5.2 Все остальные виды покрытий, оснований и выравнивающих слоев | Не более 5% результатов определений могут иметь значения просветов под рейкой до 10 мм, остальные до 5 мм |
5.3 Превышение граней цементобетонных смежных плит в швах: | |
- покрытий; | Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 4 мм, остальные - до 2 мм |
- оснований | Не более 20% результатов определений могут иметь значения до 5 мм, остальные - до 3 мм |
6. Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытия и основания | Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 10 мм, остальные до 5 мм. |
7. Ширина пазов деформационных швов всех видов покрытий | Не менее проектной, но не более 30 мм |
1 Значения, приведенные в скобках, относятся к видам работ, выполняемым без автоматических систем выдерживания заданных высотных отметок и уклона для дорог категорий IV и V общего пользования и ведомственных.
2 Применение средств механизации без автоматических систем выдерживания заданных высотных отметок и уклона допускается только при наличии технико-экономического обоснования и согласия заказчика. В этом случае контроль ровности в продольном направлении при приемке работ не выполняется.
- предполагается движение транспортных средств с осевой нагрузкой превышающей нормативную более чем на 5%, в количестве, не превышающем 5% суммарной интенсивности движения грузовых автомобилей и автобусов.
В случае, когда в составе движения проектируемой дороги предусматривается регулярное обращение автомобилей с осевой нагрузкой, превышающей нормативную (5.2.) более чем на 5%, в количестве более 5%, за расчетную следует принимать максимальную нагрузку на наиболее нагруженную ось автомобиля.