Действующий
Кривизну и ее изменение вдоль трассы назначают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и переломов проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости, проектных решений по поперечному профилю покрытию проезжей части. При этом следует обеспечить для кривых в плане:
Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны следует проверять расчетом максимальную скорость нарастания центробежного ускорения.
Расчетная скорость, км/ч | 150 | 120 | 100 | 80 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Коэффициент поперечной силы | 0,08 | 0,09 | 0,12 | 0,14 | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0,18 |
Длины непрерывно выпуклых и вогнутых участков продольного профиля переменных радиусов, сопряженных в точках с нулевой кривизной, допускается уменьшать по сравнению со значениями, приведенными в 5.3, при условии обеспечения расстояний видимости и допустимых центробежных ускорений, соответствующих расчетной скорости.
Расчетная скорость, км/ч | Наибольшие продольные уклоны, | Наименьшие радиусы кривых, м | ||||
в плане | в продольном профиле | |||||
выпуклых | вогнутых | |||||
Основные | В горной местности | Основные | В горной местности | |||
150 | 30 | 1200 | 1000 | 30000 | 8000 | 4000 |
120 | 40 | 800 | 600 | 15000 | 5000 | 2500 |
100 | 50 | 600 | 400 | 10000 | 3000 | 1500 |
80 | 60 | 300 | 250 | 5000 | 2000 | 1000 |
60 | 70 | 150 | 125 | 2500 | 1500 | 600 |
50 | 80 | 100 | 100 | 1500 | 1200 | 400 |
40 | 90 | 60 | 60 | 1000 | 1000 | 300 |
30 | 100 | 30 | 30 | 600 | 600 | 200 |
В случаях необходимости резкого изменения направления дорог категорий II-V в горных условиях допускается устройство серпантина.
В особо трудных условиях горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом 4.8 допускается увеличение значений наибольших продольных уклонов, приведенных в таблице 5.3, но не более чем на .
При сооружении в горной и пересеченной местности проезжей части дорог категории I раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на .
Расчетная скорость V, км/ч | 150 | 120 | 100 | 80 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Допустимая (максимальная) скорость изменения кривизны | 0,69 | 1,35 | 2,33 | 4,56 | 10,80 | 18,66 | 36,45 | 86,40 |
Наименьшие длины переходных кривых с линейным законом изменения кривизны (клотоид), сопрягающих прямые и кривые, в зависимости от радиуса этих кривых следует принимать по таблице 5.5.
Радиус круговой кривой, м | 30 | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600-1000 | 1000-2000 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 100 |
Радиус кривой в плане, м | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 |
Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в таблице 5.3, , не менее | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Продольный уклон, | Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м | |||
1000 | 2000 | 3000 | 4000 | |
60 | 2500 | 2200 | 1800 | 1500 |
70 | 2200 | 1900 | 1600 | 1300 |
80 | 2000 | 1600 | 1500 | 1100 |
90 | 1500 | 1200 | 1000 | - |
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3-5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов и, по возможности, у источников воды.
Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
Параметры элементов серпантина | Параметры серпантина при расчетной скорости движения, км/ч | ||
30 | 20 | 15 | |
Наименьший радиус кривых в плане, м | 30 | 20 | 15 |
Поперечный уклон проезжей части на вираже, | 60 | 60 | 60 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 25 | 20 |
Уширение проезжей части, м | 2,2 | 3,0 | 3,5 |
Наибольший продольный уклон в пределах серпантина, | 30 | 35 | 40 |