(Действующий) Свод правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- основании насыпей на слабых грунтах;
- теле насыпей - для повышения устойчивости откосов; в качестве защитного фильтра в дренажных конструкциях; в качестве дрен, обеспечивающих отвод воды из водонасыщенного массива грунта; как разделяющую прослойку на контакте слоев грунта или зернистых материалов с различным гранулометрическим составом (препятствующую перемешиванию материалов слоев);
- основании технологических проездов на грунтах с низкой несущей способностью.
При разработке выемок в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях для обеспечения проезда строительной техники целесообразно предусматривать устройство технологических прослоек из армирующего геосинтетического материала с засыпкой дренирующим грунтом.

Водоотводные устройства

7.59 Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее и в исключительных случаях - не менее .
Вероятность превышения расчетных паводков при сооружении водоотводных канав и кюветов принимают для дорог категорий I и II - 2%, категории III - 3%, категорий IV и V - 4%, а при возведении водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог - для дорог категорий I и II - 1%, категории III - 2%, категорий IV и V - 3%.
Наибольший продольный уклон водоотводных устройств определяют в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов предусматривают быстротоки, перепады и водобойные колодцы.
На местности с поперечным уклоном менее 20 при высоте насыпи менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы предусматривают с двух сторон земляного полотна.
На местности с поперечным уклоном, направленным в сторону земляного полотна следует предусматривать сплошной продольный водоотвод на протяжении от каждого водораздела до мест, где возможен отвод воды в сторону от земляного полотна.
Испарительные бассейны разрешается предусматривать в дорожно-климатических зонах IV и V. В качестве испарительных бассейнов допускается использовать местные понижения, выработанные карьеры и резервы глубиной не более 0,4 м. На участках, где под испарительный бассейн используется резерв, предусматривают насыпь с бермой.
7.60 Грунтовые поверхностные воды, которые могут влиять на прочность и устойчивость земляного полотна или на условия производства работ, следует перехватывать или понижать дренажными устройствами.
7.61 Высоту насыпей и оградительных дамб у средних и больших мостов и на подходах к ним, а также насыпей на поймах назначают с таким расчетом, чтобы бровка земляного полотна возвышалась не менее чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм - не менее чем на 0,25 м над расчетным горизонтом воды с учетом подпора и высоты волны с набегом ее на откос.
7.62 Бровка земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам должна возвышаться над расчетным горизонтом воды, с учетом подпора, не менее чем на 0,5 м при безнапорном режиме работы сооружения и не менее чем на 1 м - при напорном и полунапорном режимах.
Вероятность превышения паводка при устройстве насыпи на подходах к мостам следует принимать для дорог категорий - 1%, категорий IV и V - 2%, а на подходах к трубам следует принимать для дорог категории I - 1%, категорий II и III - 2%, категорий IV и V - 3%.

Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные геотехнические конструкции

7.63 Типы укрепления откосов земляного полотна и водоотводных сооружений должны отвечать требованиям работы укрепляемых сооружений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные особенности земляного полотна и обеспечивать возможность механизации работ и минимизации приведенных затрат на строительство и эксплуатацию. При назначении вида укрепления следует разрабатывать варианты и учитывать условия и время производства работ по сооружению земляного полотна и его укреплению.
Подтопляемые откосы насыпей защищают от волнового воздействия соответствующими типами укреплений в зависимости от гидрологического режима реки или водоема.
При соответствующем технико-экономическом обосновании взамен укреплений допускается применять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устойчивого к водному воздействию откоса определяют расчетом в соответствии с положениями СП 39.13330 в зависимости от гидрологических и климатических условий региона строительства и вида грунта насыпи. Ориентировочно крутизну пляжного откоса допускается принимать по таблице 7.7.
Таблица 7.7
Грунт откоса
Крутизна откоса при высоте волны, м
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
Песок мелкий
Супесь легкая
Суглинок, глина
1:5
1:4
1:3
1:7,5
1:7
1:5
1:10
1:10
1:7,5
1:15
1:15
1:10
1:20
1:20
1:15
1:25
1:20
1:15
7.64 Для укрепления откосов рекомендуется использовать геосинтетические материалы (объемные геоячейки, противоэрозионные геоматы, габионы и др.), которые могут выполнять роль конструкции, защищающей откос от эрозии и армирующей дернину, роль покрытия, улучшающего условия развития травяного покрова, ограждения, ограничивающего деформации грунта в приповерхностной зоне откоса, обратного фильтра в укреплениях подтопляемых откосов сборными элементами или каменной наброской.
Тип геосинтетических материалов, применяемых для укрепления откосов, должен быть обоснован в проекте с учетом свойств геосинтетического материала и функций, отводимых для него в конструкции (приложение Д).
7.65 Защитные и удерживающие сооружения, применяемые при возведении земляного полотна, предусматривают на основе специальных методических документов. При этом необходимо учитывать условия работы конструкции в период ее строительства и эксплуатации при минимальных затратах на ее сооружение.

8 Дорожные одежды

8.1 Дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проезжей части дороги как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции для дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укреплений обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д.
8.2 Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
8.3 Дорожные одежды могут состоять из одного или несколько слоев. При наличии нескольких слоев дорожные одежды состоят из покрытия, основания и дополнительных слоев основания.
По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на климатические воздействия дорожные одежды подразделяют на одежды с жесткими покрытиями или слоями основания (далее - жесткие дорожные одежды) и на одежды с нежесткими покрытиями и слоями основания (нежесткие дорожные одежды).
8.4 Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и оснований и область их применения приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Типы дорожных одежд
Основные виды покрытий
Применяются в соответствии с пунктом
КапитальныеЦементобетонные монолитные
8.20; 8.27; 8.41
Железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные
8.22; 8.24
Асфальтобетонные
8.42
ОблегченныеАсфальтобетонные
8.42
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими
8.43; 8.44
ПереходныеЩебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами
8.43 - 8.46
НизшиеИз грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками
8.43; 8.44
8.5 Дорожные одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать безопасность дорожного движения, прочность, надежность, долговечность и морозоустойчивость всей конструкции. Основные нормативные требования, которые надлежит выполнять и контролировать при устройстве дорожной одежды, приведены в таблице 8.2.
Таблица 8.2
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр оснований и покрытий дорожных одежд
Значения нормативных требований
1 Высотные отметки по оси*Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до мм ( мм), остальные - до мм ( мм)
2 Поперечные уклоныНе более 10% результатов определений могут иметь отклонение от проектных значений до , остальные - до
3 Ширина слоя
3.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонные, мостовые и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущимиНе более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - до см
4 Толщина слоя
4.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонныеНе более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до %, остальные до
4.2 Основания и покрытия из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущимиНе более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , остальные до
4.3 Основания и покрытия из каменных материалов и грунтов, не обработанных вяжущимиНе более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , но не более мм, остальные до , но не более мм
5. Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м)**
5.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонные, мостовые и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущимиНе более 5% результатов определений могут иметь значения просветов до 6 мм, остальные до 3 мм
5.2 Все остальные виды покрытий, оснований и выравнивающих слоевНе более 5% результатов определений могут иметь значения просветов под рейкой до 10 мм, остальные до 5 мм
5.3 Превышение граней цементобетонных смежных плит в швах:
- покрытий;Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 4 мм, остальные - до 2 мм
- основанийНе более 20% результатов определений могут иметь значения до 5 мм, остальные - до 3 мм
6. Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытия и основанияНе более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 10 мм, остальные до 5 мм.
7. Ширина пазов деформационных швов всех видов покрытийНе менее проектной, но не более 30 мм
______________________________
* Округление высотных отметок продольного профиля должно осуществляться до 0,001 м. Отклонения высотных отметок по оси покрытия допускаются только при условии обеспечения продольной ровности.
** Отклонения высотных отметок по оси покрытия допускаются только при условии обеспечения продольной ровности.
Примечания
1 Значения, приведенные в скобках, относятся к видам работ, выполняемым без автоматических систем выдерживания заданных высотных отметок и уклона для дорог категорий IV и V общего пользования и ведомственных.
2 Применение средств механизации без автоматических систем выдерживания заданных высотных отметок и уклона допускается только при наличии технико-экономического обоснования и согласия заказчика. В этом случае контроль ровности в продольном направлении при приемке работ не выполняется.
8.6 При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.
В качестве расчетной следует применять нормативную нагрузку в случаях, если:
- величина расчетной нагрузки проектируемой дороги меньше значения нормативной нагрузки;
- предполагается движение транспортных средств с осевой нагрузкой превышающей нормативную более чем на 5%, в количестве, не превышающем 5% суммарной интенсивности движения грузовых автомобилей и автобусов.
Нормативную нагрузку назначают в соответствие с 5.2.
В случае, когда в составе движения проектируемой дороги предусматривается регулярное обращение автомобилей с осевой нагрузкой, превышающей нормативную (5.2.) более чем на 5%, в количестве более 5%, за расчетную следует принимать максимальную нагрузку на наиболее нагруженную ось автомобиля.
При определении осевой нагрузки для многоосных автомобилей фактическую номинальную нагрузку на ось тележки, определяемую по паспортным данным, следует умножать на коэффициент , вычисляемый по формуле
, (8.1)
где - расстояние между осями тележки, м;