(Действующий) Свод правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- коэффициент надежности по нагрузке.

План и продольный профиль

5.3 В качестве элементов трассы, определяющих план и продольный профиль, следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны с линейной и нелинейной закономерностью ее изменения. При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
- продольные уклоны - не более ;
радиусы кривизны:
- для кривых в плане - не менее 3000 м,
- для кривых в продольном профиле:
- выпуклых - не менее 70000 м,
- вогнутых - не менее 8000 м;
- длины криволинейных участков продольного профиля:
- непрерывно выпуклых - не менее 300 м,
- непрерывно вогнутых - не менее 100 м.
Кривизну и ее изменение вдоль трассы назначают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и переломов проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости, проектных решений по поперечному профилю покрытию проезжей части. При этом следует обеспечить для кривых в плане:
- скорость нарастания центробежного ускорения - не более 0,5 ;
- коэффициент поперечной силы - в соответствии с таблицей 5.2;
- для кривых в профиле:
 - расстояние видимости для остановки автомобилей - не менее 450 м;
 - расстояние видимости встречного автомобиля - не менее 750 м;
 - центробежное ускорение не более 0,5 .
Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны следует проверять расчетом максимальную скорость нарастания центробежного ускорения.
Таблица 5.2
Расчетная скорость, км/ч
150
120
100
80
60
50
40
30
Коэффициент поперечной силы
0,08
0,09
0,12
0,14
0,15
0,16
0,17
0,18
5.4 Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования 5.3 или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний 4.8. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по таблице 5.3 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в таблице 5.1.
Длины непрерывно выпуклых и вогнутых участков продольного профиля переменных радиусов, сопряженных в точках с нулевой кривизной, допускается уменьшать по сравнению со значениями, приведенными в 5.3, при условии обеспечения расстояний видимости и допустимых центробежных ускорений, соответствующих расчетной скорости.
Таблица 5.3
Расчетная скорость, км/ч
Наибольшие продольные уклоны,
Наименьшие радиусы кривых, м
в плане
в продольном профиле
выпуклых
вогнутых
Основные
В горной местности
Основные
В горной местности
150
30
1200
1000
30000
8000
4000
120
40
800
600
15000
5000
2500
100
50
600
400
10000
3000
1500
80
60
300
250
5000
2000
1000
60
70
150
125
2500
1500
600
50
80
100
100
1500
1200
400
40
90
60
60
1000
1000
300
30
100
30
30
600
600
200
В случаях необходимости резкого изменения направления дорог категорий II-V в горных условиях допускается устройство серпантина.
В особо трудных условиях горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом 4.8 допускается увеличение значений наибольших продольных уклонов, приведенных в таблице 5.3, но не более чем на .
При сооружении в горной и пересеченной местности проезжей части дорог категории I раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на .
5.5 При назначении параметров элементов плана, продольного и поперечного профилей дорог по нормам, допускаемым 5.4 проводят оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности, в том числе в неблагоприятные периоды года.
5.6 При интенсивном движении автопоездов (не менее 25% в составе грузового движения) ширину проезжей части и продольный профиль дорог назначают, исходя из условия наименьшего ограничения скорости и обеспечения безопасности движения. Назначение продольных уклонов и их экономическое обоснование необходимо рассматривать совместно с элементами поперечного профиля дороги.
5.7 Во всех случаях, когда смежные элементы плана трассы в месте их сопряжения отличаются по кривизне более чем 1/2000, а на подъездных дорогах всех категорий - более чем на 1/400, предусматривают их плавное сопряжение кривыми с переменной кривизной - переходными кривыми. Линейность и нелинейность изменения кривизны назначают с учетом взаимного расположения сопрягаемых кривых, расчетных скоростей движения (постоянных, переменных) на переходной кривой и указаний раздела "Трассирование с учетом ландшафта" Скорость изменения кривизны на переходных кривых не должна превышать значений, указанных в таблице 5.4.
Таблица 5.4
Расчетная скорость V, км/ч
150
120
100
80
60
50
40
30
Допустимая (максимальная) скорость изменения кривизны
0,69
1,35
2,33
4,56
10,80
18,66
36,45
86,40
Наименьшие длины переходных кривых с линейным законом изменения кривизны (клотоид), сопрягающих прямые и кривые, в зависимости от радиуса этих кривых следует принимать по таблице 5.5.
Таблица 5.5
Радиус круговой кривой, м
30
50
60
80
100
150
200
250
300
400
500
600-1000
1000-2000
Длина переходной кривой, м
30
35
40
45
50
60
70
80
90
100
110
120
100
5.8 Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать согласно таблице 5.6.
Таблица 5.6
Радиус кривой в плане, м
50
45
40
35
30
Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в таблице 5.3, , не менее
10
15
20
25
30
5.9 Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости определяют расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки принимают одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
5.10 Длину участка с затяжным уклоном в горных условиях определяют в зависимости от величины уклона, но она не должна превышать значений, приведенных в таблице 5.7
Таблица 5.7
Продольный уклон,
Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
1000
2000
3000
4000
60
2500
2200
1800
1500
70
2200
1900
1600
1300
80
2000
1600
1500
1100
90
1500
1200
1000
-
5.11 На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более ) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами ( и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 5.7.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3-5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов и, по возможности, у источников воды.
Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
5.12 Параметры элементов серпантина принимают по таблице 5.8.
Таблица 5.8
Параметры элементов серпантина
Параметры серпантина при расчетной скорости движения, км/ч
30
20
15
Наименьший радиус кривых в плане, м
30
20
15
Поперечный уклон проезжей части на вираже,
60
60
60
Длина переходной кривой, м
30
25
20
Уширение проезжей части, м
2,2
3,0
3,5
Наибольший продольный уклон в пределах серпантина,
30
35
40