(Действующий) 5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

III. Общие положения

3.1. Методология анализа риска для здоровья населения предполагает функциональное разграничение взаимозависимых этапов исследований, связанных с оценкой риска, и управления риском. Третьим элементом (этапом) методологии анализа риска является информирование о риске всех заинтересованных сторон. Все три элемента анализа риска взаимосвязаны между собой и только их совокупность позволяет обеспечить выявление существующих проблем санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработать пути их решения, а также создать условия для практической реализации этих решений.
3.2. Информирование о риске является неотъемлемой частью методологии анализа риска и представляет собой процесс распространения результатов определения степени риска для здоровья человека и решений по его контролю среди заинтересованных сторон (например, среди врачей, научных сотрудников, политиков, лиц, принимающих управленческие решения, населения и общества в целом). Следует отметить, что передача и распространение информации о риске являются естественным продолжением процесса оценки риска. Иначе говоря, оценка риска практически не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к принятию решений по снижению риска, или тех, кого касаются такие решения (население).
3.3. Важной составляющей информационной базы, необходимой лицам, принимающим управленческие решения в области снижения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека, являются экономические показатели, указывающие на стоимостные характеристики оцениваемого риска для здоровья населения, а также эффективность предлагаемых для реализации социально значимых мероприятий с точки зрения максимизации получаемых выгод и (или) минимизации затрат на их реализацию.
3.4. Все мероприятия (комплекс мероприятий, сценарии), планируемые и осуществляемые в системе управления риском для здоровья населения, являются по большей части превентивными - предупреждающими возможность возникновения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека.
3.5. При оценке целесообразности реализации того или иного мероприятия (комплекса мероприятий, сценария) в области снижения/устранения рисков для здоровья населения следует учитывать то, что зачастую данные мероприятия (сценарии) предусматривают не только снижение риска для здоровья населения, но и достижение экологического, экономического и социального эффектов.
3.6. Основными экономическими методами, применяемыми в системе управления риском для здоровья населения с целью оценки целесообразности реализации запланированных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), являются метод "затраты - выгоды" (или затратно-прибыльный анализ) и метод "затраты - эффективность" (или анализ эффективности затрат).
3.7. В основе метода "затраты - выгоды" лежит сопоставление ожидаемых от реализации мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) выгод (результатов) в денежном выражении с затратами на их осуществление.
3.8. Метод "затраты - эффективность" применяется в том случае, если принято решение о целесообразности достижения конкретной цели (эффекта) в области управления рисками для здоровья населения. При этом основной задачей является отбор таких мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), которые обеспечивают достижение поставленной цели (эффекта) наименее затратным путем.

IV. Формула метода

4.1. Управление риском для здоровья людей является логическим продолжением оценки риска и направлено на обоснование наилучших в конкретной ситуации решений по устранению или минимизации, а также динамическому контролю (мониторингу) экспозиций и рисков, оценке эффективности и корректировке социально значимых мероприятий.
Управление риском может осуществляться несколькими путями:
1) абсолютный контроль (снижение риска до нуля);
2) снижение риска до разумного максимально технически и экономически достижимого уровня;
3) установление риска на приемлемом для каждого индивидуума и общества в целом уровне (приемлемый или допустимый риск).
Обобщенная схема процесса управления риском приведена на рис. 4.1.
4.2. Технологии и методы управления риском должны быть направлены на снижение и (или) предупреждение риска в его источнике (например, промышленное предприятие, объект, сооружение), по пути передачи (например, атмосферный воздух, почва, продукты питания, питьевая вода) и непосредственно для населения (например, население, проживающее в санитарно-защитной зоне, детское население, беременные женщины). Предложенная схема организации процесса управления риском используется при подготовке альтернативных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по управлению риском. Процесс носит итерационный характер, что предусматривает проведение анализа результатов, полученных с использованием методов "затраты - выгоды" и "затраты - эффективность", и уточнение и выбор мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) среди альтернативных, а иногда и цели управления риском.
4.3. Величина допустимого (или приемлемого) риска для целей управления является основой для формирования планируемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев). Эта величина является, компромиссом между различными заинтересованными в управлении риском сторонами: государственными надзорными органами, органами управления субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, деятельность которых создает риск для здоровья населения, различными группами населения и общества в целом. Понятие допустимый или приемлемый риск используется в настоящих методических рекомендациях исключительно в целях экономического обоснования и выбора решений по управлению риском.
2253 × 3038 пикс.     Открыть в новом окне
4.4. Экономическое обоснование решений в сфере управления рисками для здоровья населения подразумевает осуществление ряда процедур в следующей последовательности:
- определение общей величины результатов (эффектов), получаемых при условии реализации намечаемых мероприятий в области снижения/устранения рисков для здоровья населения, в натуральном (при возможности денежном) выражении;
- оценку затрат на проведение данных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев);
- обоснование и оценку экономической эффективности управленческих решений в области снижения и (или) устранения рисков для здоровья населения.
IV.5. Исходными данными для экономического обоснования управленческих решений в сфере управления рисками для здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания являются:
- выделяемые негативные факторы среды обитания, требующие особого внимания с точки зрения уровня риска для здоровья населения;
- перечень предлагаемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), направленных на снижение и (или) устранение негативного влияния учитываемых факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
- виды и величина всех получаемых результатов (эффектов) от реализации предлагаемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по снижению и (или) устранению негативного влияния учитываемых факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
- виды и величина всех необходимых затрат за весь срок реализации мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев).

V. Определение факторов среды обитания, включаемых в процесс экономической оценки и обоснования мер по управлению риском

5.1. Выбор конкретных факторов риска для здоровья населения, учитываемых при экономической оценке и обосновании, определяется целью управления риском. По возможности учитываются все факторы риска (их вклад, доля) для здоровья - социально-экономические, санитарно-гигиенические и поведенческие. Основные группы факторов риска и показатели, которые их характеризуют, приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1

Основные группы факторов риска для здоровья населения

Основные группы факторов риска
Факторы риска, входящие в группу
Показатели, характеризующие риск
Социально-экономические факторы риска- экономическое развитие территории,- промышленное развитие территории,- социальная напряженность,- уровень социального благополучия,- иные- вклад (весовой коэффициент) влияния фактора на состояние здоровья;- численность и группы населения, подверженные воздействию фактора риска;- количество и перечень территорий муниципальных образований, подверженных воздействию фактора риска
Санитарно-гигиенические факторы риска- эколого-гигиенические факторы,- санитарно-гигиенические факторы риска условий труда,- факторы, связанные с обучением и воспитанием,- иные- вклад (весовой коэффициент) влияния фактора на состояние здоровья;- численность и группы населения, подверженные воздействию фактора риска;- количество и перечень территорий муниципальных образований, подверженных воздействию фактора риска
Поведенческие факторы риска- табакокурение,- наркомания,- алкоголизм,- образ жизни,- иные- вклад (весовой коэффициент) влияния фактора на состояние здоровья;- численность и группы населения, подверженные воздействию фактора риска;- количество и перечень территорий муниципальных образований, подверженных воздействию фактора риска
Обязательным условием включения различных факторов в процесс управления риском является их сопоставимость для всех альтернативных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев).
В приведенных примерах для простоты иллюстрации применения методов управления риском используются упрощенные модели реализации проектов.
Пример 1. Наименование проекта: "Обоснование размера санитарно-защитной зоны с учетом планируемой реконструкции промышленного производства (на примере одного из градообразующих предприятий)".
Цель: Выбор сценария (комплекса мероприятий) по сокращению размера и обеспечению выполнения требований законодательства Российской Федерации к санитарно-защитным зонам промышленных объектов и сооружений.
Срок реализации проекта: период с 2005 до 2025 годы.
Учитываемые факторы риска: химическое загрязнение атмосферного воздуха.
Ограничения: 15 приоритетных загрязняющих веществ.
Пример 2. Наименование проекта: "Реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях" (безинвестиционный проект)
Цель: Выбор комплекса реабилитационных мероприятий для снижения риска развития экологически обусловленных заболеваний и улучшение состояния здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях.
Срок реализации проекта: ежегодно с 2005 до 2015 годы.
Учитываемые факторы риска: химическое загрязнение атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды, продуктов питания.
Ограничения: Ежегодное финансирование в ценах 2005 года. Численность населения, подлежащего реабилитации 10000 человек.
5.2. Факторы риска определяются по результатам проведения гигиенических оценок, данным социально-гигиенического мониторинга, оценки риска для здоровья населения, эпидемиологических и иных исследований влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
5.3. Сценарии управления риском для здоровья населения должны разрабатываться с учетом реализации мероприятий по всем существенным (известным) факторам риска по результатам их анализа и оценки.

VI. Определение перечня мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по управлению риском

6.1. Методология управления риском предполагает разработку и выбор эффективной стратегии по регулированию неблагоприятного воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения. Перечень мероприятий определяется задачами, которые решаются в процессе управления риском для здоровья населения в конкретной ситуации.
6.2. Предусматриваются альтернативные мероприятия (комплекс мероприятий, сценарии) для решения задач управления риском для здоровья населения. Каждый из возможных сценариев включает набор методов и мероприятий (природоохранных, технологических, медико-профилактических и иных), осуществление которых будет способствовать поставленной цели управления риском, с указанием сроков (периода) их реализации. Состав методов и мероприятий определяется их результативностью и величиной имеющихся средств для реализации стратегии по регулированию риска для здоровья населения.